08 ноября 2024
Александр ШАБРОВ, ректор С.-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова, петербуржец в пятом поколении. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт. Как ученый и преподаватель он формировался в стенах родного вуза, прошел путь от ординатора до проректора. Потом судьба связала его с Санитарно-гигиеническим медицинским институтом, ректором которого он стал в 1991 г. Сегодня его достижения измеряются званиями академика РАМН и РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ. В 100-летний юбилей академии он беседует с корреспондентом «МГ» о прошлом и настоящем вуза.
- Наша история началась с открытия медицинского факультета Психоневрологического института. Это было не научно-исследовательское, а высшее учебное заведение университетского типа с тремя факультетами - медицинским, педагогическим и юридическим. Вскоре медицинский факультет отделился от Психоневрологического института и появился 2-й Петроградский медицинский университет, затем Госинститут медицинских знаний, первым почетным ректором которого был академик В.М.Бехтерев. Клинической базой стала больница Петра Великого, которая была построена в честь 200-летия основания С.-Петербурга. Это первая в России больница павильонного типа, возведенная в стиле петровского барокко - красное с белым. Вместе с парком в 40 га ее здания и теперь радуют глаз своей красотой и элегантностью. Больница и поныне остается нашей базой.
В 30-е годы институт получил новое название - 2-й Ленинградский медицинский. Это был единственный медицинский вуз в городе на Неве, который работал в годы блокады и выпускал врачей. В жесточайших условиях было подготовлено 1500 докторов. До сих пор тяжело вспоминать то особое время, немало моих родных в те годы погибли в городе от голода и бомбежек. В 1947 г., поскольку в данном вузе был крупнейший медико-профилактический факультет и ведущие в Союзе гигиенические школы, он получил название Ленинградский санитарно-гигиенический институт. Но и на этом история его переименований не закончилась. В 1994 г., уже в бытность моего ректорства, так как здесь готовили врачей широкого профиля, в том числе и лечебного, было принято решение о переименовании его в академию с присвоением имени нашего нобелевского лауреата И.И.Мечникова.
- У каждого вуза свое лицо. Что характеризует сегодня вашу академию?
- Из всех медвузов страны мы в рейтинге стабильно занимаем 5-7-е место. Наш медико-профилактический факультет - ведущий в России, к тому же он самый большой, ежегодно мы принимаем на него 300 студентов. Даже в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова только 100 человек. Но помимо этого у нас еще два факультета - лечебный и высшего сестринского образования. Широко ведем довузовскую подготовку. На медико-профилактическом факультете готовят специалистов для 40 субъектов Федерации. Для этого созданы выездные приемные комиссии, которые работают в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Все выпускники по окончании вуза возвращаются домой. На последипломном уровне мы работаем практически по всем направлениям, которые существуют в медицине. Сейчас в академии 5 тыс. студентов, ординаторов, аспирантов, около тысячи иностранных, более чем из 70 стран мира. Специалистов для зарубежных стран вуз стал готовить с 1947 г. На медико-профилактическом факультете учились студенты из Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии и, вернувшись на родину, они создавали в своих государствах санэпидслужбы, используя наш опыт. За все время мы подготовили более 3 тыс. специалистов для более чем 80 стран мира.
- Но академия не только учебное заведение, это еще и лечебное учреждение с клинической базой - больницей Петра Великого.
- Мы с ней - единое целое. В недалеком прошлом она насчитывала около 2 тыс. коек, сейчас - 1,5 тыс. Студенты получают здесь первый опыт общения с больными, приобретают знания и навыки. У нас создано несколько научно-практических центров. Ведущий - Центр сердечно-сосудистых заболеваний, где применяют самые современные технологии лечения сердца и сосудов. Работают центры заболеваний опорно-двигательного аппарата, глазной, гастроэнтерологический и другие.
- Александр Владимирович, а интерес к своей первой «привязанности» - кафедре поликлинической терапии вы не потеряли? Ведь сегодня первичному звену придается особое значение...
- С коллегами и учениками мы многое сделали для подготовки врачей общей практики, даже получили правительственную премию за разработку программы и идеологии реформы первичной медпомощи по принципу ВОП.
- Сегодня много противоречивых мнений по поводу приоритета, отданного врачам первичного звена...
- Мы готовим врачей общей практики, серьезно уделяем этому внимание на старших курсах. А в этом году впервые уже на первом курсе отобрали около 60 ребят для подготовки из них ВОП, прикрепляем их к конкретным местам для прохождения практики и гарантируем интернатуру и клиническую ординатуру после окончания академии. Отдав этому делу более 20 лет, я сохраняю уверенность в том, что мы здесь на верном пути. Мы правильно поняли, что участковый врач превратился в диспетчера, ленивого диспетчера и нередко всю ответственность старался переложить на узких специалистов. ВОП нам нужен, его востребовало само время. Не случайно кто-то сказал, что врач общей практики - это адвокат семьи. Я бы сказал еще более точно - врачебный адвокат семьи. Его задача - уменьшать количество госпитализаций среди своего контингента. Вот при таких условиях его фигура станет привлекательной. В доказательство этого хочу привести пример Великобритании. В начале 50-х годов мощный крен в сторону специализированной медпомощи и использования передовых технологий привел к полной запущенности там первичного звена. Возросли сердечно-сосудистые, онкологические и другие заболевания. Но главное - выросло бремя экономических расходов, поскольку аортокоронарное шунтирование сделать можно, но это дорогостоящая операция. И тогда началась мощнейшая кампания, на которую пришлось потратить около 10 лет. Только в конце 70-х годов появились первые результаты развития общеврачебной практики: экономическая выгода - налицо, запущенных случаев стало меньше, население поверило доктору. Сегодня в Великобритании ни один специалист не примет пациента без направления врача общей практики.
- Как вы оцениваете качество подготовки студентов академии, знания своих выпускников?
- Сейчас очень модно слово «качество» - качество медпомощи, качество образовательных услуг. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы качество не снижалось и не страдало. И то, что высшая школа, и в том числе медицинская, пережила 90-е годы, честь и хвала нашим учителям и нашему здоровому консерватизму, мы не поддались на те призывы и «революции», к которым нас подталкивали. Но вместе с тем мы кое-что из прошлого потеряли. Я помню себя врачом, какая у нас была практика. Мы не просто дежурили в больницах, а лечили пациентов, оперировали их. Сейчас в этом плане молодежь нам уступает.
- С чем это связано?
- Тогда после 4-го курса студент ехал в обычную больничку в Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области, и в период летних отпусков превращался в человека, который может самостоятельно оказать помощь больному, на которого можно рассчитывать. Сейчас никто не может обеспечить командировочные расходы, оплатить дорогу. Но с другой стороны, многое зависит и от студента. Если ты стремишься стать хорошим врачом, у тебя есть личная заинтересованность - дерзай. Ну а качество подготовки в целом у нас на мировом, европейском уровне, в вопросах подготовки студентов к общению с больным даже сохраняем преимущества. Этому способствует не только наша клиническая больница Петра Великого, но и храм Петра и Павла, с которого она собственно начиналась. Церковь, к счастью, сохранилась, мы ее восстановили, отреставрировали. Сейчас здесь находятся старинные иконы, и наш настоятель отец Петр прилагает много усилий, чтобы приобщить студенчество к духовной жизни, привить высокие нравственные качества, так необходимые врачу.
- А какой нынче, по вашим наблюдениям, студент?
- Разный. Печально, что масс-культура на них очень сильно влияет. Я очень часто советую им побольше ездить на экскурсии по городу, знакомиться с его культурой, творчеством писателей, художников, скульпторов, живших в нашей Северной Пальмире.
- А как питерские клиники берут на работу ваших выпускников? Ведь дефицит врачебных кадров сегодня ощущается повсюду.
- Это вопрос больной. Дефицит обусловлен моментами, которые не связаны с подготовкой врачей. Четыре наших вуза в городе выпускают значительное количество докторов. Но многие из них уходят в фармфирмы, на предприятия, выпускающие оборудование. И конечно, как врачи они многое теряют.
- Какие изменения претерпела в последние годы организация учебного процесса?
- Мы сейчас приступили к созданию третьего поколения стандартов, серьезно работаем над стандартами по медико-профилактическому делу, стремимся дать студентам основательные юридические и экономические знания. Чтобы подготовить хороших специалистов лечебного дела, переоснащаем клиники новой техникой. У нас хорошие лицензионные компьютерные программы, позволяющие дать студентам отличные знания.
- Проблема педагогических кадров - одна из острых в любом вузе: мизерные зарплаты, весомые нагрузки. Чем вы их привлекаете?
- Особенно трудно приходится кафедрам медико-биологического профиля. Замечу, у нас открыт факультет повышения квалификации преподавателей - единственный в С.-Петербурге, куда принимают преподавателей из всех регионов страны. Стараемся привлечь их к научной работе, посылаем за рубеж на съезды, конференции, симпозиумы. Мы сотрудничаем с клиниками Швеции, США, Германии, Финляндии, так что без внимания мы их не оставляем. В прошлом году, во время встречи президента В.Путина и канцлера Германии госпожи Меркель был подписан договор о сотрудничестве между СПбГМА и клиникой Шарите, Германской службой академических обменов и Германской ассоциацией врачей.
- Время сейчас нелегкое. Чтобы самим учиться, учить студентов, развивать науку, требуются не только силы...
- Нас еще недавно безобразно финансировали, но сейчас мы получили поддержку президента страны В.Путина. Можно сказать, у нас сейчас пора Ренессанса. Есть уверенность, что все намеченное выполним. Реконструируем клиники, общежитие для студентов, есть возможность зарабатывать деньги оказанием медицинских и образовательных услуг, что позволит доплачивать за работу преподавателям и др. Используя свободную территорию - около 9 га, построим реабилитационный центр для тех, кто пережил блокаду, лиц пожилого возраста, бывших спортсменов, которые завоевывали Родине золотые медали, и нынешних, которые по поводу любой «болячки» едут за рубеж. Столетний юбилей дал академии новый импульс для жизни и развития. Планов у нас громадье!
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru