Вы здесь

Вузы должны приумножать «капитал здоровья»

В Москве прошел II Российский медицинский форум, который проводился по инициативе Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и Московского государственного медико-стоматологического университета под патронажем Минздравсоцразвития России. Мероприятие стало беспрецедентным по уровню научной программы, составу и числу участников. Более 3000 специалистов из России и ряда зарубежных стран, представляющих различные направления медицины и медицинского образования, получили возможность участвовать в работе тематических конференций, симпозиумов и заседаний под председательством ведущих российских ученых.

На основе академической триады

В течение трех дней состоялось 23 мероприятия - конференций, симпозиумов, «круглых столов», в том числе 3 крупные международные конференции - 4-я Международная конференция «Молекулярная медицина и биобезопасность», очередное заседание Межгосударственной комиссии стран СНГ и Фармасодружества, «круглый стол» по проблемам образования в области прав пациентов. В рамках форума впервые прошли два конкурса - образовательных программ и перспективных научных работ молодых ученых, которые вызвали большой интерес, привлекли внимание к проблематике медицинского образования и воспитания научно-педагогических кадров. Полностью оправдала себя идея привлечения к конкурсам в качестве жюри большого числа ведущих ученых - членов Экспертного совета при Минздравсоцразвития России. Их научная взыскательность и объективность обеспечили высокий уровень качественных параметров конкурсов.

Концепция форума была основана на доктрине академической триады - единства высшего медицинского образования, медицинской науки и клинической практики.

Всего в форуме приняли участие 3000 специалистов, в том числе около 50 зарубежных. В нем участвовали ведущие организаторы российского медицинского образования, ректоры, проректоры, деканы российских медицинских и фармацевтических вузов и факультетов. Удалось реализовать идею превращения форума в площадку коллегиального обсуждения насущных проблем высшей медицинской школы, медицинского и фармацевтического образования. Обсуждение этих проблем являлось основным направлением в разносторонней тематической программе форума.

На форуме были обсуждены новые актуальные проблемы медицины и здравоохранения, которые до сих пор не находили должного отклика в медицинском сообществе: среди них проблемы спорта высших достижений, внедрения высоких диагностических технологий, подготовки, переподготовки и специализации медицинских и фармацевтических кадров, обеспечения прав пациентов. Серьезно и плодотворно обсуждались вопросы реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
 
Пути сохранения конкурентоспособности

Весомое место в программе форума заняли проблемы и достижения высшей медицинской школы. Им было посвящено пленарное заседание «Российское медицинское образование: реалии и стратегия развития», прошедшее под председательством президента Московского государственного медико-стоматологического университета академика РАМН Николая Ющука. Участники «круглого стола» на тему «Пути развития высшей медицинской школы» обсудили наиболее острые вопросы развития до- и последипломного образования, а конкурс образовательных программ продемонстрировал возможности использования инновационных технологий в подготовке специалистов для здравоохранения.

Доклады ректора ММА им. И.М.Сеченова академика РАН и РАМН Михаила Пальцева «Стратегические направления развития высшей медицинской школы в России» и ректора МГМСУ профессора Олега Янушевича «Проблемы высшей медицинской школы на основе ситуационного анализа российского рынка образовательных услуг» стали центральными на пленарном заседании, посвященном проблемам высшего медицинского образования. Как было отмечено в докладе М.Пальцева, высшая школа вступила в период реформирования. Реформы идут повсеместно и в медицинских вузах России, и на медицинских факультетах европейских стран. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства. Налицо глобализация рынка образовательных услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий. Другая причина -реформирование систем здравоохранения, от которого напрямую зависит высшая медицинская школа.

В результате работы многочисленных экспертных групп, международных совещаний и конференций сформулированы основные требования к медицинским вузам и факультетам, которые предъявляют сегодня государство и общество. Это единство образования, научных исследований и клинической деятельности, программная структура, поливалентное образование, гармонизация и интернационализация медицинского образования, стимулирование клинического мышления учащихся на основе междисциплинарных подходов, адекватные методы и формы образования.

Добиться единства образования, научных исследований и клинической деятельности в реальности - значит создать необходимые предпосылки для качественного образования и проведения эффективных научных исследований. Примат научной деятельности кафедр и факультетов составляет основу конкурентоспособности на национальном и международном уровнях, в том числе в области образования. Основная проблема здесь связана со сложившимся приоритетом лечебной работы, которая проводится на клинических базах кафедр и факультетов.

Условия, в которых работает и развивается отечественная высшая медицинская школа, весьма сложные. Медицинские вузы работают в смежном поле: с одной стороны, подчиняются государственной политике в области образования, руководствуются государственной стратегией высшего образования, с другой стороны, они являются частью системы здравоохранения. В этом их специфика и основное отличие от других высших учебных заведений. Общее направление реформирования задано политической волей Болонского процесса.

Медицинские вузы и факультеты Европы и России в ходе длительного обсуждения определили те направления Болонского процесса, которые они считают приемлемыми и целесообразными для прогресса высшей медицинской школы. Это признание выпускных квалификаций, развитие академической мобильности, введение системы кредитов и системы управления качеством образования.

Кроме того, российские медицинские вузы вместе с академиями последипломного образования готовы содействовать непрерывному образованию врачей. В Западной Европе существует альтернативная система усовершенствования врачей через профессиональные объединения, у нас такая система исторически не сложилась.

Высокая миссия или зарабатывание денег?

Государственная поддержка инновационных вузов - это общая тенденция. В Западной Европе она выражается в стимулировании элитных вузов. Этот курс взят по инициативе и при мощной поддержке правительств, которые видят в элитных вузах форпосты национальной конкурентоспособности в области высшего медицинского образования. Так, в Германии в прошлом году выделено 1,9 млрд евро на дополнительное финансирование инновационных реформ в трех университетах, в двух из них работают медицинские факультеты. Эти три университета выиграли конкурс, на который было подано 300 заявок, причем лишь 10 вышли в финал. В России в 2006 г. подобный конкурс выиграла ММА им. И.М.Сеченова, в 2007 г. - МГМСУ.

Третий компонент единого комплекса «образование - наука - медицинская помощь» - вузовская медицина - является неотъемлемой частью системы здравоохранения. Университетские клиники обеспечивают наиболее высокий уровень медицинской помощи (лечение осуществляют ведущие профессора, при необходимости немедленно привлекаются специалисты смежных специальностей того же уровня, диагностика осуществляется на уровне научно-исследовательских стандартов).

И в России, и в Европе существуют разные формы отношений вузов и факультетов с клиническими базами. Сравнительно небольшое число вузов имеет собственные клиники. Чаще университеты используют базы муниципальных и государственных больниц на договорных условиях. И в первом, и во втором случае снижение государственного финансирования, которое ощущают на себе большинство вузов и факультетов, экономия ресурсов здравоохранения при оплате медицинских услуг негативно влияют на вузовскую медицину. Больницы-партнеры перестают быть заинтересованными в использовании их ресурсов университетами. Собственные клиники меняют приоритеты в пользу оказания медицинских услуг, чтобы обеспечить свою жизнеспособность.

Высшую медицинскую школу нельзя подчинять примату лечебной работы. Рушится основной принцип единства образования, науки и клиники. Кроме всего прочего, особая функция клинических баз - клинические исследования с участием пациентов. Именно они обеспечивают разработку новых методов лечения. Это серьезная проблема, которую нельзя выпускать из внимания. Выход из положения - лечить (оказывать медицинские услуги) или учить - в верном распределении акцентов. Это задача менеджмента.

Важно добиться, чтобы экономика работала на цели улучшения высшего медицинского образования, а не образовательный процесс подчинялся экономике. Примеры последнего, к сожалению, имеются в изобилии: встречаются вузы, которые нарушают учебный процесс из-за слабости своей экономики. Достаточно много вузов (причем не только негосударственных), которые фактически всю свою деятельность подчинили зарабатыванию денег, почти забыв о своей высокой миссии.

Между тем экономические перспективы высшего медицинского образования не слишком радужны. Ожидается снижение числа абитуриентов из-за демографического кризиса, снижается престиж медицинского образования в России. Высокое звание врача не соответствует реальному социальному статусу. Главный работодатель отрасли - государство не предлагает выпускникам конкурентоспособную зарплату.

Сложился ненормальный, антирыночный механизм мотивации: медицинские вузы прививают студентам любовь к профессии, а потом выученные ими врачи мирятся с низкими зарплатами. Хотя всё должно быть ровным счетом наоборот: абитуриентов в медицинские вузы должна вести привлекательность профессии врача, ее высокий статус. Ясно, что тем самым популярности медицинского образования среди абитуриентов наносится огромный урон.

Пора заканчивать рассуждения о проблемах приспособления к рыночным условиям, подчеркнул М.Пальцев. Экономика - это всего лишь инструмент развития вуза, им просто надо уметь пользоваться. Тот, кто в совершенстве им владеет, открывает перед собой широкие возможности. А тот, кто пренебрегает, добровольно обрекает себя на трудности.

Безусловно, медицинским вузам необходимо зарабатывать деньги своими силами. Это принципиальная позиция. Но медицинский вуз нельзя ставить на одну доску с экономическим или юридическим. Существует отраслевая специфика. «У нас нет их источников доходов, зато издержки неизмеримо выше», - подчеркнул М.Пальцев. Высшее медицинское образование нуждается в особой государственной поддержке. Из-за сокращения числа абитуриентов вузы в самое ближайшее время вступят в острую конкуренцию по предоставлению образовательных услуг. А в целом развитие высшей медицинской школы будет происходить между двумя полюсами: конкуренция и кооперация.

В трудных условиях реформирования, при мощном давлении внешних факторов российская высшая медицинская школа должна развиваться, выживать и процветать как необходимый социальный институт, работающий на основную социальную ценность - «капитал здоровья» населения.

Как оградить медицину от случайных людей?

Профессор О.Янушевич отметил, что средняя продолжительность обучения имеет стойкую тенденцию к увеличению ее срока до 16 лет. Сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 6,4%). Мероприятия по реорганизации сети учреждений среднего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных учебных заведений, а вот число высших учебных заведений увеличилось. Прием в государственные и муниципальные вузы в 2006 г. увеличился на 4 тыс. человек (на 0,3%) за счет студентов, принятых на платной основе, и составил 1376,7 тыс. человек. При этом прием на обучение в государственные и муниципальные вузы за счет бюджетов всех уровней составил 585,3 тыс. человек и сократился по сравнению с 2005 г. на 28 тыс., или на 5%. По мнению О.Янушевича, введение ЕГЭ для высшей медицинской школы без дополнительных форм отбора абитуриентов в виде собеседования может привести к тому, что в медицинские вузы будет поступать все больше случайных людей, что недопустимо. Довольно низким остается уровень подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, поэтому положительной тенденцией можно считать то, что таких специалистов все активнее начинают готовить вузы.

Если в высшей школе в целом удельный вес негосударственных вузов достигает 40%, то в высшей медицинской школе их всего 8 из 96, что позволяет выдерживать стандарт подготовки современного врача. Стабильным в последние годы остается общее число медицинских вузов и медицинских факультетов на базе университетов. О.Янушевич высказался за их развитие в регионах, но при этом не должно страдать качество подготовки врачей. К сожалению, возможность качественной подготовки врачей далеко не всегда принимается во внимание при открытии новых медицинских вузов и факультетов.

Как показывает статистика, число студентов, получивших диплом о высшем медицинском образовании, близко к числу студентов, зачисленных на 1-й курс, и эта тенденция не меняется в течение многих лет. Это свидетельствует о недостаточной гибкости высшего медицинского образования. А ведь медицина - та область обучения, где должна быть развита система отсева и перевода студентов, не готовых к профессии врача, на обучение по другой специальности, отметил О.Янушевич.

Ситуационный анализ сложившегося рынка образовательных услуг показывает, что главным регулятором его является государство. К сожалению, ассоциации и профессиональные союзы не взяли на себя функции по формированию заказа высшей профессиональной подготовки. Государственное регулирование рынка образовательных услуг определяет «правила игры» для всех высших учебных заведений. Однако не все государственные нормативные документы в этой области учитывают специфику высшей медицинской школы. Активная интеграция отечественной высшей медицинской школы в международное образовательное пространство не должна приводить к потере достижений и приоритетов российского опыта подготовки врачей. С этим выводом О.Янушевича согласились все участники пленарного заседания.

Фёдор СМИРНОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru