23 декабря 2024
До недавнего времени аптеки мало чем отличались друг от друга: неброское оформление, ограниченный ассортимент лекарств. Ветераны отрасли помнят о том, как вручную приходилось выписывать накладные на препараты, а самым надежным инструментом учета тогда были... простые бухгалтерские счеты. Как музейный раритет они сегодня хранятся во многих аптеках.
Виртуальная реальность
Рыночные процессы, происходящие в фармацевтической рознице, заставили говорить о новых подходах в торговле лекарствами. Растет конкуренция, растут и запросы населения к лекарственной помощи. За последние годы сформировалось новое поколение людей, привыкших к отсутствию дефицита лекарств. И если раньше был важен сам факт приобретения препаратов, а не стоимость или описание его свойств, то теперь на первый план выходит информационная составляющая о лекарственном средстве.
Существует ряд информационных технологий, позволяющих упрощать или облегчать общение провизора и фармацевта с потребителями. В первую очередь это интернет-аптеки.
На рынке онлайн-продаж в Европейском союзе наиболее бурный рост происходит именно среди товаров аптечного ассортимента: за три года объем продаж лекарственных средств вырос в 3,5 раза. Европейский опыт показывает, что при дистанционных продажах более часто заказываются именно рецептурные препараты.
В России с ее огромными расстояниями и низкой плотностью населения данный рынок продаж имеет большие перспективы, полагают эксперты. Особенностью отечественных интернет-аптек является тот факт, что лицензия выдается только на реальную аптеку, имеющую все необходимые условия для обеспечения сохранности качества ЛС. Сейчас практически в каждом крупном городе функционирует одна или несколько онлайн-аптек, а всего в стране их можно насчитать более ста. Лекарственное средство - это всегда есть лекарственное вещество плюс информация о нем, напоминает заведующая лабораторией фармакоэкономики НИИ фармации ММА им. И.М.Сеченова профессор Роза Ягудина. Как показало масштабное исследование, проведенное в пяти европейских странах, сегодня наиболее востребована посетителями аптеки информация о фармакологическом действии препарата, дозировке, переносимости, показаниях и противопоказаниях.
В этой связи всё большую популярность в европейских странах среди посетителей аптек получает и такое средство коммуникации, как интерактивный киоск. В этом терминале они могут получить любую интересующую их информацию об ассортименте ЛС, приеме препарата, его дозировке и т.д. Кроме того, подобные киоски могут «провести экскурсию» по залу аптеки, указав, где находится препарат, и при необходимости зарезервировать его. Считается, что 30% посетителей аптечных учреждений испытывают дискомфорт во время разговора с провизором о своих недугах. Еще одна положительная особенность интерактивного киоска заключается в том, что клиент аптеки может получить консультацию о препарате, не задавая публично вопрос о действии некоторых препаратов.
«Своя» аптека
- В настоящее время информация является основным элементом повышения качества деятельности аптеки в привлечении покупателя, - говорит Р.Ягудина. - Она позволяет объединить как профессиональные, так и бизнес-задачи аптеки. Тем не менее необходимо помнить, что главное в работе аптеки не получение прибыли, а оказание фармацевтическое помощи. Если посетители приходят в вашу аптеку, значит, вы заслужили их внимание и расположение. Это не только авторитет аптечного учреждения, но и значительный рост продаж.
Формирование образа «своей» аптеки у покупателя - еще один из факторов, способствующих улучшению взаимодействия между потребителем и фармацевта- ми. В частности, об этом свидетельствует опыт Дании. В датских аптеках имеется клиентская база на пациента, отображающая не только данные по рецептурным препаратам, но и его предпочтения, наиболее удобное время посещения аптеки и многое другое. После того как врач выписывает рецепт на необходимый препарат, эти данные поступают в аптечное учреждение, и когда пациент приходит в аптеку, ему остается лишь получить необходимый препарат.
Стоит отметить, что фармацевт имеет ограниченный доступ к информационной базе по больному. У самого больного также имеется возможность просмотреть данные, имеющиеся в его электронной карте. При желании он может сообщить свой код персональных данных фармацевту, с тем чтобы он имел возможность получить более полную информацию о нем и его заболевании.
Наиболее уязвимое место такой системы - обеспечение конфиденциальности этих данных. Но Дания - не такая уж большая страна, и в отличие от России, где число аптечных предприятий перевалило за 60 тыс., в ней насчитывается всего 237 аптек. Интересная деталь: до сих пор открытие каждой новой аптеки сопровождается специальным указом королевы.
Семь раз проверь...
Из всех существующих на сегодняшний день информационных источников по безопасности лекарств самый массовый, доступный и оперативный - это инструкция по применению ЛС, отмечает руководитель научно-аналитического отдела ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора профессор Александр Яворский. Содержащаяся в ней информация основана на результатах доклинических и клинических исследований. Очень важна правовая основа - все инструкции обязательно должны быть составлены в соответствии с действиями государственного информационного стандарта.
Инструкция является, по сути, юридическим документом, определяющим ответственность за возможные отрицательные по- следствия применения такого источника повышенной опасности, каковым, несомненно, являются лекарственные средства. К сожалению, примеры такой опасности общеизвестны. Ежегодные потери от побочного действия и осложнений после применения лекарств исчисляются миллионами пострадавших и огромными материальными потерями.
Еще 10-20 лет назад ассортимент российской аптеки не превышал 800 позиций. Сегодня этот показатель вырос в несколько раз, что неудивительно: в России официально зарегистрировано более 17 тыс. наименований лекарственных средств. Разобраться в этом море лекарств подчас не под силу даже специалисту.
Однако эта проблема характерна не только для нашей страны. Фармацевтический рынок США - крупнейший в мире. Так, за год американские врачи выписывают 3 млрд рецептов. Насколько безопасна столь массовая лекарственная помощь?
На базе 50 аптек было проведено исследование, в ходе которого проверили обоснованность выписки 4 тыс. рецептов. В результате только 77 были признаны ошибочными, и только 5 из них могли быть опасными для жизни. Вроде бы небольшие цифры. Но если экстраполировать данные исследования на 3 млрд выписанных рецептов, тогда ошибочными могут быть признаны... 50 млн рецептов, из них представляют опасность для жизни - 3,3 млн.
Эта поистине ужасающая статистика прекрасно демонстрирует, насколько необходимо обеспечить наиболее полную и доступную информацию по применению и противопоказаниям лекарственных средств.
- Информация начинается с первых нескольких букв в названии лекарственного препарата, -говорит А.Яворский. - Проводится экспертиза названия лекарства, его инструкции по применению, после этого существует довольно большая вероятность, что эта объективная информация станет основой для правильного лечения пациентов, и в аптеках будет меньше проблем.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru