Вы здесь

Лекарственная арифметика

Российский фармацевтический рынок переживает свои взлёты и падения. Ещё 3-4 года назад он показывал беспрецедентные темпы роста и вырвался в десятку наиболее динамично развивающихся мировых фармрынков. Сегодня его успехи не столь велики, фармрынок заметно сбавил обороты и плавно перешёл в «стабильную стадию».

Вместе с тем, как отмечают аналитики, дальнейший манёвр рынка зависит от многих составляющих. Прежде всего от того, как будут реализовываться на практике новые законодательные инициативы, значительно изменившие «правила игры» на фармацевтическом поле, и в целом от общей экономической ситуации в стране. О росте цен, усилении конкуренции и других событиях на российском фармрынке в первом полугодии 2013 г., а также прогнозах на ближайшую перспективу шла речь на «круглом столе», организованном Российской ассоциацией фармацевтического маркетинга (РАФМ).
    
Налетай, подорожало!
По данным компании DSM Group, за первое полугодие 2013 г. объём российского фарм-рынка вырос на 12,8% и составил 504 млрд руб. Основным драйвером развития рынка в течение последних лет остаётся коммерческий розничный сегмент.

Наибольший прирост отмечался в первые месяцы года (+14-18%), в мае рынок просел до 8,5%. Снижение продаж обусловлено снижением спроса на ряд сезонных препаратов, в частности, на препараты для лечения заболеваний носа, горла, противопростудные ЛС. Однако непривычно холодное лето также внесло свои коррективы, и рынок вернулся к ожидаемым показателям (в среднем прирост составил 14%).

Но это вовсе не означает, что потребитель стал покупать больше медикаментов. Напротив, объём продаж в упаковках за 8 месяцев снизился на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г Просто лекарства подорожали. Кроме того, увеличился спрос на более эффективные, а значит более дорогие препараты.

- Наибольший вклад в рост рынка - изменение структуры в пользу дорогих препаратов, - отметила Юлия Нечаева, директор по исследованиям компании DSM Group. - При этом доля «дешёвого» сегмента продолжала снижаться. Так, по итогам 8 месяцев 2013 г. доля лекарств с ценой ниже 50 руб. в денежном выражении составила 8%. В упаковках снижение составило 2%, а общая доля в структуре продаж на коммерческом рынке снизилась с 61% в 2011 г. до 55% в 2013 г.

Дешёвые препараты падают в упаковках, но растут в рублях. Продажи ТОП-5-брендов (это такие популярные ещё с советских времён препараты, как активированный уголь, цитрамон, стрептоцид, ацетилсалициловая кислота и глюконат кальция) за анализируемый период снизились на 50 млн упаковок. При этом за счёт роста цен в денежном выражении прирост составил 454 млн руб. По некоторым из этих позиций цена выросла в 8-10 раз.

Также одна из новых «старых» тенденций на фармрынке - низкая инфляция. По итогам 8 месяцев инфляция на лекарства составила 2,9%. В предыдущие 5 лет этот показатель колебался в пределах 8-10%.

Российский рынок остаётся преимущественно импортным. По итогам первого полугодия 2013 г 58% препаратов, реализованных на рынке, являлись отечественными (в натуральных единицах измерения), однако ввиду своей невысокой цены относительно импортных лекарств в стоимостном выражении они занимают лишь 24%.

При том, что в последние 2-3 года цены на отечественные медикаменты росли быстрее, чем на импортные, их доля в упаковках снижается. Эта тенденция отмечалась и в анализируемый период.

- Рынок не растёт в упаковках, так как меньше покупают отечественных препаратов, - подчеркнула Юлия Нечаева. - Соответственно, только инфляция и рост цен влияют на то, что общий объём продаж отечественных препаратов в рублёвом выражении растёт быстрее, чем на импортные ЛС. Это также подтверждается и тем, что инфляция на отечественные медикаменты выше, чем на импортные - 3,7% против 2,6%.

Йод, зелёнка и настойки

По итогам первого полугодия 2013 г. на фармрынке было реализовано порядка 24 тыс. SKU, из них на отечественные препараты приходилось 14 тыс. SKU. Здесь требуется небольшое пояснение. SKU (stock keeping unit) - единица складской наличности. Фактически это ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной размерности, ёмкости, цвета и т.д.). Это отличие, которое выделяет товар.

За этот же период было реализовано 12 тыс. брендов ЛС, из них около 8 тыс. составили отечественные препараты.

Сегодня отечественные предприятия, входящие в ТОП-10, выпускают 23% всех ЛС, находящихся в обращении на рынке. В денежном выражении их доля составляет 10%, в упаковках – 28%. Какие же наиболее популярные препараты, производимые отечественным фармпромом? Прежде всего, это любимые в народе всевозможные спиртовые настойки (пустырника, валерианы, боярышника), йод, зелёнка и анальгин. К примеру, настойку пустырника выпускает 46 отечественных предприятий.

В стоимостном объёме рынок практически поделён поровну между рецептурными и безрецептурными препаратами (51% против 49%), в натуральном выражении, что весьма предсказуемо, лидируют безрецептурные препараты (на их долю приходится 70% коммерческого сегмента рынка).

Говоря об основных показателях рынка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Ю.Нечаева отметила, что третий год подряд наблюдается рост этого сегмента в денежном выражении: с 25% в 2012 г. до 31% в 2013 г. В натуральном объёме доля ЖНВЛП составляет 32%.

Что касается такого показателя, как инфляция, то на препараты списка ЖНВЛП она в 3 раза ниже, чем на не ЖНВЛП (1,2% против 3,6%).

Итак, основные тенденции за первое полугодие 2013 г. : значительное снижение рынка в упаковках и низкая инфляция, что, по словам Ю.Нечаевой, обусловлено рядом факторов:

– Прежде всего, это связано с введением ценового регулирования на ЖНВЛП, а это треть российского рынка лекарств. Но с другой стороны, аптеки всё чаще закупают лекарства на торгах, и дистрибуторам волей-неволей по каждому препарату приходится участвовать в этой системе для того, чтобы продать лекарства и завести их в аптеку. То есть аптеки устраивают свою тендерную систему, которая, в свою очередь, влияет на то, что инфляция искусственно уменьшается.

Тревожные сигналы

По словам Николая Демидова, генерального директора компании IMS Health Россия и СНГ, итоги первого полугодия 2013 г. оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, розничный рынок значительно вырос. Го -спитальный сегмент, напротив уменьшился в объёмах, что во многом связано со спецификой госпитальных закупок, снижением финансирования программы модернизации здравоохранения, и к концу года, по прогнозу аналитика, в этом секторе будет нулевой прирост. В сегменте ОНЛС итоговый рост составит порядка 7-8%.

Ещё один «тревожный сигнал»: если в предыдущие годы Россия значительно опережала по темпам роста фармрынки стран СНГ, то начиная с 2012 г. ситуация изменилась и не в нашу пользу.
 
В чём основные причины замедления общих темпов роста фармрынка? В первую очередь этому способствуют следующие факторы: снижение финансовой ликвидности товаропроводящей сети и, прежде всего, аптек; сдерживание цен на ЖНВЛП; введение выписки лекарств по МНН; ухудшение макроэкономических показателей (снижение темпов роста ВВП, промышленного производства, объёма инвестиций).

Вместе с тем ухудшение макроэкономических факторов ещё не успело сказаться на социальных показателях. По данным Госкомстата, рост доходов пока перекрывает рост уровня инфляции, но как в дальнейшем будет развиваться ситуация – этот вопрос пока остаётся открытым.

Один из основных социальных индексов – уровень безработицы. Сегодня он в России значительно ниже, чем в других странах Европы – 5,2% от общего числа работающего населения.

– При сохранении этих тенденций можно сказать, что если кризис и придёт на фармацевтический рынок, то это случится не в конце года, а гораздо позже, – резюмировал Н.Демидов.

Что касается второй половины года, то аналитики не ожидают резких ценовых колебаний на фармныке, и, по-видимому, средние темпы его роста сохранятся до конца текущего года. Эксперты, выступавшие на «круглом столе», пришли к общему мнению, что в 2013 г. российский фармацевтический рынок увеличится в среднем на 10-13% и перешагнёт очередной важный рубеж: его объём впервые может превысить 1 млрд руб.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru