24 декабря 2024
«Бюджетный манёвр» в здравоохранении: какими могут быть последствия?» – ответ на этот вопрос искали на «круглом столе» в РИА Новости, по-свящённом финансированию отрасли на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. Сокращение в этот период расходов на медицину из федерального бюджета не может быть компенсировано за счёт Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ, большинство из которых дефицитные, – к такому выводу пришли участники дискуссии.
Хочешь жить – умей вертеться?
В ближайшие годы российское здравоохранение ожидают глобальные перемены: «бюджетный манёвр» Минфина (см. «МГ» № 72 от 25.09.2013 – «Лишних денег не будет»; «МГ» № 73 от 27.09.2013 «Бюджетный манёвр»; «МГ» № 75 от 04.10 2013 – «Когда лечение не по карману»; «МГ» № 76 от 09.10.2013 – «Эксперимент на здоровье») обрастает всё большими подробностями. Выясняется, что в следующем году расходы федерального бюджета по содержанию федеральных медицинских учреждений должны сократиться на 35%, в последующие два года – ещё на 50% в год. Итого, с учётом инфляции, – более чем на 85% за 3 года! Недостающие средства должны быть замещены регионами и Федеральным фондом ОМС – для этого ставка налога на медстрахование с 2012 г. повышена на две трети.
Абсолютные цифры, напомнил на «круглом столе» председатель исполнительного комитета межрегионального общественного «Движения против рака» Николай Дронов:
– В этом году из федерального бюджета на здравоохранение отпущено 515 млрд руб., а в 2016 г. планируется 344,5 млрд, снижение – на 34%», – отметил он. – А с учётом инфляции получается и вовсе в 2 раза. В таком сценарии бюджетная система недополучает в 2013 г. 1 трлн руб.
Предложение Минфина есть нарушение Конституции РФ, гарантирующей гражданам получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, заявил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
– Ясно, что страна у нас небогатая, понятно, что объём российского бюджета сопоставим с бюджетом двух штатов США, – заметил он. – Но есть проблемы ментальности. Ментальность наших финансистов по отношению к здравоохранению такова, что финансирование его в 2 раза меньше, чем должно быть. Словом, предлагаемая сегодня оптимизация – это сокращение финансирования, у нас по-другому не бывает.
Если доля расходов на здравоохранение в ВВП составляет на сегодняшний день 3,7% (вдвое меньше, чем в развитых странах), то, по прогнозам Минфина, к 2016 г. этот показатель должен снизиться до 2,6%, уточнил Л.Рошаль.
Как говорится, хочешь жить – умей вертеться. Вот и россиянин, если жить захочет, завертится – ему придётся и работать, и лечение оплачивать, полагает Н.Дронов. Больницы у нас уже начали преобразовывать из МУПов в государственно-частные партнёрства, а пациентов – переводить на «соплатёж», когда примерно 40% лечения оплачивает государство, а 60% сам как-нибудь постарайся найти у себя в кармане.
Коммерческая медицина – не помощник
– Сейчас под предлогом неких общих тенденций экономии бюджета пациентам будут активно предлагать платить за услуги, включённые в Программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Мы крайне озабочены этим, потому что знаем, как это происходит в регионах. Поэтому будем сопротивляться всеми силами против необоснованного расширения коммерческих услуг, – сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.
– У нас и так всё очень дорого для больных людей, – поддержал Ю.Жулёва Л.Рошаль. – Мне не нравится отсутствие бесплатного медицинского обеспечения после инсульта и инфаркта.
– Будет ещё хуже. Надеяться на платные клиники не стоит – тут одних лечат, а других калечат, – заявил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографией Николай Дайхес. По его словам, недели не проходит, чтобы Общественной палате РФ не приходись разбираться с вопиющими безобразиями в частных медучреждениях.
– Коммерческая медицина формировалась у нас в «лихие 90-е», и если остальные кошмары 90-х годов выправляются, то она кошмаром так и остаётся, – резюмировал он.
И в этих условиях Минфин предполагает урезать основные расходы на здравоохранение из федерального бюджета именно за счёт наиболее тяжёлых больных, недоумевают участники дискуссии.
– Это может иметь резко негативные последствия для части пациентов, получающих терапию по программе «Семь нозологий», программы ОНЛС и т.д., – считает Ю.Жулёв. – Некоторые из этих программ уже сегодня испытывают недостаток средств: пациенты с тяжёлыми заболеваниями не смогут получать адекватного лечения.
Регионы просят субвенций
– Будет очень жаль, если произойдёт сворачивание начатых программ, – сказал Н.Дронов. – За последние 10 лет были предприняты беспрецедентные усилия по модернизации здравоохранения, в отрасль пришли колоссальные инвестиции. Никогда такого в истории нашей страны не было, и сейчас сбавить этот темп никак нельзя. Этот тренд должен быть сохранён.
Но субъекты Федерации не смогут выполнить возложенные на них обязательства, убеждён Н.Дронов. А значит, возникнут проблемы у региональных льготников, в частности, у онкологических больных, лекарственное обеспечение которых является региональной функцией. По данным общественной организации «Равное право на жизнь», из-за сокращения нынешних федеральных субвенций из 2,9 млн таких больных 1 млн окажется под риском снижения финансирования лечения в 2 и более раза. А это – каждый третий пациент. Ведь только 17 из 83 субъектов Федерации не испытывают трудностей с реализацией региональных программ госгарантий бесплатной медицинской помощи. Словом, россиянам уже сегодня следует задуматься над тем, как, по возможности, не стать пациентом...
Перекладывая нагрузку на регионы, у большинства из которых – дефицитные бюджеты, а губернаторы озабочены другими больными проблемами, трудно рассчитывать, что субъекты РФ выдержат даже сегодняшнюю планку, считают участники «круглого стола». По их мнению, предусматриваемый Минфином рост трансфертов на 100 млрд руб. в год – недостаточен и прошлогодний майский пакет указов Президента РФ после выборов может оказаться под угрозой срыва.
Согласно исследованию Центра фискальной политики, в субъектах РФ считают, что федеральный центр даёт им не более трети ресурсов, необходимых для выполнения перечисленных указов главы государства социальной направленности. Поможет ли в этой ситуации обещание премьер-министра, заявившего на недавнем заседании правительства, где рассматривались изменения в бюджете на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг., что «значительную сумму предполагается отправить на сбалансированность региональных бюджетов, о чём просят практически все руководители регионов»? «Где деньги, Зин», если мы уже режем федеральный бюджет?
Ресурсов ФОМС не хватит?
– Сокращение расходов на здравоохранение – это сокращение инвестиций в человеческий капитал, который является основой любого государства, – заметил Н.Дронов. Отвечая на вопрос «МГ», председатель исполкома «Движения против рака» заявил, что ресурсов федерального ФОМС не хватит, чтобы принять перекладываемую на него из федерального бюджета в сфере здравоохранения финансовую ношу и возместить выпадающие государственные расходы. А страховые взносы работодателей «увеличивать уже некуда», считает он, поэтому необходимого роста налоговых поступлений в фонд не предвидится.
– Нам объясняют, что если объединить планируемые расходы федерального и региональных бюджетов и ФОМС, то в абсолютных цифрах снижения не будет, – сказал Ю.Жулёв. – Но все мы знаем, что тарифы ОМС и сегодня не покрывают реальных затрат. А в дальнейшем планируется переложить на ФОМС и высокотехнологичную медпомощь.
Плановые показатели межбюджетных трансфертов демонстрируют резкое падение расходов федерального бюджета на программы ОМС, подчёркивалось на «круглом столе». Если в 2014 г. это 7,5 млрд руб., то в
2015 г. – уже 1 млрд. Гд е ФОМС возьмёт средства, чтобы возместить выпадающие доходы? На работодателей, как уже говорилось выше, их не переложишь – уйдут в тень. А региональные программы госгарантий медпомощи требуют ресурсной поддержки, без которой снижение её доступности и качества неизбежно.
По одну сторону баррикад
Грядёт кризис, и это нельзя замалчивать. «Бюджетный манёвр», в рамках которого страна будет с 2014 г. , – тому подтверждение. Этот «манёвр» – попытка сэкономить на том, на чём экономить нельзя, – на здоровье граждан будущих поколений. Поэтому обществу следует консолидироваться, чтобы не допустить превращения подобного проекта федерального бюджета в закон, считают представители пациентских и врачебных организаций.
– Я благодарен пациентскому сообществу за инициативу совместно поднять проблему финансирования здравоохранения, – заявил в ходе дискуссии Л.Рошаль. – Мы находимся по одну сторону баррикад.
А Н.Дронов, напомнив, что на модернизацию здравоохранения из федерального бюджета были выделены колоссальные инвестиции – 460 млрд руб. (700 млрд руб. в целом), выразил убеждение, что сбавлять темпы финансирования отрасли никак нельзя. В этом случае федеральные медицинские центры, например, которые также хотят сбросить с финансирования из федерального бюджета и перевести на ОМС, «очень быстро сравняются с ЦРБ какого-нибудь посёлка», полагает он.
От того, удастся ли сегодня отстоять финансирование отрасли, зависит будущее отечественного здравоохранения, убеждён Ю.Жулёв. По его словам, «это переломный момент, и мы должны консолидироваться». Как сообщил Н.Дайхес, в защиту бюджета здравоохранения, споры о конкретных цифрах которого «будут идти до последнего», выступает и Общественная палата РФ.
– Пока точные цифры бюджета не утверждены, но есть основные рейперные точки, на которые нужно особо обратить внимание.
Это, прежде всего, высокотехнологическая помощь пациентам, лекарственное обеспечение - те сферы, которые могут пострадать при сокращении бюджета, - отметил глава комиссии Общественной палаты РФ. - В результате новой программы финансирования основная нагрузка ляжет на ФОМС. Сможет ли он выстоять и выполнить свои функции - очень большой вопрос.
А Минздрав настроен оптимистически
«Фактически 53-54% всех денег которые идут на здравоохранение, к 2016 г. будут погружены в систему обязательного медицинского страхования», – подтвердила на встрече с Президентом РФ В.Скворцова. А на брифинге в Доме правительства она сообщила, что в этой системе уже в 2014 г. будет почти на 200 млрд руб. больше, чем в нынешнем. «Даже чистый прирост средств в фонде составляет около 80 млрд руб., – сказала она. – Так что общее количество денег в ОМС наращивается, это позволит и соблюсти все наши обязательства». «Нет никаких опасений, что денег на что-то не хватит», – заявила глава Минфина, говоря о бюджете на 2014 г.
«Бюджет, идущий на отрасль здравоохранения, в целом согласован, он сбалансирован, – информировала В.Скорцова и главу государства. – C 2014 по 2016 г. ожидается увеличение финансовых ресурсов на все основные блоки здравоохранения. Основная тенденция – это увеличение части страховой медицины». Министр заверила В.Путина, это позволит Минздраву выполнить все указы главы государства от 7 мая 2012 г. «и в плане повышения заработной платы медицинским работникам, и в плане выполнения основных целевых показателей по состоянию здоровья населения».
Министр здравоохранения РФ не устаёт повторять, что переход на платное медобслуживание россиян не планируется, что Конституция РФ закрепила наше право пользоваться медицинскими услугами во всех государственных и муниципальных учреждениях бесплатно, что весь основной объём медпомощи, включённой в Программу госгарантий, будет оказываться каждому гражданину России с момента его рождения бесплатно.
Что касается меня, то я не считаю, что в будущем 3-летнем бюджете страны заложен какой-то манёвр. Это – продолжение тенденций инерционной политики последних лет с их ростом расходов на оборону, правоохранительную деятельность, госуправление... Поэтому, как и независимые эксперты, опасаюсь, что грядущий «бюджетный манёвр» обернётся в сфере здравоохранения большими потрясениями для миллионов пациентов.
Константин ЩЕГЛОВ,
обозреватель "МГ"
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru