24 декабря 2024
Очередной, III Общероссийский медицинский форум «Медицина за качество жизни» состоялся в Новосибирске. В его программе особое внимание было уделено вопросам реализации демографической политики государства и профилактики преждевременной смертности населения страны, в частности, от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Дело медицины – табак
Здоровье - важнейшая составляющая понятия «качество жизни». В рейтинге общечеловеческих ценностей здоровье занимает одно из первых мест, опережая такие категории, как любовь, карьера и материальное благосостояние. Но означает ли это, что россияне готовы беречь эту величайшую ценность? К сожалению, нет.
В России преобладают четыре основных фактора риска инвалидизации и преждевременной смертности людей: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина из-за погрешностей в питании, чрезмерное употребление алкоголя и табакокурение. Страшные цифры: 87% случаев преждевременной смертности россиян и 58% случаев выхода людей на инвалидность связаны с этими факторами риска.
До тех пор, пока на государственном уровне не будут приняты соответствующие законы о стимулировании здорового образа жизни (в том числе материальном), единственное, что может противопоставить саморазрушительному поведению граждан медицина -это активная санпросветработа и иные формы профилактики заболеваний. Однако надо признать, что профилактическая медицина до тех пор не будет вызывать доверие населения, пока сами медработники не станут примером здорового образа жизни.
- Борьба с табакокурением - важнейшая задача в программе оздоровления населения России, но пока в этом направлении мало что делается. Между тем в европейских странах этот вид медицинской помощи имеет такой же статус, как лечение жизнеугрожающих заболеваний, - напомнил собравшимся заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Николай Герасименко.
В Министерстве здравоохранения Франции есть департамент по лечению зависимостей. А в Германии кардиологическому больному не будут ставить стент, прежде чем он не бросит курить. В противном случае стентирование - пустая трата средств государственного бюджета.
- Российское здравоохранение сегодня не помогает лечению табачной зависимости. А большая часть самих врачей - курильщики. Не мудрено, что в стране сложилась парадоксальная ситуация: огромные ресурсы тратятся на применение высоких медицинских технологий, в том числе при заболеваниях, спровоцированных курением, а на профилактику внимания не обращают, - констатировал академик РАМН Герасименко.
Начинать оздоровление нации нужно с медицинских работников, двух мнений в этом вопросе быть не может. Но в отличие от европейских стран, в отечественном здравоохранении законы рынка пока работают очень слабо. Например, в Великобритании социологи посчитали и выдали работодателям следующую информацию: 7% рабочего времени курильщика уходит на перекуры, а расходы по его медицинской страховке на 46% выше, чем по страховке некурящего сотрудника. Любой руководитель госпиталя, увидев такие данные, может административными мерами легко и быстро прекратить курение в своем учреждении. А при приеме на работу отдавать предпочтение некурящему специалисту.
Можно ли представить что-то подобное в российских больницах?
Чтоб не пропасть поодиночке...
Во время форума «Медицина за качество жизни» участники обсудили также перспективы развития здравоохранения страны и Сибирского федерального округа. Обмен опытом между территориями СФО по реформированию медицинской отрасли участники форума назвали самой полезной его составляющей.
В недалеком прошлом такое же конструктивное общение руководителей органов управления здравоохранением регионов СФО регулярно проходило в рамках ассоциации «Здравоохранение Сибири». К сожалению, ассоциация прекратила существование, а потребность в обмене информацией и опытом осталась. Сегодня новые этапы реформирования отрасли каждый регион переживает в одиночку. Между тем успешные наработки «соседей», если о них знать и ими пользоваться, помогают избежать многих неверных шагов и решений.
Министр здравоохранения Омской области Юрий Ерофеев рассказал о том, как идет информатизация медицинской отрасли в этом субъекте Федерации. Изначально все районы области и все лечебные учреждения решали данную задачу самостоятельно, но такой подход оказался неоптимальным: различен уровень технической подготовленности ЛПУ к информатизации, низкая эффективность использования имеющейся компьютерной техники в отдельных учреждениях, недостаток финансовых средств ЛПУ для приобретения качественных программных продуктов.
Сегодня в Минздраве Омской области поставлена задача реализовать единую региональную программу информатизации системы здравоохранения. Поскольку готовых программ такого уровня в РФ пока нет, каждой территории приходится разрабатывать их самостоятельно. В Омской области единая информационная программа здравоохранения построена на двух принципах: интеграция разнопрофильных ЛПУ и концентрация всех параметров программы в интересах конкретного пациента. В 2008 г. проводится внедрение первой очереди информационной системы в муниципальных районах области, а со следующего года начнется ее внедрение в масштабах всего региона.
Методом проб и ошибок
К 2011 г. здравоохранение всех субъектов РФ должно прейти на работу в условиях одноканального финансирования. Сегодня для всех руководителей органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС это вопрос номер один, вызывающий и тревогу, и надежду одновременно. Бесспорно, интересен опыт регионов, которые уже работают в пилотном проекте Минздравсоцразвития России по одноканальному финансированию.
Как рассказала первый заместитель министра здравоохранения Республики Бурятия Эржена Елаева, в этом субъекте 48 лечебных учреждений уже переведены на одноканальное финансирование через фонд ОМС, внедрен принцип частичного фондодержания в поликлиниках.
По словам Эржены Елаевой, участие в пилотном проекте стало для Минздрава Бурятии стимулом к оперативному созданию ряда важных регламентов. Так, разработан медико-экономический стандарт оказания помощи в остром периоде инфаркта миокарда. Установлена система горизонтальных взаиморасчетов между лечебными учреждениями на муниципальном уровне и муниципальными образованиями. Приведены в соответствие штатные расписания ЛПУ, благодаря чему сегодня в Бурятии соотношение врачебного и среднего медперсонала достигло оптимального уровня - 1:3.
Власти республики поставили задачу развития систем общеврачебных практик. Уже выделены деньги - 26 млн руб. - на строительство офисов ОВП. До 2017 г. будут подготовлены 600 врачей общей практики.
Тему одноканального финансирования продолжил заместитель начальника Департамента здравоохранения администрации Томской области Сергей Банин. В этом регионе пилотные проекты реформирования здравоохранения отрабатываются уже на протяжении четырех лет. Томичи наработали такой богатый опыт ошибок и достижений, что его можно смело транслировать на другие территории.
Разработана структура подушевого норматива финансирования ЛПУ, внедрен принцип частичного фондодержания, действует система контроля доступности качества медицинской помощи в системе взаиморасчетов между ЛПУ. Особенностью сегодняшнего томского здравоохранения является активное участие частного капитала в инвестиционных проектах здравоохранения.
- Лучше или хуже стало качество жизни населения области за четыре года? Об этом можно судить по следующим данным: растет рождаемость, смертность снижается, уровень хронической патологии также стал ниже. В 1,5 раза больше стали выявлять онкопатологии во время профилактических осмотров, причем на ранних стадиях, а не запущенные формы, - перечислил Сергей Банин.
По мнению руководства Департамента здравоохранения Томской области, основы новой системы здравоохранения в Российской Федерации заложены верно. Точка возврата в реформировании уже пройдена, все споры «надо - не надо» закончены. Пути назад нет.
Уйдем ли от лозунгов?
Как предварительно заявляли организаторы мероприятия, основная цель форума - наладить диалог между профессионалами от медицины, властью и структурами гражданского общества, что позволило бы, с одной стороны, решать проблемы самой медицины, а с другой - обеспечивать квалифицированной медицинской помощью пациентов.
В этом диалоге, считает руководитель Департамента здравоохранения администрации Новосибирской области Владимир Степанов, чрезвычайно важно уйти от лозунгов и кампанейщины. Особенно в вопросах развития профилактической медицины. А что касается стратегии дальнейшего развития здравоохранения, по мнению Владимира Степанова, она должна строиться с учетом потребности конкретного пациента. И не иначе.
Для того чтобы этот принцип был реализован, необходимо устранить ряд недоработок в законодательстве.
Первое: сегодня ответственность за проведение дополнительной диспансеризации возложена на органы управления здравоохранением в регионах, а не на работодателей и не на самих граждан, многие из которых попросту не желают знать о состоянии своего здоровья.
Второе: система финансирования ЛПУ кроме уже имеющихся индикаторных показателей должна включать еще один - удовлетворенность пациента оказанием медицинской помощи. Здесь имеются в виду вопросы этики и деонтологии в общении медперсонала с пациентом. Наконец, третье: сегодня врач поликлиники тратит только 15% приема на общение с пациентом и мониторирование состояния его здоровья. Всё остальное время он вынужден работать с рецептами, отчетами, карточками. Пока соотношение не изменится в пользу пациента, не приходится ожидать роста доверия населения к первичному звену и качественных показателей здоровья россиян.
Диалог между властью и медициной все-таки удалось установить. В частности, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, выступая перед собравшимися, признался, что готов встретиться с медицинской общественностью города и взять на вооружение новые идеи, которые были озвучены во время форума.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Новосибирск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru