24 декабря 2024
Европейская ассоциация медицинского образования провела в Праге очередной конгресс, посвященный проблеме подготовки врачей. На форум, давно ставший традиционным, съехались специалисты из 72 стран планеты. Впервые в работе конгресса участвовал Самарский государственный медицинский университет, и это не случайно. Во-первых, он стал членом ассоциации, во-вторых, его знают за рубежом. Ведь это учебное заведение неоднократно становилось лауреатом конкурса «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», а его ректор - заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ, академик РАМН Геннадий Котельников неоднократно признавался «Ректором года», в том числе и «Медицинской газетой». В-третьих - в программе развития СамГМУ особое внимание уделяется передовым образовательным технологиям.
Сегодня мы беседуем с участницей форума - проректором по учебно-методической работе и связям с общественностью Самарского государственного медицинского университета профессором Татьяной ФЕДОРИНОЙ.
-Татьяна Александровна, что, на ваш взгляд, было особенно любопытным на конгрессе?
- Нужно сказать, что конгресс, хотя и проводится Европейской ассоциацией, фактически является всемирным форумом. Судите сами - 72 страны-участницы со всех континентов, 2300 участников - преподаватели и студенты. Этот последний факт весьма значим, потому что будущие специалисты проявляют интерес к проблеме образования и имеют возможность участвовать в дискуссиях, знакомиться с разными мнениями. И это принесет большую пользу в обучении.
- Какие формы работы форума были наиболее полезны?
- Было проведено 4 крупных пленарных заседания по самым актуальным темам медицинского образования, более 60 секционных заседаний, симпозиумов, мастер-классов, презентаций достижений отдельных учебных заведений. Всего и не перечислишь. Приятно, что в разделе «Секреты мастерства» нашла свое место и презентация СамГМУ, рассказавшая о наших подходах к непрерывному медицинскому образованию, о новых применяющихся электронных технологиях, об Ассоциации сестринского образования, обо всем том, что помогает обеспечивать высокое качество подготовки выпускника, а затем и врача.
- О чем шла речь на презентации?
- В СамГМУ создан центр образовательных информационных технологий, ставших для университета приоритетными. Он объединил вузовский интернет-центр, лабораторию электронных учебных пособий с лицензионным программным обеспечением. Электронные учебники расширили возможности обучения и пришлись по душе студентам.
Одна из целей создания нового центра - расширение форм обучения, в частности за счет дистанционного (например, на фармацевтическом факультете при очно-заочных занятиях, в стоматологии, на медико-профилактическом факультете, при изучении менеджмента). Надо сказать, что программа дистанционного обучения уникальна. Ее нет ни в одном медицинском или фармацевтическом вузе России. Она создана на платформе официального сайта университета. Кстати, сайт нашего вуза признан лучшим в Приволжском федеральном округе.
Вообще в СамГМУ созданы и внедрены такие элементы инновационных образовательных технологий, методических приемов, которые повышают качество подготовки специалистов и максимально приближают их знания к реальным потребностям отрасли. И всё это является фундаментом образования высокого качества. Одна из новых технологий нашего вуза направлена на управление качеством подготовки, и самая важная из них - система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001-2000.
Четверть века назад у нас был создан Институт последипломного образования, который помог обновить знания тысячам врачей и медсестер, дал возможность повысить профессионализм. И это соответствует идее ректора вуза Геннадия Петровича Котельникова, что врач должен учиться всю жизнь. Нынешний ИПО - это 17 кафедр, 3 курса, где проводится усовершенствование врачей по 39 специальностям. Ежегодно здесь обучаются более 7 тыс. человек. Есть не совсем обычные кафедры: управления качеством лечения, медицинского страхования, медико-профилактического дела, курс транспортной медицины. В нашем ИПО врачи становятся кардиологами, гастроэнтерологами, невропатологами. Короче, спектр предлагаемой специализации очень широк, и благодаря Институту последипломного образования врачу уже не надо ехать в другой город. Мы помогаем стать им настоящими специалистами.
- А что больше всего волновало при обсуждении медицинского образования?
- Проблемы, которые обсуждались на конгрессе в очень активной форме, с живой дискуссией, были самые разные, имеющие, конечно, разное значение для систем высшего медицинского образования разных стран. Но общими, волнующими всех, были широко обсуждавшиеся вопросы соотношения клинического и фундаментального обучения. Много говорилось о степени применения дистанционного обучения. Очень волновали такие вечные вопросы медицинского образования, как использование муляжей, манекенов, «виртуальных пациентов». Действительно, проблема как учить - это альфа и омега подготовки специалистов. Представители западных вузов, о чем говорилось на конгрессе, отдают предпочтение техническим средствам (фантомам). Они считают, что «искусственными пациентами» легче манипулировать, не надо опасаться возможных ошибок, болевых ощущений. И с этим нельзя не согласиться, так как использование подобных средств обучения полностью освобождает преподавателя от ответственности перед пациентом во время занятий. Тем не менее в нашем Самарском государственном медицинском университете используются смешанные средства - муляжи, фантомы и обучение у постели больного. Причем предпочтение отдается второму способу. И это вполне оправдано - ведь общаясь с пациентом, студент видит и течение болезни, и ее проявления в соответствии с индивидуальными качествами личности, он может задать вопросы о характере самочувствия, влиянии лечения. А это всё помогает расширять профессиональный кругозор будущего врача. Не случайно, когда обсуждение проблемы продолжалось в кулуарах конгресса, иностранные коллеги, узнав о наших методах обучения, оценивали их очень высоко.
- Привлекалось ли внимание участников форума к вопросам послевузовского образования?
- Конечно. Весьма заинтересованно обсуждались не только различные аспекты послевузовского обучения врачей, но и возможности международного тестирования врачей.
- А такое тестирование важно для российских вузов?
- Жизнь показала, что оно очень важно, так как эти же проблемы встают и перед высшей медицинской школой России. Поэтому надо понимать, что в способах их решения твой вуз не одинок и может опираться на европейский и мировой опыт.
- В начале разговора вы сказали, что на конгрессе были студенты. Поэтому - вопрос: им посвящались какие-то программы?
- Да, посвящались и очень много. Ведь современное медицинское образование характеризует уважительное отношение к студенту как к равноправному и активному члену вузовского коллектива.
Сегодня студент - не просто пассивное лицо, которое педагог изо всех сил старается насытить знаниями и умениями. Он активный участник учебного процесса, поэтому его надо научить анализировать и обобщать, формировать свое мнение, видеть реальность, скрупулезно отбирать факты, в общем, научить широко мыслить. Современное студенчество хорошо знает, чего хочет добиться, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, поэтому имеет определенные ожидания от учебного процесса, формы подачи материала, глубины содержания, а это значит, что педагоги должны всему этому соответствовать. Не случайно на конгрессе была организована целая секция, где работали студенты из разных стран, обменивались опытом, высказывали свои пожелания, обращенные к нам, педагогам.
При закрытии конгресса глубоко символично прозвучали мысли о том, что медицинское образование - это синтез науки и искусства, технологий и педагогической науки, переплетение давних традиций и всего самого современного, сплав национальных и международных подходов. Именно в таком единстве и заключается ключ к успеху.
Любовь ЛЮБИМОВА, корр. «МГ».
Самара.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru