Вы здесь

Дом, в котором живёт тепло

Пермская епархия Русской православной церкви откроет в городе православный центр женского здоровья. Клиника расположится в здании бывшего роддома, которое арендует ООО «Иордан» (дочерняя структура епархии), для чего будет заключён соответствующий договор между городскими властями, управлением здравоохранения и епархией. «Иордан» уже предоставил в мэрию лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Больше служение, чем работа

Городские власти заинтересованы в сотрудничестве с епархией и готовы поддержать создание православной клиники. «Модернизация системы здравоохранения, хоть и внесла большой вклад в его развитие, но отодвинула на второй план заботу об эмоциональном состоянии пациента», - говорит заместитель председателя Пермской городской Думы Юрий Уткин. По его мнению, «если светский компонент объединится с духовным, в Перми может появиться хорошая клиника».

«Конечно, всем хочется, чтобы православная клиника открылась через неделю, а ещё лучше - завтра. Но, к сожалению, речь идёт о сроке в 2-3 года: проект не оплачивается из бюджета, и мы ищем другие источники финансирования, -поделился планами секретарь Пермской епархии протоиерей Андрей Литовка.

По его словам, главное отличие православного медицинского центра от обычной больницы - в «принципиально новом этическом содержании». В учреждении будут работать медики, принявшие «Кодекс православного врача», а это значит уважительно и по-доброму относиться к пациентам, проявлять сострадание и милосердие. «Что касается качества медицинской помощи, то она будет оказываться в центре на высоком уровне, - обещает представитель епархии. - Нужны квалифицированные кадры, которые необходимо обучить, подготовить к тому, что их деятельность будет больше служением, чем работой».

В Биробиджане православная больница - при приходе Святого великомученика и целителя Пантелеимона - уже работает. Это негосударственное лечебное учреждение, учредителем которой является Биробиджанская епархия РПЦ, оказывает медицинскую помощь с 1994 г., но сейчас больница отремонтирована, приобретено новое оборудование. Реорганизована и сама работа медучреждения.

Совершив молебен на «начало всякого доброго дела» и окропив помещения святой водой, на открытии больницы после ремонта епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф выразил надежду, что она станет островком любви и внимания к больным и немощным людям, чего так многим сейчас не хватает.

Стоит ли огород городить?

Сегодня такие сообщения из синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению не редкость. Наряду с открытием больничных храмов священнослужители и прихожане создают православные клиники и больницы, медицинские центры, роддома, консультации. В Северном государственном медицинском университете Архангельска создали даже общественный факультет ментального здоровья. В его составе – отделения духовного образования, православной медицины, демографической политики, защиты общественного здоровья и противостояния социальным недугам, православной психологии и психотерапии. Факультет, как полагает учёный совет вуза, аккумулирует мультидисциплинарные подходы к духовно-нравственному воспитанию в рамках православия, направленные на укрепление семейных ценностей и формирование общественного сознания студентов.

А Минздрав России заключил с РПЦ соглашение о сотрудничестве, упрощающее процедуру предоставления больным условий для совершения религиозных обрядов. Министерство разработало также и направило органам здравоохранения субъектов Федерации форму договора о сотрудничестве между медицинской и религиозной организациями.

И это понятно: в новой России за пациентом законодательно закреплено право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения на лечении в стационаре – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в медучреждении. В том числе – на выделение отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больницы. Как следствие предпринятых Минздравом мер, практически сошли на нет затруднения, связанные с отсутствием формализованных правоотношений между медицинской и религиозной организациями, особенно в случаях, когда обряды и церемонии проводятся на территории или в помещениях медучреждения.

И всё же вопрос открытия православных больниц далеко не однозначен. Мы что же, будем теперь создавать и мусульманские, иудейские, буддистские медучреждения, 
а больные разбегутся по разным «конфессиональным квартирам»? И надо ли при том уровне здравоохранения, которое задала ему реализация Национального проекта «Здоровье» и программы модернизации, «огород городить»? Сможет ли открытая православная больница оказывать ту же высокотехнологичную медицинскую помощь, например?

Кому-то может, конечно, показаться, что сомнения эти надуманны. Однако такого мнения придерживаются и многие священнослужители. «Содержание медицинского учреждения, в котором работают высококвалифицированные специалисты, требовало и требует больших затрат. Да и не должны мы брать на себя функции здравоохранения, подменять как-то государственную структуру. Только дополнять, – говорит протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук. – По моему мнению, всё должно быть разделено, и каждый должен заниматься своим делом. В государственных учреждениях и роддомах нужны храмы, чтобы их посещали и больные, и доктора. Для того же, чтобы больной попал к православному доктору, нужны консультации при храмах, где человек получит совет, рекомендацию, к кому обратиться дальше. Считаю, это весьма перспективно и будет в дальнейшем развиваться. Болящих сейчас очень много. И если они хотят попасть на приём к доктору, исповедующему православие, почему бы им не прийти в храм? Раньше в общины сестёр милосердия приглашали для консультаций лучших врачей. А в случае, когда помимо телесных хворей есть тяжесть душевная (что случается часто), пациент от врача-консультанта идёт к священнослужителю в этом же храме».

Посвятив себя Богу и больным

Речь, разумеется, не идёт о таких известных всей стране лечебных учреждениях, как построенная ещё в 1902 г. в Москве на пожертвования купцов Медведниковых больница «Для хронически неизлечимых больных христианского вероисповедания» – ныне Центральная клиническая больница Святителя Алексия, митрополита Московского. Эта единственная в столице православная больница вот уже больше века в духе любви и милосердия оказывает качественную бесплатную медицинскую помощь, сочетая милосердие с высоким профессионализмом. Достаточно сказать, что в числе более полутысячи сотрудников здесь трудятся 9 докторов и 19 кандидатов медицинских наук, 9 профессоров и 7 доцентов. 113 врачей и медсестёр имеют высшую и первую квалификационные категории. Больница является учебной и научной базой Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова, Российской медицинской академии последипломного образования и Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия Департамента здравоохранения Москвы.

На территории больницы – два больничных храма, в которых пациенты и их близкие всегда могут получить духовную помощь и поддержку православного священника. Но в «Алексеевскую», как её чаще называют москвичи, стремятся попасть на лечение даже те, кто от Бога далёк. Потому что знают: здесь на высоком уровне не только лечение, но и уход за тяжёлыми больными.

«Именно у нас можно реализовать истинно христианское представление об отношении к больным, – говорит главный врач больницы Екатерина Богданова. – Конечно, сегодня священник по желанию больного может прийти в любую больницу, чтобы исповедать, причастить, соборовать. Да и больничные храмы открываются во многих лечебных учреждениях. Но всё дело в том, как эти врачи и вообще медицинский персонал относятся к своему делу: просто как к работе, где любая процедура и консультация стоят денег, или всё-таки как к служению? Ведь как бы пафосно это ни звучало, медицина – тоже служение».

В больнице Святителя Алексия существует уникальная патронажная служба, где работают сёстры милосердия, окончившие училище при ней. Все они пришли в медицину не случайно. Все – люди верующие. «Они не просто «выполняют обязанности», а действительно служат. Богу, больным, – продолжает Екатерина Яковлевна. – Ведь мало только выполнить медицинские процедуры. Особенно немощным пациентам после тяжелейших поражений. Сёстры милосердия кормят таких больных, моют, перестилают постель. Они и поговорят, и утешат, и подготовят к причастию, почитают Евангелие, молитвы. В какой больнице вы встретите подобное? Уход ещё можно организовать за дополнительные деньги. А душой пациента никто заниматься не будет. Для этого нужно особое состояние сердца, нужна вера. Какая ещё клиника примет на госпитализацию столетнюю бабушку? Наша – примет. И будет лечить и ухаживать за ней».


Паллиативной помощи нужна помощь

Паллиативная помощь, призванная облегчить состояние больного, когда возможности радикального лечения уже исчерпаны, – вот где востребованы православные больницы, вот точка приложения их сил. Сглаживание, смягчение проявлений неизлечимой болезни, помощь тем, кто нуждается в облегчении страданий («паллиативный» – от латинского «pallium», что означает «покрывало» или «плащ») – необходимость этого хорошо понимают в больнице Святителя Алексия. Ведь оставляя бренный наш мир, миллионы больных испытывают острую нужду в специализированной помощи, уходе, психосоциальной и духовной поддержке.

Не зря понятие «паллиативная помощь» было, наконец, узаконено в конце 2011 г. в нашей стране Федеральным законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», а специальная подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» вошла в госпрограмму «Развитие здравоохранения» до 2020 г. Включена такая помощь и в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

В стране предусмотрена организация региональной сети служб паллиативной помощи. И православные больницы могут стать составной, неотъемлемой её частью. Ведь сейчас паллиативных коек у нас – всего 2 тыс. До 2020 г. в соответствии с расчётной потребностью их планируется открыть 14 200 (из расчёта 100 коек на 1 млн населения).

Этого требует время, а точнее – демографическая ситуация в стране. Сегодня 32 млн россиян – в возрасте от 60 лет и старше, но уже через 10 лет число их увеличится, по оценкам экспертов, на 7-8 млн и пожилых будет уже почти 40 млн человек. Именно эти люди – 72% тех, кому за 60, – имеют те или иные хронические заболевания, более 17 млн состоят на постоянном диспансерном наблюдении.

Константин ЩЕГЛОВ, 
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru