Вы здесь

«Поющие» артефакты

Вот уже в 7-й раз в Москве состоялась общегородская акция «Ночь в музее», в которой участвовало 246 музеев, галерей и арт-пространств. Предполагается, что в эту ночь их посетило около миллиона человек. Чтобы попасть во многие музеи и галереи, люди выстаивали длинные очереди. К сожалению, ни один из медицинских музеев в этой акции не участвовал. Так что «ночь в музее» прошла без медицины.

Но по счастливому совпадению на следующий день в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН прошёл «день в музее». Там состоялся симпозиум, посвящённый музею сердечно-сосудистой хирургии, созданному в данном центре 10 лет назад (см. «МГ» № 45 от 25.06.2003). Директор музея, хирург, историк медицины и хирургии, профессор Сергей Глянцев рассказал о его возникновении и развитии. Созданный практически с нуля, за 10 лет он превратился в один из самых посещаемых специализированных хирургических музеев России. Достаточно сказать, что за это время в его стенах побывали жители 121 города нашей страны и ещё 55 стран мира! Сюда приходят не только врачи - кардиологи и кардиохирурги, участники проводимых в центре конференций, аспиранты и ординаторы, но и больные, их родственники, а также студенты и школьники. В конце экскурсий, проходящих живо и увлекательно, посетителей фотографируют, а потом просят оставить запись в массивной, уже четвёртой по счёту книге отзывов. Среди 3300 записей, оставленных посетителями музея за 10 лет, можно найти автографы ведущих кардиохирургов, деятелей культуры, политиков и т.д. Помимо осуществления учебно-образовательной, просветительской и представительской функций, музей является также центром научной работы по истории сердечно-сосудистой хирургии в масштабах страны. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации Сергея Павловича и его учеников.

На симпозиуме прозвучали выступления молодых учёных, среди которых были практические врачи,ординаторы и даже студенты. Вектор исследований наглядно иллюстрирует название доклада Дмитрия Логинова (Москва): «История искусственного крово обращения в России: от экспозиции музея до написания диссертации», напоминавшего апробацию подготовленной автором по хранящимся в музее предметам и материалам кандидатской диссертации.


Традиционно историко-меди-цинские исследования опираются на письменные источники, однако музейные артефакты (например, хирургические инструменты) также могут рассматриваться, по словам Глянцева, как «цитаты в 3D-формате из прошлого». Важно только грамотно помещать эти «цитаты» в исторический контекст, чтобы увидеть за артефактом человека (изобретателя, хирурга, больного), а не сводить исследование к инвентаризации музейных предметов. Например, ответы на вопросы: почему операция Экка не стала началом сосудистой хирургии, а сосудосшивающие аппараты Гудова или стереофонендоскоп Мешалкина – Литасовой не вошли в современную медицинскую практику, попытались дать Николай Щелкунов (Брянск), Татьяна Гекова и Борис Лебедев (Москва).
 
Кому нужны музеи истории медицины? Попыткам ответить на этот вопрос была посвящена вторая часть симпозиума, где прозвучало выступление и автора этих строк. К сожалению, в России пока не существует реестра медицинских музеев. Сколько их? Где они находятся? Какими артефактами располагают? Можно ли считать музеем в современном смысле этого слова бессистемное собрание мемориальных вещей? При этом имеет значение не только то, что представлено в экспозиции, но и где она создана. По словам заведующего отделом выставок Wellcome Trust Кена Арнольда, старое здание клиники или даже операционная сами становятся музейными «предметами». Так, операционная в Кейптауне, где в 1967 г. Кристиан Барнард впервые в мире выполнил пересадку сердца человеку, превратилась в Музей Сердца. Попадая внутрь, посетитель как бы присутствует на этой операции – обстановка операционной осталась прежней, а медперсонал и оперируемый больной представлены реалистичными манекенами, как в лондонском Музее мадам Тюссо.

Нельзя не сказать о том, как надо представлять медицину, чтобы она была интересной. Например, тот же К.Арнольд призывает к созданию экспозиций, объединяющих науку, технику и искусство. «Если медицинские объекты хранятся, чтобы дать им исторический голос, то роль музеев – не только позволить им заговорить, но и заставить их петь», – утверждает он. Вот почему больше внимания должно уделяться дизайну, эстетике и интерактивности музейных экспозиций. В этой связи примером для подражания может быть музей НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН. Конечно, привлечение профессиональных художников и дизайнеров стоит немалых денег, но эти затраты более чем оправданы. Тогда в музей будут стремиться не только узкие специалисты, но и люди, далёкие от медицины.

Важной ролью музеев является учебная. Например, одна из участниц симпозиума, Татьяна Кузнецова (Новосибирск), одновременно является директором музея НИИ патологии кровообращения им. Е.Н.Мешалкина и руководителем учебного центра этого института. Мария Кузыбаева (Москва) рассказала о музее Волгоградского государственного медицинского университета, где занятия по истории медицины проходят в музейных стенах, а студенты имеют возможность «пообщаться» с артефактами и написать по ним курсовые работы. К сожалению, музеи некоторых медицинских вузов практически не участвуют в педагогическом процессе, выполняя лишь представительские функции.

В кулуарах симпозиума вновь всплыл больной для отечественных историков медицины вопрос о Национальном музее истории медицины, неоднократно обсуждавшийся на страницах «МГ». Замечательно, что наконец-то Минздрав России и лично В.Скворцова поддержали эту идею. Но, наверное, едва ли целесообразно создавать его на базе какого-либо ведомственного музея. Возможно, стоит учесть опыт Музея науки в Лондоне или Национального музея американской истории в Вашингтоне, где имеются большие разделы, по-свящённые истории медицины? Почему бы Политехническому или Историческому музеям также не создать аналогичные разделы (или филиалы)? Неплохо бы для начала выяснить судьбу коллекций НИЦ «Медицинский музей» РАМН, «почившего в бозе» в конце «лихих 90-х». Также хотелось бы ознакомиться с концепцией будущего музея, если таковая имеется.
«МГ» готова предоставить свои страницы для её создания и обсуждения.

Болеслав ЛИХТЕРМАН, корр. «МГ», профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru