Вы здесь

Страховка от некомпетентности

В Минздраве России создан Департамент анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения. В задачи этого структурного подразделения будут входить вопросы, касающиеся стандартизации в отрасли. Здесь станут разрабатывать методологию по дальнейшему внедрению порядков и стандартов медицинской помощи, механизмы управления её качеством, мониторинг, оценивающий, насколько региональная структура здравоохранения соответствует предъявляемым нормативным требованиям. Сейчас органы управления утверждают программы развития здравоохранения. Но они должны создаваться на основе аналогичной федеральной программы, соответствовать модели построения современного здравоохранения в 2015-2018 гг. Это также большой раздел работы. Кроме того, новому департаменту поручено участие в разработке других долгосрочных программ развития здравоохранения.
 
С директором нового департамента Ксенией ШЕХОВЦОВОЙ беседует корреспондент «Медицинской газеты» Алексей ПАПЫРИН.

– Ксения Владимировна, принято достаточно много нормативных документов, где говорится о контроле качества медицинской помощи. И тем не менее они не всегда срабатывают. Почему?

– Основным документом, который определяет, что такое качество медицинской помощи, является Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В нём содержится определение понятия качества медицинской помощи. Между тем как любой федеральный закон он требует издания целого ряда нормативных документов, в которых будут реализованы конкретные меры по контролю качества оказания медицинской помощи. Так что нормативная база по этому вопросу должна быть пересмотрена.

– Как повлияет на качество внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи?

– Министерство здравоохранения РФ в течение 2012 г. проводило их актуализацию. Впервые в истории отечественного здравоохранения утверждены стандарты и порядки, которые носят не рекомендательный характер, как это было раньше, а обязательный. Можно сказать, что к началу 2013 г. , утвердив порядки и стандарты, здравоохранение подошло к этапу, когда на практике можно внедрять элементы аудита качества. Другое дело, что запущенный механизм является новым для нашей страны. В течение 2013 г. планируется проводить мониторинг внедрения порядков и стандартов медицинской помощи, одновременно начать разработку механизмов перехода на эффективную систему управления качеством.

– Но давайте спустимся на уровень амбулаторного звена. Какие проблемы внутреннего контроля качества здесь стоят наиболее остро?

– По моему мнению, основная проблема внутреннего контроля качества заключается в том, что его оценки плохо «коррелируют» с тем, насколько сами пациенты удовлетворены качеством обслуживания. Кстати, об этом можно судить по динамике обращений в судебные органы, количеству жалоб в территориальные фонды ОМС, страховые медицинские компании. Число претензий от граждан не уменьшается, а из года в год возрастает. К сожалению, фактически не работает механизм обратной связи, учитывающей, насколько человек удовлетворён качеством медицинской помощи. Принятосчитать, что когда пациент ушёл из лечебного учреждения с благоприятным, по формальным медицинским показателям, исходом, то его лечили хорошо. Хотя у него может складываться совершенно иное мнение на этот счет. Чтобы избежать подобного противоречия, во многих развитых странах мира обязательным элементом управления качеством медицинской помощи, причём на государственном уровне, являются разрабатываемые и корректируемые опросники. Проведение таких «замеров» доверено даже не лечебным учреждениям, а страховым компаниям. Понятно, что получаемые сведения не могут считаться единственным показателем качества оказываемой помощи. Но вместе с тем такие индикаторы используются в США и Европейском союзе. В этих странах принимаются во внимание рейтинги лечебных учреждений, составленные на основе оценки их пациентами. В нашей стране больные зачастую предъявляют медицинским работникам социальные требования, которые выходят за рамки их компетенции. Но информированность населения о здравоохранении, его возможностях, профилактике заболеваний, как и уровень жизни россиян, возрастают, а значит, такой критерий становится более объективным и в России.

– Есть ли статистика, какие регионы являются лидерами внедрения стандартов и порядков оказания медицинской помощи?

– Впервые в истории Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи сформирована в этом году с учётом стандартов и порядков оказания медицинской помощи. На основании их просчитывался и подушевой норматив. В результате стоимость Программы государственных гарантий на 2013 г. увеличилась на 163% по сравнению с прошлым годом. Предполагается, что финансовое наполнение этих программ в течение ближайших лет будет прогрессивно увеличиваться. С тем чтобы стандарты и порядки получили дальнейшее финансовое подкрепление. Но тариф уже скорректирован таким образом, чтобы лечебное учреждение зарабатывало адекватные расходам средства при выполнении стандартов и порядков. За последние несколько лет серьёзные средства вложены государством и в инфраструктуру медицинских учреждений, их оснащение. Это также даёт возможность применять эффективные методики, использовать современные лекарственные средства.

Но проверить, сколько стандартов внедрено и какое количество лечебных учреждений работает в строгом соответствии с ними, можно будет только по итогам 2013 г. Федеральный фонд ОМС и Росздравнадзор проводят проверки, которые и дадут полную картину сделанного.

– Когда произошло разделение Минздравсоцразвития России на два самостоятельных министерства, министр здравоохранения говорила, что принятые порядки и стандарты медицинской помощи будут пересматриваться…
 
– Да, они пересматривались. С учетом тех норм, которые прописаны в 323-м федеральном законе. Кроме того, часть порядков и стандартов на тот момент были, в принципе, не разработаны и не утверждены. На данный момент принято 60 порядков по всем основным профилям, видам медицинской помощи и отдельным состояниям. Кроме того, стандарты, которые принимались в течение 2005–2007 гг., не направлялись на регистрацию в Минюст России, соответственно носили рекомендательный характер. Поэтому Минздрав России впервые утвердил стандарты, которые по своей структуре, требованиям полностью соответствуют тому, что написано в Федеральном законе № 323. В данный момент практически завершена процедура их регистрации в Минюсте России.

– В некоторых лечебных учреждениях внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи – процесс весьма долгий и затруднительный. Дело в том, что для работы по ним там не хватает оборудования, а также помещений для его установки, низкой остаётся и квалификация специалистов. Означает ли это, что такие лечебные учреждения в ближайшее время будут закрыты?

– Надо помнить, что существуют разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. А потому организация медицинской помощи, необходимая для этого лечебная сеть является ответственностью региона. Позиция же Минздрава России заключается в том, что закрывать неэффективные лечебные учреждения, не способные обеспечить необходимый уровень оказания медицинской помощи, можно, только выполнив определённые требования. Прежде чем закрыть или перепрофилировать лечебное учреждение, должно быть принято обоснованное, включая анализ транспортной доступности, и понятное для населения решение, куда будет перераспределён поток пациентов. Безусловно, любые изменения не должны приводить к ухудшению доступности медицинской помощи.

– Если посмотреть более широко, может ли сочетаться персонифицированная медицина с проведением диагностики и лечения согласно стандартам и порядкам?

– Стандарты и порядки разрабатываются и в развитых странах мира, это не российское изобретение. Конечно, их формы различные. В каких-то странах профессиональные сообщества создают протоколы ведения больных, где-то стандарты разрабатываются государственными регуляторами в области здравоохранения. Стандарты и порядки позволяют создать понятные рамки, в которых должно действовать лечебное учреждение, позволяют упорядочить отрасль. При этом никто не отменяет права врача назначать лечение в соответствии с тем, что необходимо пациенту, даже если лечение выходит за рамки стандарта. Поэтому говорить о том, что врач ограничен в наборе исследований, которые могут быть применены, неправильно. Более того, стандарты и порядки – это один из элементов защиты пациента.

– Через сколько лет стандарты и порядки должны пересматриваться? Установлен ли какой-то временной график для этого?

– Безусловно, мы прекрасно понимаем, что каждый год появляются какие-то новые технологии, препараты, изменяются возможности самой системы здравоохранения. Поэтому вряд ли стоит задавать жёсткий график пересмотра стандартов и порядков. Наша задача – организовать работу таким образом, чтобы эти документы максимально отвечали современным требованиям. Не исключаю, что какие-то из них придется переработать уже через год, другие через 5, 10 лет…

– Какая модель развития национальной системы управления качеством медицинской помощи, на ваш взгляд, более предпочтительна для нашей страны?

– В настоящее время общепризнанными являются 3 модели управления качеством медицинской помощи. Безусловно, как и все развитые страны, мы будем стремиться к внедрению современных технологий в управление качеством, построенных, с одной стороны, на создании условий для постоянного роста профессионализма медицинских работников, с другой стороны, на постепенном снижении доли массового инспекционного контроля. По этому пути идёт весь мир. Нам нет необходимости выбирать какую-то особую, свою дорогу.

Вместо послесловия

В «Медицинской газете» № 28 от 12.04.2013 в рубрике «Точка зрения» был опубликован материал «Чем грозит врачу введение стандартов?» Профессор Ибрагим Шамов высказал ряд критических замечаний по этой теме. Интервью с руководителем Департамента анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения Минздрава России Ксенией Шеховцовой внесло ясность по многим вопросам, вызывающим опасения, порой и необоснованные, в медицинской среде.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru