Её называют «болезнью перфекционистов» и «инфарктом души». Речь идёт о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). Симптомы типичны - усталость и опустошённость.
Опасные симптомы
Считается, что ему подвержены в первую очередь люди, работающие в напряжённом ритме и с большой эмоциональной нагрузкой, - чаще всего менеджеры или руководители на ответственных постах. В связи с тем что такие позиции в последнее время занимают всё больше женщины, которые помимо работы несут на своих плечах и домашние обязанности, они всё чаще становятся жертвами эмоционального выгорания.
По словам Зураба Кекелидзе, главного психиатра Министерства здравоохранения РФ и исполняющего обязанности директора Государственного научного института судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского, это заболевание официально установлено у 20-25% работающих женщин. СЭВ можно определить по трём основным признакам.
Вначале подверженные этому заболеванию проводят большую часть времени на работе, ставя перед собой всё более и более невыполнимые задачи. Затем наступает стадия опустошения: сгорает внутренний аккумулятор. И, наконец, третий, и самый опасный сигнал - человек отказывается от контактов с внешним миром: не подходит к телефону, не говорит с близкими, не встречается с друзьями.
Чаще всего синдромом эмоционального выгорания страдают так называемые перфекционисты
- люди, которые пытаются быть идеальными во всех сферах: строить успешную карьеру, бытьобразцовыми супругом/супругой идеальным родителем.
Врачи ещё толком не научились эффективно справляться с этой напастью нового века, как тут явилась напасть новая.
Диагноз - boreout
Вам надоело выполнять однообразные задания? В офисе вас одолевает скука? Это болезнь! От избытка работы можно устать - это факт, а можно ли устать от безделья? Ещё как, утверждаютмедики.
Оказывается, недостаточная загруженность на работе так же опасна для психики, как и постоянный аврал. Люди, которым приходится выполнять слишком лёгкие, однообразные или скучные задания, теряют интерес к своей деятельности. Как следствие - ощущение собственной непригодности, апатия, отсутствие мотивации, депрессия и постоянное чувство усталости.
В медицине это явление называется синдромом хронической скуки - от английского boreout syndrome. Примечательно, что по своим симптомам он очень напоминает другой синдром - эмоционального выгорания (bornout
syndrome), который возникает, как известно, от слишком интенсивной и напряжённой работы.
Но в отличие от «выгорания», которое является общепризнанным явлением, скука на работе, по словам эксперта, пока относится к табуированным темам. Когда человек говорит, что у него запарка на работе, это воспринимается абсолютно нормально. Если же кто-то начнёт жаловаться, что ему скучно, нечего делать или он чувствует себя невостребованным как сотрудник, такого человека не поймут и решат, что он просто лентяй.
Термин boreout был введён в 2007 г. швейцарским экономистом Филиппом Ротлином. В своей книге «Диагноз boreout» он пришёл к выводу, что причиной скуки на работе является вовсе не лень, а сама работа. Она не вызывает больше интереса и превращается в рутину. Чувство собственной невостребованности и нереализованности, которое испытывают сотрудники, вынужденные заниматься деятельностью такого рода, негативно сказывается на их психике и на общем состоянии здоровья – вплоть до нарушений сна, депрессии и снижения иммунитета.
Их работу сложно измерить в физических показателях, да и сам род их деятельности позволяет им при необходимости успешно имитировать занятость, считают эксперты.
Профессор Кекелидзе делит причины возникновения синдрома скуки на количественные и качественные.
– В первом случае – это недостаточный объём работы, который приходится выполнять сотруднику, обусловленный, например, общим сокращением заказов в компании или неправильным распределением обязанностей, – поясняет он. – Речь может идти и о качестве самой работы. Если в глазах сотрудника она является ненужной, недостойной его квалификации или не позволяет ему раскрыть свой потенциал, то рано или поздно наступает разочарование.
Хроническая скука овладевает сотрудником постепенно. Поначалу избыток свободного времени в рабочие часы воспринимается как компенсация за неинтересную работу. «Отличная возможность посидеть в Интернете, ответить на электронную почту, почитать книжки», – утешает себя такой сотрудник.
Однако вскоре подобные способы убить время начинают тяготить, ведь создавать видимость работы гораздо труднее, чем работать. Время тянется медленно, рабочий день растягивается, приходится постоянно чем-то себя занимать. А если прибавить к этому угрызения совести и постоянный страх разоблачения, то можно представить, как несладко приходится таким «трудягам».
Часто в борьбе со скукой работники придумывают себе бессмысленные занятия и в итоге приходят домой уставшими, однако с осознанием того, что ничего полезного за день так и не сделали. Тем не менее до откровенного разговора с начальством в большинстве случаев так и не доходит.
Страх опозориться перед коллегами или – того хуже – потерять работу удерживает сотрудников от признания. Пациентам, страдающим от симптома хронической скуки, психотерапевты рекомендуют заняться повышением квалификации, продумать, какие ещё задания они могли бы и хотели бы выполнять и лишь после этого – с готовыми предложениями – идти на разговор с боссом. Тем, кто боится негативной реакции начальства, эксперты советуют попытаться перевестись на другую должность или искать утешение в хобби. Ну а если и эти меры окажутся безрезультатными, то, может быть, действительно стоит задуматься о том, чтобы сменить работодателя.
Когда человек замечает, что его способность к восстановлению сил нарушена, нужно понять, каким образом можно снова «зарядить аккумулятор»: брать раз в две недели выходной или каждые полгода уходить на неделю в отпуск? Самое важное, по словам экспертов, - понять, в каком именно ритме организм лучше всего снова приходит в себя. Если же эти меры не помогают, тогда необходима профессиональная помощь психотерапевта.
Однако обращение к специалисту происходит в тот момент когда человек находится уже на грани собственных возможностей. Удивительно и то, что большинство обращаются не за помощью, а за советом, как ещё больше повысить самоотдачу, и выкладываться не на сто, а на двести процентов. Моральное угнетение они воспринимают не как первые признаки болезни, а как личное поражение.
А пойти домой, поработать?
На работе - как дома, а дома - как на работе. Современные люди всё чаще занимаются на работе личными делами, а дома отвечают на деловые звонки и письма. Они должны выполнять все поставленные перед ними требования, они должны всё успеть и всё суметь. Чувству усталости не придаётся значения, желание отдохнуть не принимается всерьёз. Наконец, организм не выдерживает непосильных нагрузок - и надламывается.
За последние годы удалённая работа стала очень распространённой формой занятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования агентств по подбору персонала. К таким фирмам присоединяются всё больше работодателей. Значение удалённой работы особенно велико в таких отраслях, как компьютерные технологии, консалтинг, коммуникации и СМИ, а также в исследовательских компаниях. Что касается профессий, связанных с творчеством, то такой режим был спокон веков. Правда, недалёкие советские администраторы предпочитали трудовой кодекс. Во времена андроповских рейдов меня участковый застал дома в разгар рабочего дня. «А работать всё-таки надо», посоветовал лейтенант, прочитав удостоверение Союза журналистов СССР.
Работа на дому позволяет нанимать сотрудников, которые по разным причинам не могут ежедневно появляться в офисе, например тех, у кого есть маленькие дети, а кроме того – сократить расходы на организацию рабочих мест. Работодатели разрешают работу вне офиса, чтобы быть привлекательными для своих подчинённых, для повышения их мотивации, а соответственно и производительности труда.
Однако по отношению к мотивации существует и противоположное мнение. Австралийские учёные Мельбурнского университета установили, что сотрудники, выполняющие работу дома, тратят на неё до 3 часов в день больше, чем их коллеги в офисе. Это исследование основывается на изучении таких сфер, как местное управление, банковское дело, образование и компьютерные технологии.
Несомненно, на результаты труда и эмоциональную удовлетворённость влияет и то, что исчезает граница между рабочим и свободным временем, так как работодатель может связаться с сотрудником в любой момент.
Как показали исследования, руководить сотрудниками, работающими удалённо, сложнее, чем в офисе: это подтвердили 78% из 200 опрошенных менеджеров по работе с персоналом. Поэтому для успешной удалённой работы необходимы чёткие правила. Пока такие нормативы в России почти не существуют. Поэтому, по мнению того же профессора Кекелидзе, идеальный вариант – сочетание двух подходов: наряду с привилегией выполнять часть работы дома должно существовать определённое количество обязательных рабочих часов в офисе.
Юрий БЛИЕВ, обозреватель «МГ».