Вы здесь

Болевые точки ещё остаются…

Система здравоохранения Московской области в последнее время явно меняется к лучшему. Это результат совместного труда не только врачей, фельдшеров, медсестёр, но и многих других людей, специалистов, организаторов производства, которые так или иначе «завязаны» на охране здоровья жителей Подмосковья.
Уже пятый созыв подряд интересы своих избирателей в Московской областной думе, в том числе коллег-докторов, представляет и защищает Галина УТКИНА. Сегодня Галина Сергеевна – председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, семьи и социальной политики. Она не просто опытный и уважаемый парламентарий, но прежде всего врач, прошедший по всем ступеням карьерной лестницы – от сельского участкового педиатра до организатора здравоохранения высокого ранга. О перспективах подмосковного здравоохранения – предлагаемое интервью с нею.


-    Галина Сергеевна, в конце прошлого года Мособлдума утвердила региональный бюджет-2013. Удовлетворены ли вы тем, как он сформирован в сфере здравоохранения? Как меняются расходы на нашу отрасль?

-    Рассматривать бюджет здравоохранения только как долю областного бюджета считаю неправильным. Финансирование отрасли надо воспринимать совокупно, учитывая, что основные финансовые средства сейчас проходят через территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области. Если анализировать бюджет в целом, объём финансирования идёт с ростом, при этом «бюджетная» составляющая уменьшается, а доля средств системы ОМС увеличивается. С 1 января 2013 г через ОМС финансируются скорая медицинская помощь, проведение гемодиализа, ЭКО, целый ряд других дорогостоящих услуг. Что касается Московской областной программы госгарантий, она также идёт с увеличением её стоимости и общего финансирования. При этом подушевой норматив на неработающее население у нас превышает федеральный и составляет 4,3 тыс. руб.

Могу отметить, что в регионе растёт заработная плата. Выполняя Указ Президента РФ, к 2018 г. нам предстоит повысить уровень оплаты труда врачей до 200%, а среднего медицинского персонала - до 100% величины средней заработной платы в регионе. По инициативе временно исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьёва в 2013 г. будут дважды - в мае и сентябре - повышены зарплаты бюджетникам.

Если говорить об изменении оплаты труда медработников в целом, то благодаря программе модернизации врачи и медсестры получили неплохую доплату. В результате перехода на работу по федеральным стандартам оказания медицинской помощи врачи-специалисты амбулаторно-поликлинического звена получают дополнительно 9 тыс. руб. в месяц, медсестры - 4,5 тыс. руб. То же касается и специалистов, которые участвуют в проведении диспансеризации детей под опекой, сирот, находящихся в стационарных учреждениях здравоохранения, подростков.
Напомню, в прошлом году мы завершили программу модернизации здравоохранения Подмосковья. Сформированная по инициативе руководства страны, она была, скажем так, стартовой. Сейчас в стране действует Государственная программа развития здравоохранения до 2020 г., которая утверждена Правительством РФ. Нам предстоит подхватить эстафетную палочку и продолжить начатое своими силами. Поэтому при формировании бюджета мы дополнительно выделили Минздраву Московской области 1,5 млрд руб. на 2013 г. для финансирования областной программы развития здравоохранения, рассчитанной на 2013-2016 гг.

Кроме того, из Федерального фонда ОМС в декабре 2012 г. мы дополнительно получили 981 млн руб. Эти деньги направим на ремонт, закупку оборудования и т.д.

– Приведёт ли переход на одноканальное финансирование к повышению уровня и качества медицинской помощи?

– Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС представляется мне прогрессивным шагом. Прежде у нас существовало несколько источников финансирования – федеральный, областной, муниципальные бюджеты, целевые программы, средства ОМС. Когда деньги поступают из разных источников, меньше возможности сравнить, какая территория как работает, кто рационально или не очень использует средства. Если же деньги идут из одного источника и расходование средств осуществляется по одним и тем же правилам, контролирующим органам легче отслеживать, насколько эффективно и грамотно расходуются деньги. Переход на одноканальное финансирование не должен отразиться на доступности и качестве медицинской помощи для пациентов. И медицинский персонал не должен пострадать в плане материального вознаграждения. Это наш принципиальный вопрос.

– Какие сегодня болевые точки в здравоохранении Подмосковья?

– Большая проблема – кадровая. Заработная плата ещё недостаточная. Хотя на сегодняшний день её уровень, в общем-то, неплохой – в среднем врач получает 43 тыс. руб., средний медперсонал – 28 тыс. Когда жители Подмосковья (я уже не говорю о других регионах страны), слышат такие цифры, завидуют медикам. Но ведь эта зарплата не на ставку, эти деньги получаются совокупно, за весь объём работ, включая ночные дежурства, подработку. Заметьте, коэффициент совместительства у нас по-прежнему не менее 1,5. Поэтому не приходится утверждать, что наши коллеги получают достойную оплату своего труда.
 
А ещё повелось, что руководители здравоохранения (главные врачи, их заместители, бухгалтерия) получают намного больше рядового врача. Это несправедливо. Неслучайно и Президент РФ ставит вопрос о том, чтобы вознаграждение руководителя зависело от средней зарплаты на данном предприятии или в организации и от результатов труда. Главный врач не должен получать в 10 раз больше рядовых сотрудников. Сейчас мы поставили перед областным комитетом по труду вопрос о пересмотре порядка оплаты труда и принятии определённых решений.

Вторая болевая точка – лекарственное обеспечение. Вопрос сегодня стоит так: что мы должны делать – лечить больных или оказывать им меры социальной поддержки. С моей точки зрения, при нынешних 638 руб., которые в 2013 г. федеральное правительство ежемесячно выделяет на федерального льготника, это не лечение, а, скорее, социальная поддержка. При стремительном развитии медицинской науки и технологий, когда реальной стала возможность излечивать очень многие заболевания и лечение обходится в десятки тысяч рублей, 638 руб. кажутся мизерной цифрой. Кто-то должен доплачивать за лечение, но кто? В федеральном законодательстве это нечётко прописано, дескать, субъект Федерации имеет право производить дофинансирование. В Подмосковье из бюджета области мы выделяем 2-2,4 млрд руб. на лекарственные препараты для наших льготников. Ещё 500-600 млн руб. ежегодно тратим на дофинансирование федеральных льгот. Мы не имеем достаточных средств для полного обеспечения лекарствами региональных льготников. Ни в одной стране мира не хватит бюджетных средств для полного решения проблем здравоохранения и обеспечения лекарствами населения. В областном законе «О здравоохранении» мы предусмотрели следующую норму – наделить муниципальные образования правом на софинан-сирование. Но и это, по большому счёту, не решает остроты вопроса. Поступают деньги из муниципального бюджета или областного, как говорится, это одна копилка, ведь бюджет у нас консолидированный. Государство не в состоянии полностью обеспечить потребности в лекарствах всем нуждающимся за счёт средств федерального бюджета. Решение столь патовой ситуации мне видится одно – льготники не должны выходить из программы льготного лекарственного обеспечения. Но люди идут по пути, только им удобному и выгодному. 70% отказались от лекарств, отдав предпочтение монетарной форме, и менее 30% используют льготу в натуральной форме. А ведь среди отказавшихся немало больных с онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией, психическими расстройствами и т.д. Получается, что кто-то не получает денег и не может в полном объёме воспользоваться лекарствами, а кто-то получает и деньги и препараты.

– Какой же выход здесь возможен?
 
– Мне представляется, он есть. Уже сегодня специалисты Минздрава России прорабатывают возможность введения закона о лекарственном страховании. Думаю, ориентировочно, к 2016 г. мы перейдём на него.

– Что подразумевает оно?

– Лекарственное страхование предполагает, что граждане (кроме льготных категорий) оплачивают страховые взносы по лекарственному обеспечению с тем, чтобы в случае возникновения заболевания, которое требует существенных расходов, они могли воспользоваться необходимыми препаратами. Размер страхового взноса может быть небольшим, но он служит человеку определённой гарантией, например, на право получения лечения бесплатно, либо с 50-процентной компенсацией.

– Какие очередные шаги по совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения вы намечаете?

– Региональное законодательство предстоит привести в соответствие с федеральным. Закон Московской области «О здравоохранении», который мы приняли ещё в 2006 г. , сегодня требует корректировок, причём значительных. Он уже отстал от времени, от федерального законодательства. Мы предприняли шаг по внесению ряда поправок, но пришли к мнению, что необходима новая его редакция. Министерство здравоохранения Московской области сейчас трудится над этим. Надеемся уже в 2013 г. рассмотреть его в Мособлдуме.

– На днях и.о. губернатора области Андрей Воробьёв выступил с программным докладом на среднесрочную перспективу, в котором затронул все болевые точки региона, в том числе здравоохранения, лекарственного обеспечения, социальной поддержки малообеспеченных. Хотелось бы получить ваш комментарий.

– Действительно, социальные вопросы и проблемы здравоохранения были выделены и.о. губернатора как первостепенные и наиболее важные. В 2013 г. в регионе будет построено 3 перинатальных центра – в Коломне, Щёлково и Наро-Фоминске, роддом в Серги-евом Посаде. Откроется 3 новых сосудистых центра – в Коломне, Подольске и Красногорске, а в 2014 г. – ещё 3. Новому министру здравоохранения поставлена задача – за 2 недели навести порядок с лекарственным обеспечением. В сфере социальной политики произойдёт увеличение материальной поддержки пенсионеров, семей с детьми, решение проблем детей-сирот. Конечно, без соответствующих финансов всё это останется планами, но губернатор остановился и на путях решения финансовых вопросов, а также отметил, что рассчитывает на поддержку и сотрудничество с федеральным правительством. Программу свою он назвал «Наше Подмосковье», и выполнение её должно быть нашей общей целью.

Беседу вёл
Александр ИВАНОВ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru