Вы здесь

Мировая премьера

Музыкальная сенсация – явление сегодня чрезвычайно редкое. Тем более в провинции. Тем более сенсация мирового уровня. В Смоленске она только что состоялась: на открытии нового музыкального сезона в областной филармонии в рамках фестиваля «Смоленская осень» русский народный оркестр имени В.П.Дубровского исполнил «Праздничную увертюру» Петра Триодина, сочиненную им в 1919 г. Впервые увертюра, написанная для симфонического оркестра, прозвучала в исполнении оркестра народных инструментов. Сделав это, смоленский оркестр под управлением заслуженного артиста РФ, народного артиста Республики Марий Эл Николая Степанова лицом развернул музыкальную аудиторию (и не только региональную) к творчеству выдающегося русского композитора первой половины прошлого века (но почему-то забытого!) Петра Триодина. Однако эта заслуга коллектива оркестра зиждется прежде всего на подвижнической деятельности двух профессоров Смоленской государственной медицинской академии Владимира Глотова и Александра Литвинова, которые заявили широкой культурной общественности XXI века: один из организаторов медицинского факультета и анатомического института Смоленского государственного университета в 1919-1923 гг. врач-анатом и эпидемиолог Пётр Николаевич Триодин был и талантливым композитором!

Абсолютно народный композитор

Да, когда-то его имя было на слуху. Одна только песня «Два сокола» (1944 г.), посвященная и восхвалявшая Ленина и Сталина, делала его знаменитым. Но обвинить Триодина, получившего на войне семь ранений и тяжелую контузию и активно участвующего еще в дореволюционные годы в студенческих волнениях, искренне верящего в идеи коммунизма, в политической конъюнктуре рука не поднимется. Особенно если учесть другие эпизоды его яркой жизни, о которых мы упомянем ниже, и то, что более 100 песен для Русского народного оркестра имени Николая Осипова из нашего отечественного фольклора обработал именно Пётр Триодин. Одна только «Ой ты степь широкая!» чего стоит! Триодин был не конъюнктурным, а абсолютно народным композитором! Когда семилетние изыскания В.Глотова и А.Литвинова в архивах, музейных фондах и библиотеках были закончены, в СГМА по инициативе ректора медакадемии Игоря Отвагина прошла пресс-конференция, в которой принял участие и художественный руководитель Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Николай Степанов: оркестр уже начал подготовку к концерту, большая часть программы которого составили произведения П.Триодина.

Говорит профессор кафедры терапии факультета усовершенствования врачей и профессиональной подготовки специалистов СГМА Александр Литвинов:

-    Меня поразило, что Пётр Николаевич был не только врачом, но и известным на всю страну композитором. Печально - в Смоленске жили такие удивительные люди, а память о них ушла. Как можно допускать такое?! Ведь это же уникальная личность! Песни Петра Триодина пели Сергей Лемешев, Иван Козловский, Людмила Зыкина... Глубина и сила таланта сближает Триодина по его музыкальному стилю с великим Бородиным, автором оперы «Князь Игорь»: И в то же время невероятно, но факт: отец Петра Николаевича, священник, был категорически против увлечения сына музыкой. Дело в том, что Александра, сестра Триодина, стала артисткой вопреки отцовской воле и выступала под псевдонимом «Смоленская» на оперной сцене. Конфликт отца и сына привел к тому, что Пётр ушел с 4-го курса С.-Петербургского университета (он учился на биологическом отделении), уехал в Юрьев (Дерпт - ныне Тарту) и поступил на медицинский факультет.

-    Триодин - наша русская музыкальная Атлантида, - убежден Владимир Глотов, профессор кафедры анатомии СГМА. – Если бы композитор такого уровня жил в Литве, уверяю вас, что каждый школьник сегодня знал бы его имя, каждый оркестр играл бы произведения Триодина. Мы обязаны вернуть Петра Николаевича Триодина из небытия, пропагандируя его творчество. Масштаб этой личности невероятен!

Обреченный на успех

Творчество Петра Николаевича было обречено на успех - 6 марта 1922 г. в Оперном театре Смоленска прошла большая премьера первой советской оперы «Князь Серебряный» по мотивам одноименной повести Алексея Толстого.  Кстати, либретто к опере написал смоленский врач-акушер С.Чернов. Дядя Гиляй, знаменитый репортер Гиляровский, не смог удержаться и сострил: «Как, скажите мне про это, к нам «Серебряный» попал? Акушер – писал либретто, доктор – музыку писал». Помните песню «Ой ты степь широкая»? Ее пел Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны», это ее с дрожью в голосе тянул Борис Бабочкин в легендарном «Чапаеве»... Выяснилось, что это не самостоятельное произведение, а фрагмент из оперы «Князь Серебряный», выдержавшей 67 представлений! Многие произведения Триодина до сих пор на слуху, просто мы совершенно позабыли, кто был их автором. В 1924-1925 гг. Пётр Николаевич пишет оперу «Степан Разин», которая в течение года шла на сцене Большого театра. Но затем ее вытеснил авангард. Критики даже обвинили Триодина в... излишнем консерватизме: «Стасову ваша опера непременно понравилась бы, но она, увы, архаична». Похвалили его или отругали? Сложно сказать, однако на «Князя Серебряного», завоевавшего любовь слушателей, поступило семь заявок. Шла ли эта опера в советских театрах, мы, к сожалению, не знаем. Зато известно другое: изготовить декорации к «Степану Разину» поручили самому Васнецову, правда, в последний момент его попросили выполнить другой заказ. Судьба Триодина необыкновенна – в ней более чем в какой другой отразились события, про- исходившие в начале XX века. В 1912 г. он получает диплом врача, но вскоре за участие в политической демонстрации протеста по поводу Ленского расстрела его ссылают на 3 года под надзор полиции в Вологодскую губернию в село Бакшеево, расположенное в 120 верстах от железной дороги. Пьяный урядник и фельдшер – вот и вся местная интеллигенция... Пётр Николаевич прожил в глуши два года, однако времени не терял: собирал и записывал чудные народные песни.

В 1914 г. начинается Первая мировая война. Триодина направляют на Западный фронт в качестве военного врача. В этот период он начинает заниматься научной работой – в журнале «Русский врач» появляется несколько публикаций, посвященных особенностям течения тифа у вакцинированных и невакцинированных больных.

Военными дорогами

На фронте врач и композитор встретил свою любовь – Ольгу Гурко-Ромейко, сестру милосердия, смолянку. Я считаю, что вклад дворян Гурко-Ромейко и Вонлярлярских равносилен вкладу супругов Тенишевых в культуру Смоленщины! Только Тенишевы были меценатами в искусстве, а эта семья – в медицине. После революции Пётр и Ольга приехали в Смоленск и осели в бывшем имении Ольги Александровны в пригородной деревне Рай. По инициативе Триодина в Смоленске создается первый Оперный театр, такого театра сейчас, к сожалению, у нас нет! В это время в городе по указу Ленина образован Государственный университет им. Октябрьской революции. Пётр Николаевич становится одним из его организаторов, участвует в создании Анатомического института (ныне - кафедры анатомии СГМА). И конечно же, пишет музыку для симфонического оркестра.

В 1941 г. кандидат медицинских наук Триодин добивается отправки на фронт. Вот что пишет жене этот самоотверженный человек в 1942 г.: «…Война сейчас поглощает и заслоняет всё. Но для нас война имеет смысл постольку, поскольку победа обеспечивает наше счастливое будущее, громадные перспективы созидания, творчества, расцвета сил и способности людей. Сейчас самое главное - выдержать во что бы то ни стало. Когда после войны пойдет проверка, кто что сделал для родины, для своего народа, я смогу с чистой совестью сказать: сделал всё, что только было в моих силах и возможностях. Вот это сознание меня и поддерживает».

И он действительно делал всё что мог для фронта и для Победы: попав в засаду под Велижем, в течение всей ночи вел перестрелку с немцами, был ранен. Отказался от отправки в госпиталь и продолжил воевать. И - творить! В 1944 г. Пётр Николаевич написал знаменитую песню «Два сокола». После войны здоровье его ухудшилось. Ирония судьбы: эпидемиолог, все свои силы отдавший борьбе с инфекционными болезнями, заболел туберкулезом. Пришлось распрощаться с медициной - зато полностью отдаться музыке! Триодин продолжил работу над оперой «Иван Грозный», за которую взялся еще в 1944 г. К сожалению, она не была закончена - композитор в 1950 г. скончался.

Длительная переписка с архивами позволила Глотову и Литвинову найти некоторые из произведений Триодина. Например, вторую часть музыкальной композиции, украсившей фильм «Иван Павлов» и, что весьма немаловажно, сенсационную «Праздничную увертюру». Вот так судьба привела медиков к главному дирижеру Смоленского русского народного оркестра им. Виктора Дубровского Николаю Степанову. Вот что сказал Николай Николаевич:

- Еще вчера, говоря о музыкальной Смоленщине, мы сразу вспоминали Михаила Ивановича Глинку. Сегодня у нас появилось новое имя, которым мы можем гордиться. Уверен, что произведения Петра Триодина станут визитной карточкой нашего оркестра на гастролях за рубежом.

Владимир КОРОЛЁВ, соб. корр. «МГ».
Смоленск.

Справка «МГ».
Пётр Николаевич Триодин родился 15 марта 1887 г. в С.-Петербурге в семье священника. Его отец, Николай Васильевич Триодин, служил при церкви на Смоленском кладбище и был широко образованным человеком – владел семью иностранными языками, увлекался музыкой и пением. Мать, Мария Ивановна, происходила из старинного литовского княжеского рода, была отличной пианисткой. Она передала сыну свою любовь к музыке и научила его игре на рояле. Семена упали на благодатную почву – в 9 лет маленький Петя написал музыку к стихотворению Пушкина «Эхо», сочинял (!) романсы, песни и пьесы для фортепиано. Два года (1907-1909) Пётр Триодин брал уроки композиции у А.К.Глазунова.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru