Вы здесь

Верный признак уровня культуры

Понятие толерантности, как правило, используется в контексте межрелигиозных и межэтнических отношений. И современная наука также обсуждает вопрос о толерантности – религиозной, политической или этнической. Не стоит забывать, что эта проблема лежит в плоскости культуры и уровня развития общества. Суть толерантности, в первую очередь, – качество культуры (нравственной, политической, правовой) общества, социального слоя, каждого гражданина.

В связи с развитием общества изменяется и понимание ценности человека, его значимости для общества. В толерантном обществе для инвалидов делают больше, чем для обычных людей, и, следовательно, люди, в том числе врачи, которые помогают уравнять в правах больных и здоровых, пользуются уважением и механизмами государственной защиты. То есть врач есть инструмент поддержания толерантного порядка в обществе. Однако из исторических примеров мы видим, что так было далеко не всегда, и отношение к инвалидам изменялось. Для раннехристианских обществ было характерно сочувствие и жалость по отношению к людям с ограниченными возможностями, их пытались вылечить с помощью ритуалов. В средние века представления изменяются, положение инвалидов ухудшается: акцент смещается на дьявольское начало» в них. Над такими людьми смеялись, их использовали на уличных представлениях, а иногда преследовала инквизиция. Несмотря на то, что в XIX веке инвалидов лечили и создавали условия для них, всё равно их изолировали от общества. Индейцы Северной Америки и сегодня объясняют инвалидность у людей тем, что те нарушили различного рода табу. Такими причинами могут быть неуважительное отношение к огню и воде, воровство, убийство, нарушение гармонии с окружающим миром. Сами же индейцы-инвалиды иногда считают, что сверхъестественные силы выбрали именно их, чтобы наказать всё племя за нарушение табу, например, за браконьерство. Таким образом, мы видим, что в разные исторические эпохи были неодинаковые представления об инвалидности, о статусе инвалида как члена общества и его социальной активности. В то же время толерантность не означает уступку или потворство всякой идеологической системе и политической позиции. Это не есть безразличие или индифферентность к разного рода взглядам и действиям и тем более не означает смирение перед общественным и бытовым злом. Толерантность находится на некой границе, исключающей терпимость к нарушению правовых и нравственных норм.

Одним из условий экономических взаимоотношений является понимание людьми того, что их уникальность и непохожесть служат источником взаимной выгоды. Следовательно, уважение прав и индивидуальности других людей является необходимой предпосылкой реализации собственных интересов. Было бы иллюзией считать, что медицина пытается отгородиться от этого. Перед ней стоит задача поставить во главу угла создание пространства для неспешного размышления.

Мария КРАСИЛЬНИКОВА.
Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук
Московского государственного медико-стоматологического университета.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru