Вы здесь

В кривом зеркале

Долой Нагорную проповедь, Моральный кодекс строителя коммунизма и скрижали Моисея! Главным и основным ориентиром морали, нравственности и справедливости на Земле с некоторых пор является политическая корректность (political correctness, или РС). Примитивная суть этого неестественного новообразования в том, что РС полагает всех равными всем в их правах: женщину – мужчине, ребенка – старику, негра – белому и пр. Наиболее равными правами теперь обладают секс-меньшинства. Словом, что-то вроде того, что «лев возляжет рядом с ягненком».

К сожалению, психические расстройства, их специфическая клиника и социальный аспект психических заболеваний тоже оказались полем применения РС. Следствием этих благих намерений стало появление целого ряда кинолент о психиатрических клиниках и их пациентах.

Снова слава революционерам?

Первым фильмом на эту тему, пожалуй, была лента М.Формана «Пролетая над гнездом кукушки», снятая в 1975 г. Чехословацкий режиссер-эмигрант экранизировал одноименную книгу К.Кизи, большого поклонника ЛСД, писавшего некоторые главы книги в состоянии наркотического опьянения. Свои глубокие знания о психиатрии Кизи почерпнул из своей краткой санитарской практики в психиатрическом отделении. Социальная делинквентность самого автора книги, которого даже арестовывали за хранение и употребление марихуаны, совпала с «бунтарским» духом эпохи бурных 60х годов. (Книга написана в 1962 г.). Очевидно, именно отсюда и анархическое свободолюбие книги 27летнего авторанигилиста, изобразившего медицинский персонал садистами, терапию – изощренной пыткой, пациентов – жертвами. Любой бунт против существующих в обществе и государстве порядков, столь популярный среди интеллектуалов и студенческой молодежи Запада в 60е годы, почитавших Льва Троцкого и Че Гевару, превратил персонажа Николсона, подбивающего ради собственного развлечения к открытому бунту пациентов отделения психиатрической больницы и третирующего старшую медсестру, – в героя, революционера, мученика и знамя антипсихиатрии.

В процессе поисков философского и высокого гуманистического смысла фильма как-то позабылось, что его герой был помещен в больницу для судебно-психиатрической экспертизы после такого пустячка, как изнасилование. Фильм получил 5 «Оскаров».

В 1988 г. в США был снят фильм «Человек дождя», в котором Д.Хофман сыграл больного аутизмом. Лента также обозначила претензии на всеобъемлющую глубокомысленную притчевость. Персонаж Хофмана помогал «гуманистически прозреть» своему морально неустойчивому брату. Процесс личностной перековки занял около 2 часов экранного времени: ненавязчиво, быстро и хорошо. Граждане довольные расходятся по домам, посмотрев умилительную сказочку об идиллии во взаимоотношениях больных и здоровых. Фильм о конфликте хорошего с прекрасным получил 4 «Оскара».

Фильм «Форрест Гамп», снятый в 1994 г. по книге У.Груми, показал нам олигофрена, очень хорошего (без иронии) человека, история жизни которого была наложена на историю США последних десятилетий. Оказалось, что это и есть современный средний американец, который, несмотря на известную интеллектуальную неполноценность, сумел стать символом своего времени, зеркалом новейшей истории, знаком развития прогресса и даже чуть ли не эталоном персонального успеха. (За что американцы так обидели себя, я до сих пор не понимаю: они ярко продемонстрировали необязательность интеллектуальной полноценности и даже ее обременительность для достижения жизненного успеха и благополучия). В самом деле, невысокий IQ героя фильма ничуть не обескураживал большинство персонажей этой ленты, окружавших Форреста Гампа: они просто не замечали его IQ. Дебил стал героем своего и нашего времени. Иными словами, среднего американца политкорректность этого фильма опустила до уровня дебила, так как поднять интеллектуальный уровень человека с умственной отсталостью до нормы принципиально невозможно. Картина взяла 6 «Оскаров» и получила, кроме того, еще 7 номинаций.

Блудный сын

В 1996 г. в Австралии был снят фильм «Блеск» – о психически больном пианисте – реальном человеке, которого зовут Дэвид Хелфготт. (Очень символичная и печальная фамилия: она переводится с идиш как «Спаси, Господи!»). Этот музыкант родился в семье бедных польских эмигрантов. Его отцом был неудачливый пианист, очень авторитарный и деспотичный человек, запретивший мальчику учебу в самой престижной музыкальной школе мира. Деньги на стипендию собирала вся еврейская община Мельбурна. Возможно, отец был по-своему прав, считая, что его сын-подросток не готов к жизни и учебе вдали от семьи.

Дэвид Хелфготт уехал в Лондон, преступив отцовский запрет, что даже для современных, не слишком-то религиозных евреев поступок почти немыслимый. Хелфготт навсегда оставил родительский дом. В фильме после его ухода отец сжигает альбом с вырезками, посвященными ранним успехам юного пианиста; и это выглядит почти как жертвоприношение Авраама: понятно, что отец не просто топит камин, но уничтожает память о сыне, символически аннулирует их предшествовавшую общую жизнь. И еще один эпизод ленты столь же трагичен: мальчик, возвратившийся в Австралию спустя несколько лет из далекого Лондона, – после заболевания и тяжелого психиатрического лечения, звонит отцу: «Папа, я дома!», но отец молча кладет телефонную трубку на рычаги и опускает на окне глухую штору, окончательно отрезая от себя своего ребенка. Притча о блудном сыне есть в Новом Завете (Евангелие от Святого Луки). В Ветхом Завете ее нет. Суровый Бог иудеев, создавший «человека для субботы», должен был оставаться непреклонен. Отец не простил блудного сына.

Психологический пресс перманентного стресса детского периода жизни, как и внезапное, – с безусловным появлением чувства вины перед собственным отцом (и иудейским Богом Ветхого Завета – «Спаси, Господи!»), – освобождение от него не прошли без следа. Отец музыканта, безотчетно соотносимый им с всевластным Иеговой иудеев, был покинут Д.Хелфготтом.
И всетаки отец и сын Хелфготты встретились еще раз. Этот эпизод в фильме выглядит, как евангельская притча о блудном сыне, но рассказана она с некоторыми смысловыми вариациями по отношению к первоисточнику. Отец сам неожиданно появляется в гостиничном номере сына, проведшего многие годы в психиатрических больницах. Эта сцена – и возвращение блудного сына, и прощение-возвращение непримиримого отца, и окончательное прощание героев сюжета: более они не встретились… Мелодраматический по форме эпизод имеет несколько неочевидных смыслов и подтекстов, среди которых важным кажется мотив метанойи отца, не сумевшего до конца выдержать суровый иудейский канон и на мгновение отступившегося от него. Может быть даже, у этого человека мелькнула мысль о том, что все-таки «суббота для человека». Но он уходит, простившись с сыном навсегда, возвращаясь к Ветхому Завету своего народа, и рембрандтовский мотив не возникает в фильме явственно и иллюстративно. Но он непременно вспоминается зрителю, не могущему не вспомнить о всепрощении – «не до семи, но седмижды семидесяти раз». И, может быть, это важнейшая идея фильма.

По сюжету киноленты Дэвид Хелфготт почти преодолевает свою болезнь и аутичную отгороженность, сумев социально адаптироваться. В реальности же совсем не всё было столь безоблачно и умиротворяюще. Музыкант, действительно, женился. Его жена старше пианиста на 14 лет. Джиллиан Хелфготт по специальности – астролог, и она является для своего мужа всем – от повара до артдиректора. Таким образом, социальная адаптация героя достаточно условна, и он всецело зависит от своего ближайшего окружения. Впрочем, и гастроли Хелфготта по США, прошедшие после успеха киноленты о нем, продемонстрировали существенное преувеличение музыкального таланта пианиста и приуменьшение степени преодоления им болезни. Посетители его концертов вспоминали о немотивированных выходах пианиста в зал, дружеских объятиях с совершенно незнакомыми ему людьми, частом стереотипном бормотании фраз, обращенных к себе самому: «Это ужасно, ужасно, ужасно…» или «Улыбайтесь, улыбайтесь, все улыбайтесь…». Музыкальные критики писали о «более чем посредственном даровании Хелфготта»… Звезда пианиста закатилась, так и не набрав своего подлинного блеска.

Психиатр пианиста Д.Хелфготта говорит о том, что определенного диагноза своему пациенту выставить не может, так как музыкант: «…не аутист, не шизофреник, и его состояние можно назвать маниакальным, скорее, на словах, чем подтвердить клинически». Подобная формулировка может говорить либо о невысокой квалификации этого врача, либо о политкорректности, доведенной здесь до полного абсурда: психиатр вполне недвусмысленно говорит о том, что его пациент психически болен, по сути раскрывая его врачебную тайну, но при этом не называет конкретного диагноза, что, видимо, во-первых, выводит сего «специалиста» изпод юридической ответственности за это деяние, а во-вторых, соблюдает столь любезный сердцу адептов политкорректности туман расплывчатых формулировок, которые, странствуя вокруг и около сути, изъясняются обиняком и намеками в стилистике «веревка – вервие простое».

Жизнь и кино

Фильм «Игры разума» был снят в 2003 г. В основе – реальная история американского математика Джона Нэша, который, несмотря на то, что болен шизофренией уже около полувека, сумел «приспособиться» к болезни и продолжал заниматься математикой – вплоть до присуждения ему Нобелевской премии в 1994 г. за приложение теории игр к экономике. Трогательная история о победе разума над патологией, о супружеской поддержке и верности, всепобеждающей любви и вознагражденной надежде получила 4 «Золотых Глобуса» и столько же «Оскаров».

Рон Ховард, режиссер этого фильма, проявил интерес к психическим расстройствам как к кинематографическому сюжету после знакомства с профессором юриспруденции Йельского университета Лодером, который, будучи шизофреником, «видел» одновременно 4 различные галлюцинации. Лодер на какое-то время сумел сосуществовать с болезнью, продолжая вести университетский курс. Однако история болезни профессора закончилась в 1997 г. трагедией: после смерти отца, контролировавшего прием психотропных средств, Лодер перестал принимать поддерживающее лечение и вскоре убил свою беременную жену.

Эта история очень похожа на другие недавние события, произошедшие в США. Андреа Йейтс, жена сотрудника НАСА, родила четырех детей. После очередных родов у нее были обнаружены признаки депрессии, в связи с чем ее даже ненадолго госпитализировали и немножечко полечили. Болезнь, между тем, не миновала. Тревога и кататоноформные приступы, суицидальная настроенность, видения и «голоса» полиморфно сосуществовали в ее сознании. Лечение постепенно возымело положительный эффект, но тут смерть отца (опять!) привела к обострению патологии и, как следствие, очередная госпитализация. Впрочем, пациентку выписали сразу же после того, как она начала принимать пищу. При выписке врач высокопрофессионально посоветовал ей «воздерживаться от печальных мыслей». Через некоторое время Андреа Йейтс по очереди утопила в ванне всех (уже пятерых) детей – от 7 лет до 8 месяцев, положила трупы на кровать, оставив тело старшего сына плавать в ванне, и позвонила в полицию. Если бы не трагический конец, то Голливуд, вероятно, вполне мог бы заинтересоваться этой историей…

Концептуальная ошибка РСактивистов, видимо, в том, что они полагают необходимым говорить о психически больных людях, что те «такие же, как все прочие». При этом они делают акцент на эпитете, а не на сущности, тогда как главным является слово «люди». Более того, они замечают именно то, что в приличном обществе традиционно принято не замечать, как и соуса, нечаянно пролитого на скатерть.

Игорь ЯКУШЕВ,
доцент
Института ментальной медицины Северного государственного медицинского университета.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru