«Сохраняющаяся в стране медико-демографическая ситуация, разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами особенно ощутимы в сельских регионах. Состояние здоровья сельского населения во всех возрастных группах значительно хуже городского».
К такому выводу пришли, согласно принятой резолюции, участники «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению», который про вел Комитет Госдумы РФ по охране здоровья.
Шагреневая кожа
Как констатирует документ, среди сельских жителей отмечается более высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами, а также распространенности и тяжести травм и отравлений.
В чем дело? Ведь в последние годы принято, казалось, немало мер, направленных на развитие сельского здравоохранения: реализуется Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 г.», в региональных программах модернизации субъектов Федерации предусмотрены разделы по развитию здравоохранения в сельской местности. С января 2012 г. медицинским и фармацевтическим специалистам федеральных ведомств, проживающим и рабо тающим на селе, ежемесячно выплачивается 1200 руб., предоставляемые в качестве компенсации платы за жилье, а также отопление и электроэнергию, через ФОМС выделяются по 1 млн руб. подъемных молодым специалистам, желающим переехать работать в село и т.д.
А дело в том, что, как заявил за «круглым столом» председатель думского комитета Сергей Калашников, эти меры неоднозначные.
– С одной стороны, – сказал он, – передача полномочий в субъекты Феде рации привела к сокращению числа сельских медучреждений. – По сравнению с 2006 г. добираться до них стало в 3 раза дольше и по времени, и по километражу. С другой стороны, принято решение стимулировать приток врачей в сельскую местность за счет выплаты 1 млн руб. молодым медикам в возрасте до 35 лет. Целый ряд субъектов Федерации приняли решение доплачивать еще 1 млн руб., причем не только в сельской местности, но и в поселках городского типа численностью до 50 тыс. человек. Возник парадокс: если первый миллион налогом не облагается, то второй уже облагается.
Медицинские учреждения территориально доступны только для 49% сельских жителей, для 40% – малодоступны, для остальных – недоступны вообще, сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Надежда Школкина. «Сорок тысяч населенных пунктов практически не имеют дорог с твердым покрытием, – подчеркнула она. – Значит, население таких пунктов не может своевременно получить медицинскую помощь. Сеть станций скорой помощи вновь сокращается, возвращаясь к 2008 г. Селу не хватает 26 тыс. врачей». О повышении доступности стоматологической по мощи сельскому населению, по словам депутата, и говорить не приходится.
Участники дискуссии согласились, что различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены удаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточным развитием транспортных связей, малой плотностью населения и целым рядом других причин. В структуре сельского здравоохранения преобладают маломощные, часто не соответствующие санитарно-техническим требованиям лечебно-профилактические учреждения, рас полагающие, чаще всего, недостаточной материально-технической базой и испытывающие к тому же дефицит и высокую текучесть кадров. Поэтому возможность обеспечения населения качественной медицинской помощью существенно ограничивается.
Количество районных больниц сократилось в стране по сравнению с 2000 г. почти на сотню – сегодня ЦРБ есть уже далеко не во всех районах, заметил член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Геннадий Кулик. По его данным, за это же время почти в пять с лишним раз – с 3,3 тыс. до 400 (!) – уменьшилась сеть участковых больниц. В них было 85 тыс. коек, осталось 12,4 тыс.
Не до жиру, быть бы живу
– Складывается впечатление, что организацию здравоохранения из крупных городов пытаются автоматически перенести и в сельскую местность. Это одна из стратегических ошибок, – заявил Г.Кулик. Он убежден, что в сельской местности должны работать и стационарные медицинские пункты, и передвижные установки. Но таких установок, по его словам, не хватает: всего одна-две на область.
Не надо стричь всех под одну гребенку – в этом поддержала коллегу и член Комитета по охране здоровья Разиет Натхо, обратив внимание участников дискуссии на отсутствие единой тарифной политики в медицине.
– Мы пытались перевести ФАПы в систему ОМС, но нет методик, позволяющих оценить их работу. Если же оценивать одно посещение сельского врача, как это оценивается в городской поликлинике, то сельские врачи и трех рублей не заработают, – сказала она.
Масла в огонь добавила главный врач ЦРБ Зубцовского района Тверской области Татьяна Соколова, сообщив всему честному народу, что через 9 месяцев их больница, обслуживающая в основном сельское население, может закрыться. По одной простой причине – содержать ее невыгодно: госзаказ сократился, а значит, у педиатров, анестезиологов, а также врачей узких специальностей – окулистов, оториноларингологов, инфекционистов – «никакой зарплаты не будет».
Из тысячи планируемых выездных бригад создано пока только 313 (!), честно призналась заместитель директора департамента Мин здрава Елена Скачкова, имея, видимо, в виду демарш К.Кулика по передвижным установкам. А ведь такие бригады, между прочим, – одно из обязательств по развитию инфраструктуры оказания помощи сельским жителям, которые министерство и субъекты Федерации бра ли на себя на старте реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Но «крайними», понятно, оказались регионы.
– Большинство субъектов Федерации своих обязательств не выполнило. Вся необходимая инфраструктура ими создана не была, хотя все программы модернизации обеспечены финансами. На сельское здравоохранение было выделено 150 млрд руб., – без обиняков заявила представитель Минздрава.
Деньги, которые выделяются, надо тратить с умом, очевидно, не без оснований полагает заместитель председателя Комитета по охра не здоровья Сергей Дорофеев. «Нельзя всё время модернизировать пятистенную избу. Сельское здравоохранение должно быть современным. В современном ФАПе через стену должно быть современное жилье для медика. Тогда он всегда будет доступен», – сказал депутат.
Но та же Т.Соколова заметила, признавшись, что материально-техническая база фельдшерских пунктов в ее районе крайне низкая, прямо заявила: со строительством новых модулей, стоимость которых доходит до 2 млн руб., муниципалитетам не справиться: нужны трансферты.
Другая проблема – нехватка сельских врачей общей практики. Даже для таких, казалось бы, благополучных регионов, как Краснодарский край. Заместитель руководителя Департамента здравоохранения администрации края Георгий Гудков назвал кадровый дефицит главной проблемой, отметив, что доля сельского населения этого 5-миллионного субъекта Федерации доходит до 48%. На селе работают 3600 врачей, 13 тыс. медицинских сестер. Выплаты в 1 млн руб. получили в крае 40 врачей, на рассмотрении еще 120 заявок. По решению губернатора средний медперсонал получает, кстати, ежемесячные до платы в 3 тыс. руб. Но всё это не решает проблему.
Представитель Минздрава призналась: из необходимых 18 тыс. врачей подготовлено около 8 тыс., но на селе работают только 4 тыс., остальные в село не едут. «Значит, населенный пункт и регион, отвечающий за привлечение кадров, не могут их заинтересовать», – сделала вывод Е.Скачкова и предупредила: в текущем году требования к субъектам Федерации будут усилены.
Плюс плохие дороги
Без комплексного подхода к развитию сельских территорий и строгого выполнения федеральной целевой программы развития села говорить о закреплении кадров не приходится, поставила «диагноз» член Комитета по охране здоровья доктор медицинских наук Салия Мурзабаева. «Пока будет такая безработица, плохие дороги, отдельно взятую проблему сельской медицины не решить», – убеждена депутат.
К высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня населения и медицинской помощи привели разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, считают участники дискуссии.
Проблемы здравоохранения сельских территорий, которые охватывают более 90% страны и где в 153 125 сельских населенных пунктах проживает 26,2% жителей от общей численности населения, толь ко нарастают. За последние годы с лица российской земли исчезли более 19 тыс. населенных пунктов, в очереди – еще 23 тыс., где число жителей составляет 10 человек, с горечью констатировал Г.Кулик. Процесс этот остановить не удается.
Резолюция «круглого стола» предлагает Правительству РФ ускорить принятие федеральной программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. Рекомендовано также рассмотреть целесообразность внесения изменений в статью 31 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010, которые позволят создавать в сельской местности казенные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие менее 3 тыс. человек; пересмотреть нормативы нагрузки медицинских работников в сельской местности с учетом низкой плотности прикрепленного населения, значительной удаленности населенных пунктов друг от друга и недостаточности развития транспортных связей, а также штатное расписание центральных районных больниц – с целью укомплектования их врачами-специалистами для организации выездных консультативных бригад.
При реализации мероприятий, направленных на модернизацию здравоохранения в стране, по мнению участников «круглого стола», следует обратить особое внимание на вопросы улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, в том числе на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению. Необходимо предусмотреть развитие системы организации медико-социальной помощи для населенных пунктов с численностью населения менее 300 человек, разработать меры, направленные на ликвидацию «кадрового голода» в учреждениях здравоохранения на селе, предусмотрев, в том числе, дополнительные меры стимулирующего характера (предоставление льгот по ипотечному кредитованию, снятие возрастных ограничений при предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, желающим переехать на работу в село, а также поселки городского типа).
В Федеральное Собрание РФ предложено внести ряд законодательных инициатив.
Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано включить в государственные программы развития регионов подпрограммы, направленные на укрепление и сохранение здоровья сельского населения; предусматривать меры социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению.
Необходимое послесловие
На этом можно бы и поставить точку. Очередная дискуссия, очередные предложения и рекомендации.
Сколько их уже было, сколько горячих слов о плачевном состоянии сельского здравоохранения мы уже слышали! И представителей нашей демократической общественности, и лидеров партий, и парламентариев, и государственных чиновников самого высокого ранга. Перед президентскими выборами Общероссийский народный фронт провел даже форум «О комплексе мер по развитию сельской медицины и закреплению молодых специалистов в сельской местности», а в начале, нынешней весной, ход выполнения программы поддержки молодых врачей, которые готовы работать в сельской местности, рассмотрел Президиум Правительства РФ.
А воз, как явствует из почты «МГ», и ныне там. Если и катится, то больше назад. Количество участковых больниц, как сообщалось на том форуме ОНФ, сократилось в 7 раз, более чем втрое уменьши лось число больничных учреждений в целом, свыше 20% – коечный фонд. В 2,5 раза меньше стало на селе учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь...
Ни дать ни взять – шагреневая кожа... Сколько же времени и денег – наших собственных, бюджетных, потребуется, чтобы остановить этот гибельный для России процесс и перейти, наконец, от слов к делу, заботясь, как того требует Конституция страны, о здоровье 37,4 млн сельских жителей?
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».