23 декабря 2024
Выражение «рак – болезнь печали» родилось не на пустом месте. Еще древние восточные целители связывали развитие этого заболевания с отрицательными эмоциями и меланхолией. Современные онкопсихологи основную причину заболевания видят в стрессах, которые способствуют нарушению обменных процессов и снижению иммунитета. О том, как можно этому противостоять методами онкопсихологии, рассказывает российский исследователь, медицинский психолог Сергей КОЛОНЕВ, который ввел этот термин в практику.
– Сергей Викторович, почему вы, психолог, заинтересовались такой сложной проблемой, как лечение онкологических заболеваний?
– Мы не сможем эффективно бороться с ними, если в лечении будем основываться только на внешнем воздействии на организм больного, применяя химио- и лучевую терапию. Эти жесткие методы далеко не всегда дают желаемые результаты, к тому же сопровождаются многочисленными побочными явлениями. Требуются альтернативные способы, которые без побочных, в том числе токсических, эффектов могут повысить внутренний потенциал больного, его иммунитет. Доказано на практике: если к методам официальной медицины подключить психологические методы, активизирующие внутренние резервы организма больного, то эффективность лечения заметно повысится. Например, по статистике известного американского психотерапевта К.Саймонтона, число излеченных от рака в этом случае возрастает до 75% при второй стадии, 45% при третьей и даже до 25% при четвертой стадии, если пациент достаточно мотивированный.
– Вы, наверное, основываетесь на неврогенной теории возникновения рака?
– Да, мне близка эта точка зрения. Кстати, академики И.П.Павлов, А.А.Вишневский, А.А.Богомолец, известные немецкие ученые Ю.Конгейм и Р.Вирхов говорили о возможности развития онкологических заболеваний в результате психотравм. До сего времени ни врачи, ни биологи не знают точно, в чем причина рака. Вирусы? Паразиты (простейшие)? Экологические катаклизмы? А если искать причину не во внешнем воздействии, а внутри организма? Окажется, что это стрессы, депрессии, неврозы, переутомление. Не случайно в наше напряженное время рак становится всё более распространенным заболеванием.
– А есть какие-то новые научные доказательства того, что стресс служит провокатором этого патологического процесса?
– Недавно мы рассматривали эту проблему на первом семинаре по онкопсихологии, состоявшемся в Москве. На нем обсуждалась теория и практика известного немецкого онколога доктора Рика Хамера, основателя популярного сегодня направления – «германской новой медицины», в котором состояния души и тела рассматриваются как нечто неразрывно связанное. На снимках, сделанных доктором Хамером с помощью компьютерной томографии, видны участки мозга, где в результате стресса появились округлые образования, названные им очаги Дирака – Хамера. Соответственно выявленной патологии в головном мозгу нарушается и нервно-рефлекторная связь с определенными внутренними органами, что приводит к ухудшению питания их клеток.
– А что предлагает онкопсихология для предотвращения негативного воздействия стресса?
– Наша культура – это культура подавления переживаний. Все переживания (смерть близкого человека, развод, потеря работы или денег, травма, болезнь и т.п.) мы пытаемся перетерпеть, надеясь, что время всё вылечит.
На самом деле подавленные переживания, уходя в подсознание, привлекают, как магнит, другие похожие переживания, и в результате, словно снежный ком, образуются системы конденсированного опыта (СКО). (Это определение ввел в практику американский психиатр Станислав Гроф.) Время идет, и накопившийся снежный ком СКО приводит к нарушению деятельности мозга («очаги Хамера»), возникновению энергетических блоков, нарушению обменных процессов и, наконец, появлению телесных симптомов или «мышечного панциря» (термин психиатра Вильгельма Райха) в каком-то участке тела.
Телесный симптом – это, выражаясь образно, подавленные эмоции, проявившиеся на телесном уровне, знак того, что мы не туда идем в жизни. Чрезвычайно важно распознать главные стрессы. Во многом этому помогают поведенческие реакции людей. Скажем, если сравнить сердечно-сосудистых больных с онкологическими, то у первых агрессия направлена наружу (такие люди всегда дадут сдачу обидчику), а у вторых – вовнутрь. Они начнут копаться в самом себе, заниматься самоуничижением, копить обиды на всех и на себя самого, что в конечном итоге приводит к заболеванию, поедающему тело изнутри, а именно к раку.
– А как вы устанавливаете причину того стресса, который запустил механизм развития болезни? Ведь переживание может лежать очень глубоко…
– Искать причину надо при помощи особых психологических техник, позволяющих отключить анализирующий ум и тем самым открыть дорогу для всплытия подсознания с подавленным травмирующим материалом.
Очищенное пространство надо заполнить другими, нужными нашему сознанию образами, что делается с помощью визуализации (создания мысленных образов). Я уже говорил о Карле Саймонтоне, который создал замечательные методики психотерапии рака, суть которых сводится к следующему. Человек в совершенно расслабленном, спокойном состоянии визуализирует в своем воображении те образы и ситуации, которые направлены на борьбу с болезнью, поскольку наше подсознание лучше понимает язык образов и «разговаривает» на нем. Скажем, можно представить опухоль в виде хлебного мякиша. Его бросают в озеро с прозрачной водой, а серебристые рыбки – лимфоциты и макрофаги – набрасываются на размокший мякиш и проглатывают его, не оставляя ни мельчайшей частицы.
Кто-то может сказать, что это слишком примитивный тренинг для борьбы с такой тяжелой болезнью. Приведу на сей счет мнение нейроиммунолога Вадима Ротенберга, который ввел такое понятие, как поисковая активность. Согласно его исследованиям, чем больше выражена в больном человеке поисковая активность, чем больше у него развито воображение, тем выше у него сопротивляемость болезни и тем четче он может материализовывать свое выздоровление. Кстати, поисковая активность отражается и в сновидениях: яркие и выразительные сны говорят о сильной мотивации к жизни, некоторые люди даже видят в снах свое исцеление.
– Без релаксации, то есть полного расслабления, визуализация малоэффективна. А как больному человеку достичь расслабленного состояния, если он постоянно напряжен?
– Это важный вопрос. Для многих больных сам диагноз «рак» является сильнейшим стрессом. Поэтому человека надо расслаблять – как через введение его в измененное состояние сознания, так и через телесно-ориентированные техники. Немецкий психиатр В.Райх, о котором я уже упоминал, предположил, что рак развивается в органах в проекции тех областей, где наблюдается так называемый мышечный панцирь. Он обнаружил, что расслабление напряженных мышц освобождает значительную жизненную энергию и помогает процессу выздоровления. Онкопсихологи, работая по его методу с подавленными переживаниями, обращают внимание на привычные человеку телесные позы, находят в них «мышечные зажимы» и снимают их с помощью специальных техник.
Весьма эффективно применение новой телесно-ориентированной техники танатотерапии (thanatos, греч., – бог смерти). Этот метод психотерапии, воссоздающий различные виды умирания, разработан Владимиром Баскаковым. Пережив в ходе такой работы страх смерти, человек освобождается от него, так как в процессе танатотерапии может даже представить свое тело, отделенное от сознания. Для тех больных, которые очень боятся диагноза грозной болезни, важно применять танатотерапию раньше всех методов.
– Вы стремитесь вселить в человека позитивные эмоции и оптимистичные образы?
– Разумеется! Главная наша задача – вселить в больного чувство надежды и радостного ожидания выздоровления. Если он добьется оптимистического настроя, то это будет способствовать восстановлению нарушенного равновесия в организме. Должен подчеркнуть, что чувство радости имеет известную физиологическую основу – активацию выделения в организме гормона счастья – эндорфина. Напомню, что эндорфины – особые ней-рогормоны, вырабатывающиеся в гипоталамической области головного мозга. Они являются наиболее значимыми среди всех нейромедиаторов, которые ответственны за чувство радости. У эндорфинов множество функций в организме, в том числе стимуляция защитных сил организма, регуляция деятельности сердца и сосудов, болевых ощущений (без них человек испытывал бы более сильную боль при стимуляции болевых рецепторов). Чрезвычайно важная функция эндорфинов – мощное антистрессовое воздействие. Кстати, пытаясь противодействовать стрессу, человек интуитивно пытается восполнить недостаток эндорфинов искусственным путем – налегая на сладости, употребляя алкоголь, сигареты и даже наркотики. При помощи некоторых техник можно активировать и другой нейро-гормон – серотонин, который отвечает за перенос импульсов из командного центра мозга, от одной нервной клетки к другой.
– У больного человека не хватает эндорфинов?
– Если я назову симптомы эндорфиновой недостаточности, то сразу станет ясно, что гормона радости не хватает не только онкологическим больным. С недостатком эндорфинов могут быть связаны перепады артериального давления, частые головные боли, бессонница или, наоборот, чрезмерная сонливость, слабость, быстрая утомляемость, неспособность сосредоточиться, четко мыслить, принимать решения, тревога, страх, уныние, запоры или поносы.
– А если больной не научится вызывать в себе чувство радости, то ему надо стимулировать производство эндорфинов другими способами?
– Да, я предлагаю использовать и дыхательные практики, и физиоаппаратный комплекс, который помогает не только активизировать выработку эндорфинов, но и ввести человека в расслабленное, измененное состояние, что заменяет применение трансовых психотехник, которыми владеют далеко не многие специалисты. В состав комплекса входят аппараты, которые давно нашли применение в оздоровительных учреждениях. Подобный комплекс можно использовать для немедикаментозного лечения многих психосоматических заболеваний, – синдрома хронической усталости, депрессий и фобий, алкогольной и наркотической зависимости, сердечно-сосудистых заболеваний и рака (если иметь в виду его неврогенное происхождение).
– И есть практические результаты в излечении больных?
– Из перечисленных мною подходов к лечению должно быть понятно, что работа онкопсихолога – кропотливая, «штучная», общаться со многими пациентами сразу он не может просто физически. Тем не менее наши специалисты добиваются серьезных результатов: у них есть уже десятки излеченных онкологических больных с ремиссией 5 лет.
– Можете вы дать рекомендации, как самостоятельно освободиться от стресса, вызвавшего заболевание?
– Надо стараться не допускать стрессов. Поэтому постоянно ищите для себя источник положительных эмоций, например в занятии любимым делом, будь то выращивание цветов или рыбная ловля. Глубокой гармонизации психоэмоционального состояния добиваются люди, которые занимаются медитацией, обращаются к церковной молитве.
Ну а людям, имеющим хронические заболевания (необязательно онкологические), предлагаю, прежде всего, изменить свои психологические установки, мотивацию поведения. Но понятно, что этого нельзя добиться простыми уговорами. Необходимо заставлять себя искусственно выходить из стереотипа: поведения, мышления, оценок, ценностей, утверждений, мнений, прежнего сознания. Должна быть цель в жизни, следует находиться в поисковой активности.
Беседу вела Валентина ЕФИМОВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru