Вы здесь

Больничный храм

«Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» – тема XIX Международных Рождественских образовательных чтений, которые пройдут по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 23 по 26 января 2011 г. в Москве.

Накануне этого события «Медицинская газета» открывает цикл публикаций о взаимодействии и сотрудничестве здравоохранения и медицинской науки с Русской православной церковью в деле укрепления здоровья населения России, 80% населения которой так или иначе считает себя связанным с православием.

Дань моде или очищение души?

Больничный храм разместился в одном из переоборудованных под него помещений главного корпуса ЦКБ, где сосредоточено 22 клинических и 16 параклинических отделений, основные диагностические отделения и где ежегодно предоставляется медицинская помощь 30 тыс. пациентов.

В советский период «кремлевская» медицина всегда ассоциировалась с чем-то элитным и недосягаемым. Вокруг «кремлевки» ходили легенды, там работали лучшие специалисты. Сегодня положение изменилось. И не только потому, что в условиях рынка дает о себе знать конкуренция – в Москве, других регионах страны появились высококлассные частные, прекрасно оборудованные диагностические центры и клиники. Вот уже более 15 лет в ЦКБ существует отделение платных медицинских услуг, и лечение здесь доступно всем, кто задействован в системе добровольного медицинского страхования или готов лично его оплачивать. Больница в Кунцево заключает договоры и с физическими, и с юридическими лицами, сотрудничая сейчас более чем со 100 страховыми компаниями и организациями. Так что число прихожан больничного храма здесь растет год от года… Впрочем, как и построенного в 1703 г. и воссозданного в 1999 г. храма Спаса Нерукотворного образа на территории другого лечебного учреждения Управления делами Президента РФ – Волынской клинической больницы № 1.

Больничные храмы... От храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной клинической больнице Медицинского объединения Российской академии наук в бывшем имении князей Трубецких Узкое – до одного из первых сельских больничных храмов современной России в поселке Плещеево Орловской области, освященном также в честь покровителя врачей и больных св. Пантелеимона…

Что это? Дань моде на православие или же, серьезно заболев и оказавшись в больнице, люди впервые в своей жизни осознают значение веры в Бога, понимают, что лечить тело невозможно без заботы о спасении и очищении своей души, и потому испытывают неотложную потребность в исповеди и Святом причастии, как и медицинские работники – в духовной помощи?

Отталкиваясь от послания апостола Павла к римлянам (Рим. 5, 1-10), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так определил ту роль, которую играет терпеливое перенесение страданий для возрастания в христианской вере и надежде: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Эти дивные слова нужно написать, как девиз, в каждой больнице, в каждом месте скорби – там, где люди борются за жизнь, где они преодолевают огромные трудности».

Храм при больнице, больница при монастыре были до октября 1917 г. в России явлением обыденным. Всё возвращается на круги своя.

Там, где боль и страдания

Действительно, во все времена и в различных условиях своего существования Русская православная церковь никогда не пренебрегала делами милосердия, поощряя отдельных своих членов к сугубому служению больным, благословляя открытие лечебниц и домов призрения, спеша ко всем нуждающимся со словом и делом утешения и всемерной помощи.

Строительству небольших церквей и часовен при больницах и тюрьмах в дореволюционной России придавали большое значение, строили их повсеместно. Россияне понимали, что люди, попавшие в беду, должны иметь возможность обратиться с молитвой к Богу, иметь возможность общения с духовником-священником.

Особенно почитаемым был в России живший в III веке в Никодимии святой великомученик и целитель Пантелеимон («всемилостивый»), день памяти которого отмечается 27 июля/9 августа. Юношей отец отдал его (до крещения – Пантолеон («лев во всем») на обучение врачебному искусству к знаменитому в то время врачу Ефросину. Вскоре о молодом целителе услышал римский император Максимиан, который пожелал видеть Пантелеимона при своем дворе.

В то время в Никомидии скрывались христиане — пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Ермолай просветил Пантелеимона светом учения Христова, и он стал постоянно посещать пресвитеров. Согласно житию, увидев однажды на улице мертвого ребенка и укусившую его змею, Пантелеимон дал обет креститься, если он сумеет воскресить ребенка. Он горячо помолился Господу – и совершилось чудо: ребенок ожил, а змея разлетелась на куски. Во исполнение своего обета целитель крестился.

Он бесплатно исцелял именем Господа убогих и страждущих, особенно христиан, томившихся в тюрьмах. Но, став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос Максимиану, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Но тот исповедал себя христианином и был подвергнут жестоким пыткам… Когда он был усечен мечом (305 г.), из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело, и было погребено христианами. Глава святого Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а частицы мощей святого находятся во многих городах России.

В числе святых покровителей медицины – бессребреники мученики Кир и Иоанн, святой мученик Трифон, преподобный Ипатий Целебник, преподобный архимандрит Евфимий, Суздальский чудотворец, мученик Фалалей Эгейский, святитель и исповедник Лука, архиепископ Симферопольский, преподобный Агапит Печерский, святые безсребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, святая преподобномученица Елисавета, преподобный Павел Коринфский, святой мученик Диомид, святой мученик Орест врач, священномученик Зотик Сиропитатель.

В нашей стране, как ни в каком другом европейском государстве, до 1917 г. были развиты меценатство и анонимная благотворительность, пожертвования в церкви и монастыри — это был самый кратчайший и эффективный путь помощи бедствующим соотечественникам, больным и убогим. При церквях содержались приюты для сирот, богадельни для немощных и престарелых, школы для неимущих.

И лишь в десятилетия безбожного властительства, попущенного нашему Отечеству, Церкви было запрещено открытое участие в милосердном служении больным и страждущим.

От диалога – к партнерству

Времена, однако, изменились. В 1988 г. , когда в стране широко отмечалось 1000-летие крещения Руси, активные отношения между российской медициной и религией возобновились. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан читаем: «…пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения…»

Сегодня Церковь вновь обрела законное право войти в больницы – эти дома скорби – с проповедью о Христе, со словом утешения и надежды, с деятельной заботой о болящих, не оставляя их и здесь без духовного врачевания. Сотрудничество медицины и религии вышло на новый этап.

Создана база для нормативного регулирования взаимодействия медицины и религии, которая основывается на законодательстве РФ. Начиная с 1996 г. подписываются соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Московской патриархией, на региональном уровне – аналогичные соглашения между департаментами здравоохранения администраций субъектов Федерации и епархиальными управлениями, на местном уровне – договоры между медицинскими и церковными учреждениями.

Как следствие, исчезают внешние препятствия, затруднявшие священнику его пастырскую работу в больнице; всё большее число врачей и медицинского персонала не только не возражает против активной деятельности Церкви в лечебных учреждениях, но оказывает реальное и необходимое содействие. При больницах открываются храмы и часовни, и можно с уверенностью сказать, что в тех лечебницах, куда регулярно приходит православный пастырь, пребывание пациентов, зачастую долгое и томительное, становится легче в душевном отношении. А для людей верующих встреча в больнице со священником имеет

неоценимое духовное значение. Ибо и сейчас, хотя целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. Потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка Давида: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89: 10).

«Церковь в России отделена от государства, но отделить ее от общества невозможно», – любят утверждать иерархи Русской православной церкви. Здесь, наверное, надо добавить: «И от здравоохранения, медицины – тоже».

Весьма интересные данные социологического опроса в Москве и Московской области о взаимодействии российской медицины и русского православия представила на Рождественских чтениях заведующая медицинским сектором отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии доктор медицинских наук Анна Черкасова. Выступая с докладом на конференции «Церковь и медицина: от диалога к партнерству», она сообщила, что всего было опрошено 500 респондентов. Анонимная анкета для пациентов и медицинских работников, различных лечебно-профилактических учреждений (400 человек) и программа интервью священнослужителей (100) включали три основные части, первая из которых была посвящена медицине, вторая – религии, третья – взаимодействию между ними. Всего в каждой анкете и в программе интервью было около 60 вопросов.

По словам А.Черкасовой, верующими признали себя 67,3% пациентов, из которых 81,5% указали своим вероисповеданием православие. «Получилось, что православных больше, чем верующих, – заметила докладчик. – Парадокс? Наверное, парадокс. Он связан с тем, что некоторые респонденты на вопрос, являются ли они верующим, отвечали «нет», «скорее нет» или «затрудняюсь ответить», а потом на вопрос о вероисповедании указывали православие.

Среди медицинских работников (а среди них были не только врачи, но и средний и младший медицинский персонал) верующими признали себя 71,8% респондентов. В качестве своего вероисповедания 82,5% из них указали православие. «Здесь мы видим тот же феномен, что православных как будто больше, чем верующих», – констатировала А.Черкасова.

Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской православной церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 76% медицинских работников.

Мнение священнослужителей (в основном священники и несколько диаконов, архиереев среди опрошенных не было) таково: сотрудничество здравоохранения с Церковью считают полезным 98% опрошенных.

А.Черкасова является, кстати, ответственным секретарем церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии, созданного в январе 1998 г. на основании решения биомедицинской секции VI Международных Рождественских образовательных чтений.

Особая миссионерская территория

«Здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное – возвращать медицинскими средствами», – писал преподобный Антоний Оптинский. Настоятель столичного храма в честь преподобного Дамиана целителя иерей Константин – того же мнения. «Очень важно при больнице иметь храм, – считает он. – Находясь в болезни, человек как никогда близок к Богу. Когда у нас всё хорошо, мы о Боге и не думаем: гром не грянет – мужик не перекрестится. А вот когда начинают одолевать болезни и скорби, мы сразу вспоминаем о Боге, ставим свечи в храме и взываем: «Господи, помоги!»

Не зря нынешней осенью по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла часть новорукоположенных клириков Москвы проходят после иерейской хиротонии так называемый сорокоуст – 40-дневную практику литургического служения – под руководством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Аркадий Шатов), решением Священного синода назначенного весной этого года председателем синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Викарий Московской епархии, он является также председателем Общества православных врачей России им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), призванного объединить региональные общества православных врачей для привнесения христианских ценностей в российскую медицину и улучшения медицинской помощи населению.

Одно из мест служения молодых священников – храм в честь святого Луки (Войно-Ясенецкого) при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН. Священники не только совершают литургию в домовом храме, но и окормляют больных, которые не в состоянии покинуть пределы палаты.

Больничный храм – это особая миссионерская территория. Приходя сюда, священник зачастую общается с людьми, впервые переступившими порог храма именно в больнице. Попадая на больничную койку, человек в каком-то смысле отходит от обычной суеты, обычной жизни. Господь предоставляет ему возможность побыть наедине с самим собой. В связи с этим у многих людей обостряется именно духовное восприятие окружающего мира, и священник в данной ситуации помогает обрести веру.

«Когда больной человек обретает веру, у него многократно возрастает возможность получить исцеление». К этим словам, сказанным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время посещения летом прошлого года областной клинической больницы им. И.И.Мечникова в Днепропетровске, добавить нечего.

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru