15 ноября 2024
Ключевые вопросы развития отечественного здравоохранения и фармацевтики, новации в нормативно-правовом регулировании обращения лекарственных средств были в центре внимания участников форума «Национальная лекарственная политика», состоявшегося недавно в Москве. Основными целями проведения данного мероприятия были подведение итогов 2010 года и выработка основных стратегий развития отрасли на ближайшую перспективу. С центральным докладом на форуме выступила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна ГОЛИКОВА.
Знаки для отрасли
2010 г. стал знаковым для всей фармацевтической отрасли – был принят новый основополагающий Закон «Об обращении лекарственных средств», значительно модернизирована нормативная база, регулирующая данную сферу, одобрена Федеральная целевая программа развития медицинской и фармацевтической промышленности. Впервые в истории отечественного фармпрома на его развитие будут вложены такие большие инвестиции: совокупный объем ФЦП составит около 186 млрд руб. Глава Минздравсоцразвития России подчеркнула, что программа позволит финансировать не только капитальные вложения и другие расходы, связанные с модернизацией производств, но и проведение доклинических и клинических исследований новых отечественных лекарственных препаратов.
В ходе своего выступления, Т.Голикова подробно остановилась на законодательных инициативах, которые в ближайшее время ожидают сферу здравоохранения. В первую очередь это новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января текущего года.
Говоря о системе обязательного медицинского страхования, которая сложилась за предыдущие годы, министр отметила, что в течение почти двух десятилетий она оставалась неизменной и «сама по себе адаптировалась к тем практическим вызовам, которые выдвигало здравоохранение и развитие экономики». При этом даже базовые положения старого закона не реализовывались в полной мере на практике.
Не муниципалитеты, а регионы
Т.Голикова обозначила 9 ключевых принципиальных отличий, содержащихся в новой редакции закона. С учетом сложностей внедрения этой системы, для введения в действие отдельных положений закона предусмотрен 4-летний переходный период.
– Центральным звеном оказания медицинской помощи должен стать человек, – напомнила министр. – Сегодня медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет бюджетов различных уровней, которые получают средства вне зависимости от того, сколько они приняли и вылечили людей. Закон меняет эту систему – деньги идут за пациентом, то есть финансируется оказание услуги, а не учреждение.
Прежде всего полностью меняется схема финансирования государственной медицины. Начиная с 2004 г. , когда был принят закон о разграничении полномочий разных уровней власти, за первичное звено здравоохранения стали отвечать муниципалитеты. В то же время система ОМС, которая сегодня существует в России, разграничивает два уровня – федеральный и региональный, на которые и поступают основные средства страховых взносов. В итоге первичное звено зачастую финансировалось по остаточному принципу.
Согласно новому закону, за положение первичного звена будут отвечать не муниципалитеты, а регионы. В случае если полномочия по оказанию медицинской помощи планируется передать муниципальному образованию, для их обеспечения в законодательстве предусмотрен соответствующий механизм субвенций. «Начиная с 2012 г. все страховые взносы будут поступать в фонд ОМС по установленным принципам, в виде такой же субвенции перечисляться в регионы для обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, – отметила министр. – По сути, это тот объем бесплатной медицинской помощи, который должен быть оказан на соответствующей территории».
Еще одной новацией закона является переход на финансирование медицинской помощи по полному тарифу, который должен быть завершен к 1 января 2013 г. При этом регионам предоставляется право самостоятельно выбирать, каким образом они будут переходить на работу в новых условиях – постепенно, переводя медучреждения на полный тариф, или одновременно.
– Мы ориентируем регионы на то, чтобы они крайне внимательно просчитали все свои финансовые возможности для того, чтобы система при переходе на полный тариф не была разбалансирована, – добавила глава Минздравсоцразвития России.
Другое принципиальное отличие касается взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Сейчас эти выплаты осуществляются за счет бюджетов субъектов РФ. Тем не менее, несмотря на декларацию в старом законодательстве, платежи на неработающее население в значительном количестве регионов выплачиваются по остаточному принципу, что приводит к несбалансированности системы ОМС. Согласно новому закону, в 2011 г. эти взносы зафиксированы на уровне не ниже 2010 г. При этом, начиная с 2011 г. устанавливается поэтапный переход к фиксированному размеру платежа во всех субъектах РФ, то есть средства будут поступать сначала в федеральный фонд ОМС, а затем распределяться по региональным фондам. Однако министр затруднилась назвать конкретную сумму взноса, пояснив при этом, что планируется принятие отдельного закона по установлению платежа на неработающее население, ориентировочно в первом полугодии текущего года.
Перед выбором
В новом законе прописаны более четкие права граждан на медицинское страхование: теперь страховую организацию, медицинское учреждение будет выбирать сам пациент. При этом все медицинские учреждения, вне зависимости от организационно-правовой формы, смогут участвовать в системе ОМС. В законе прописано, что в переходный период населению будет предоставлена вся необходимая информация о медучреждениях, врачах, страховых организациях, работающих в системе ОМС. Так называемый порядок управляемого выбора сегодня корректируется и будет детально прописан в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Первый свой выбор жители страны должны осуществить уже в текущем году (применительно к 2012 г.).
Кроме того, с 2013 г. планируется включить в систему ОМС скорую медицинскую помощь, а с 2015 г. – и высокотехнологичную медицинскую помощь.
С 2011 г. ставка страховых взносов на ОМС увеличивается на 2 процентных пункта (с 3,1 до 5,1%). В Минздравсоцразвития России было принято решение, что все эти дополнительные средства (около 460 млрд руб.) в течение ближайших 2 лет будут направляться на развитие региональных программ модернизации здравоохранения. По словам Т.Голиковой, сегодня все регионы уже разработали такие программы, и они прошли первый этап рассмотрения в министерстве. В соответствии с поставленными задачами развитие лечебной сети в регионах РФ будет базироваться на основе структуры заболеваемости и смертности. В первую очередь это острые сосудистые нарушения (инсульты, инфаркты миокарда, внутренние кровотечения), онкологические заболевания, заболевания органов дыхания и пищеварения, инфекционные заболевания.
Из всех средств, выделяемых на программу, 300 млрд руб. планируется потратить на укрепление материально-технической базы медучреждений– Выявляя приоритеты в структуре заболеваемости и смертности, регионы обязаны оснащать или дооснащать свои медучреждения, исходя из тех порядков оказания медицинской помощи, которые имеются на федеральном уровне. Сейчас уже 26 соответствующих порядков утверждено и около 20 в начале 2011 г. вступит в силу, – сказала министр. Третья составляющая программ – обеспечение усовершенствованных стандартов оказания медпомощи. На эти цели в течение 2 лет планируется израсходовать 136 млрд руб. Введение стандартов будет поэтапным, это необходимо для соблюдения двух основных принципов: обеспечения качества и доступности медицинской помощи и ее финансового обеспечения. По словам Т.Голиковой, в настоящее время завершается работа по созданию стандартов и их обсчету.
Настоящий прорыв
Следующим по значимости документом является законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Его первоначальный вариант вызвал жесткую критику со стороны экспертов, медицинского сообщества, сегодня на сайте Минздравсоцразвития России вывешена новая редакция закона, и после публичного обсуждения он будет внесен на рассмотрение в Госдуму РФ.
Еще один законопроект – «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». Основной целью этого документа является создание эффективного, доступного для населения механизма возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи в любой медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.
Это абсолютно новаторский для России нормативный правовой акт, аналога которому в отечественной истории еще не было. Законопроект подготовлен на основе наиболее удачных моделей подобного страхования, выработанных в международной практике. От пациента не потребуется уплаты каких-либо денег, страховать его будет сама медицинская организация за свой счет – автоматически при обращении за оказанием медицинской помощи.
Сначала обсуждалось два варианта того, кто же все-таки будет отвечать перед пациентом – лично врач или медучреждение в целом. В итоге эксперты пришли к согласованному мнению, что это должна быть гражданская ответственность. «Наша система здравоохранения пока не готова к введению персональной ответственности врачей, главным образом из-за их слабого финансового положения, – пояснила министр. – В дальнейшем мы планируем перейти к индивидуальному страхованию. Первым шагом станет лицензирование врачей, ввести его намечено с 2014 г. »
И наконец, последний законопроект, который нас ожидает в текущем году, – «О биомедицинских технологиях». Татьяна Голикова призвала коллег отнестись к нему «как к еще не рожденному ребенку, но с таким же трепетом». По ее словам, это очень сложный, этический законопроект, затрагивающий такие сферы, как доклинические исследования, экспертиза и государственная регистрация биомедицинских клеточных технологий.
– Это не просто законопроект, а настоящий прорыв, который влечет за собой развитие направления, в настоящее время не легализованные в Российской Федерации, – добавила министр. – Он позволит подойти к формированию персонифицированной медицины, отражающей особенности каждого человека, и сделать излечимыми те заболевания, которые сегодня неизлечимы.
В заключение Татьяна Голикова предложила фармсообществу активнее включаться в работу, в том числе на приоритетных направлениях, которые содержатся в поручениях Президента РФ: разработка и внедрение механизма государственных закупок лекарственных препаратов по региональным программам льготного лекарственного обеспечения на основании заключения с фармпроизводителями долгосрочных контрактов по фиксированным ценам; формирование перечня лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в целях льготного лекарственного обеспечения граждан пожилого возраста. По окончании форума на сайте министерства по каждому из поручений будет открыта отдельная страница, и все желающие смогут отправить туда свои предложения. «Но все эти замечания должны касаться конкретных изменений в конкретное законодательство», – уточнила глава Минздравсоцразвития России.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru