Вы здесь

Сын доктора и... карнавала

«...Меня предназначали к медицине. В ожидании извещения о моем приеме в Пивийскую коллегию отец приказал мне сопровождать его во время ежедневных обходов больных. Он полагал, что некоторая практика до изучения теории даст мне общее представление о медицине, которое будет мне весьма полезно для понимания технических терминов и основных принципов врачебного искусства». ...Итак, я стал сопровождать отца, навещая вместе с ним большинство его больных. Я щупал пульс, рассматривал мочу и мокроту и делал множество других вещей...»

Читатель может подумать, что этоначалобиографиивбудущем известного медика. Но он ошибется. Это - первые штрихи кбиографии не просто известного, а даже великого, только не медика, а драматурга - Карло Гольдони. 25 февраля нынешнего года исполняется 300 лет со дня его рождения.

В роду Гольдони медики были. Достаточно сказать, что звание доктора имел отец будущего драматурга, практиковавший в знаменитом Госпитале Святого Духа. Он, как пишет Гольдони-сын, «...успешно лечил своих больных. Благодаря этому венецианский доктор стал очень модным в этом городе...» Но сказать, что Карло Гольдони был сыном врача, недостаточно. У него был гораздо более почетный аттестат «сына натуры», полученный им из рук «царя умов» Франсуа Вольтера. Кстати, у великого Вольтера, который, вообще-то, написал не так уж много стихов, есть одно, прямо посвященное Гольдони. Мне оно представляется крайне интересным, и поэтому я позволю себе процитировать его целиком:

Нет народа, где в загоне
Не держали бы талант.
На сторонников Гольдони
Ополчается педант.
Как же быть, к какому роду
Отнести его труды?
Чтобы не было вражды,
В судьи выбрали природу.
И она дала ответ
В самом дружелюбном тоне:
«Совершенства в мире нет,
Но писал меня Гольдони».

Но эти стихи Вольтер напишет много позже, когда Италия уже наречет Карло Гольдони «первым комическим автором», «протокомико» - титул, который античные Афины дали своему Аристофану.

А ведь до этого, казалось, совсем другая судьба ожидает сына венецианского врача. Сначала - судьба проповедника. Да-да, не удивляйтесь, именно проповедника. Мать Карло познакомилась с одной монахиней францисканского монастыря, а монастырю как раз срочно нужна была проповедь. Обратимся снова к мемуарам Гольдони: «Я решил воспользоваться случаем испытать свои силы в искусстве, которое, к тому же, казалось мне не слишком трудным. Я потратил на сочинение своей проповеди около двух недель. Молодой аббат выучил ее наизусть и произнес с бойкостью испытанного проповедника. Проповедь имела огромный успех; слушатели плакали, сморкались, ерзали на стульях. Оратор выходил из себя, стучал руками и ногами, но взрывы восторга продолжали усиливаться. Наконец бедняге стало невмоготу; он закричал с кафедры: «Тише!» - и только тогда воцарилась тишина».

Это была первая и последняя проповедь, сочиненная Гольдони. Пройдет несколько лет, и теперь уже не проповедник, а юный адвокат, буквально только что принятый в адвокатское сословие, встречается в очном споре на суде с Корделлиной, самым ученым адвокатом Венеции.

Однако юного Гольдони гораздо более, чем проповеди и речи в судах, увлекали сцена, театр. Уже в 8 лет он пишет свою первую комедию! Пьеса была написана так, что никто не хотел верить, что малыш сам мог ее сотворить. Помог друг дома аббат Вале из Бергамо. «Он видел (мемуары Гольдони. - Ю.З.), как я работал над пьесой и... подтвердил мои таланты, заставив замолчать неверящих». Гольдони сторицей отплатил Вале за это, хотя бы тем, что поселил в родном городе аббата едва ли не самого любимого своего героя - Труффальдино (одна из самых известных пьес Гольдони так и называется - «Труффальдино из Бергамо»). А всего Гольдони создал 155 (!) комедий (никто из великих, подобных Гольдони, драматургов столько не написал) и 18 трагикомедий. Нельзя к этому не добавить, что талантливейший итальянец оставил после себя еще 94 оперных либретто, на одно из которых, кстати с медицинским уклоном, - «Аптекарь», свою лучшую оперу написал сам великий Иосиф Гайдн, а уже в наши дни постановку этой оперы осуществил в Москве на сцене Камерного музыкального театра наш «главный» оперный режиссер Борис Александрович Покровский. 300-летие Карло Гольдони отечественный театр отмечает с большим размахом. Юрий Ерёмин в столичном театре им. Моссовета поставил «Хитрую вдову», в «Сатириконе» Константин Райкин - «Случай» (эпитет «забавный», обычный для заглавия пьесы, Райкин опускает).

Но, пожалуй, два гольдониевских спектакля юбилейного года вызывают особый интерес. Это, во-первых, «Хозяйка меблированных комнат» (таково наиболее близкое к оригиналу название, которое у нас чаще всего переводят как «Трактирщица»). И во-вторых, «Карнавальная шутка» в московском «Театре на Юго-Западе». Это название прекрасно подходит к юбилею Гольдони, безусловно, самому «карнавальному» в мире драматургу.

Когда-то русский критик Юрьев сказал: «Разве «Грозу» Островский написал? Ее Волга написала». Применим эту умнейшую фразу к «Трактирщице». Разве «Трактирщицу» Гольдони написал? Ее Венеция написала. Ее написал венецианский карнавал, такой же неиссякаемый по вдохновению и бессмертный по времени, как сам сын венецианского врача и венецианского карнавала Карло Гольдони.

Юрий ЗАРАНКИН.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru