От рождения до старости - столь широкий круг вопросов обсуждался на IV Международном конгрессе по репродуктивной медицине, состоявшемся недавно в Москве. Ведущие российские ученые и зарубежные специалисты из авторитетных университетов, клиник и центров обменивались знаниями, делились опытом и пытались заглянуть в будущее.
Как предупредить репродуктивные потери, снизить уровень материнской и перинатальной смертности? Как сократить риски при применении вспомогательных репродуктивных технологий в лечении бесплодия? Как сохранить репродуктивное здоровье при эндокринной и онкологической патологии? Много других проблем стали предметом разговора в стенах Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии. В течение нескольких дней звучали доклады и лекции, посвященные влиянию генетических и иммунных факторов на состояние репродуктивной функции, диагностике и коррекции гормонально зависимых заболеваний репродуктивной системы, мужскому бесплодию, фетальной медицине. Отдельные заседания были посвящены проблемам мено- и андропаузы, беременности и родам высокого риска, репродуктивной хирургии, новым технологиям и т.д. Шел поиск путей укрепления репродуктивного здоровья различных возрастных групп.
Может ли аборт быть безопасным?
Как известно, число абортов в России хоть и снижается, но остается высоким. Одно из исследований, представленных на конгрессе, было посвящено оценке качества медицинской помощи при искусственном прерывании беременности. О качестве выполнения аборта говорит такой показатель: в структуре материнской смертности 31% женщин умирают от аборта.
По мнению докладчика, доктора медицинских наук Галины Дикке, для выполнения аборта современными безопасными технологиями в нашей стране отсутствует нормативно-правовая база и недостаточен уровень подготовки кадров.
У большинства врачей безопасность ассоциируется только с медикаментозным абортом, что не совсем правильно.
Хотя аборт на территории нашей страны доступен для женщин в соответствии с законом, однако отдельные моменты ограничивают получение этой медицинской услуги и отодвигают сроки выполнения манипуляции с момента обращения. Среди них - избыточное обследование, которое насчитывает до 10 и более видов исследований, наличие инфекций, передающихся половым путем, отдаленность проживания и др.
Несмотря на то что по закону аборт в нашей стране выполняется бесплатно, во многих лечебных учреждениях, в том числе государственных, взимается плата, если не за сам аборт, то за анестезиологическое пособие. А медикаментозный аборт почти повсеместно является платным. Тогда как в нормативных документах указывается, что прерывание беременности осуществляется бесплатно, при этом методика не оговаривается.
Большинство абортов - свыше 70% - выполняется на ранних сроках в основном с помощью методики дилатации и кюретажа, которая, по мнению экспертов ВОЗ, является устаревшей и может применяться только в тех случаях, когда медикаментозный аборт или другие методы безопасного аборта недоступны. 4% осуществляется на поздних сроках путем введения растворов, процент не очень высокий, но именно эта категория женщин дает максимальное количество осложнений и материнской смертности. Вакуумная аспирация используется в небольшом, в общем-то, проценте случаев.
Естественно, раз применяются преимущественно дилатация и кюретаж, то для лучшего контроля и обезболивания дается внутривенный наркоз, хотя, по мнению экспертов ВОЗ, местное обезболивание значительно уменьшает риск выполнения процедур.
Исследование, организованное по инициативе ВОЗ и поддержанное Минздравсоцразвития России, показало недостаточную информированность как населения, так и медицинских работников в отношении репродуктивных прав женщин. Обучающие программы для молодежи практически отсутствуют, а там, где они есть, выполняются по инициативе руководителей обучающих учреждений и не согласованы с какими-либо другими инстанциями. Не всегда обеспечивается конфиденциальность при работе врачей с населением. Подростки указали на трудности в общении, отсутствие психологической поддержки, а также ограничение доступности современных методов контрацепции.
Зачастую отсутствует психологическая поддержка, в которой нуждаются некоторые женщины, еще не уверенные в своих решениях. Не всегда дается информация о том, что ожидает пациентку во время аборта и как она должна себя вести после.
Причин несоблюдения принципов безопасности при искусственном прерывании беременности, по мнению докладчика, немало, и следует подумать об их устранении.
- По отношению к абортам существует поляризация мнений в обществе, тема достаточно политизирована, - отметила Галина Дикке. - Но в нашей профессиональной среде мы должны сказать себе, что немного отстали в этом плане.
По мнению докладчика, одновременно с улучшением качества проведения безопасного аборта следует обратить внимание на вопросы планирования семьи.
Правильно расставляйте приоритеты
Одна из давних и хорошо известных практическим врачам проблем - несостоятельность тазового дна - нашла свое отражение в выступлении представителя Российского университета Дружбы народов Лилии Токтар. Ее изучению в мире придается немалое значение. Так, финансирование исследований по этой теме больше, чем исследований кардиоцентров.
Казалось бы, столь пристальное внимание к проблеме должно приводить к уменьшению заболеваемости пролапсом тазовых органов, ведь идет отработка методов диагностики и лечения, изучение патогенеза. Однако отмечается неуклонный рост распространенности этой патологии в женской популяции. Приходится согласиться с прогнозом, высказанным еще в начале века, об увеличении заболеваемости пролапсом в 2 раза в течение 30 лет. Первая декада этого 30-летия подтвердила пессимистические тенденции.
Сегодняшние итоги исследований патогенеза неутешительны, поскольку ни одна из существующих теорий не подтверждена принципами доказательной медицины. В последнее десятилетие активно распространяется теория системной дис-плазии соединительной ткани как ведущей причины пролапса гениталий, но там тоже не всё так просто.
Исследовав более 11 тыс. историй родов, ученые Российского университета Дружбы народов пришли к тому же выводу, что и во всем мире: более половины родов через естественные родовые пути осложняются травмой промежности, преимущественно насильственной. (По статистике, порядка 80% перинеотомий и эпизиотомий продляются дальше в разрыв промежности). Изучив влияние этих травм на дальнейшее состояние тазового дна, специалисты увидели, что почти 80% этих пациенток имеют несостоятельность тазового дна и различной степени пролапс гениталий. Именно перинеониальная травма в родах приводит к отклонениям. Специалисты сделали вывод, что дисплазия соединительной ткани действительно имеет место в патогенезе пролапса тазовых органов, но носит не системный, а локальный, приобретенный характер и возникает при срыве адаптации в измененных тканях промежности.
Поэтому логичным направлением прогнозирования пролапса тазовых органов является ранняя диагностика несостоятельности тазового дна.
По мнению Л.Токтар, пока клиницист будет считать промежность с зиянием половой щели нормой, больших успехов в работе он достигнуть не сможет. Какой же вывод? Перинеопластика, проведенная вовремя, то есть практически сразу после родов, у женщин с верифицированным зиянием половой щели.
Ранняя хирургическая коррекция тазового дна - реальный путь к оздоровлению женщин репродуктивного возраста: снижается риск заболевания шейки матки, воспаления гениталий, уменьшаются расходы по дорогостоящему лечению акушерского пролапса, сопутствующих заболеваний и осложнений. Предотвращение пролапса реально снизит его частоту в популяции. Ступеньками к этому результату являются создание нормального биоценоза влагалища накануне родов, борьба с акушерской агрессией, ограничение перинеотомий, своевременная пластика тазового дна, не дожидаясь декомпенсаторных изменений в тканях.
- Правильно расставляйте приоритеты, - призвала коллег Л.Токтар.
Новый взгляд на старые проблемы
Современным возможностям регуляции менструально-репродуктивной функции было посвящено сообщение профессора ММА им. И.М.Сеченова Тамары Овсянниковой. По ее словам, различные нарушения менструального цикла диагностируются в 24-45% случаев. Профессор подробно остановилась на ведении женщин с гиперпролактинемией, затронула вопросы лечения пациенток с нормальным уровнем пролакти-на и нарушением ритма менструаций, особенно у женщин с синдромом поликистозных яичников, уделила достаточно много внимания терапии предменструального синдрома, к сожалению, он не поддается окончательному лечению и, как показали исследования, у подавляющего большинства женщин имеет особенность возвращаться. Поэтому терапия проводится чаще всего пожизненно или с небольшими перерывами. Напомнив о различных схемах профилактики и лечения предменструального синдрома, Тамара Овсянникова отметила, что одним из наиболее частых симптомов предменструального синдрома является масталгия, жалобы на болезненность, нагрубание, увеличение молочных желез, причинами чего служит задержка жидкости или дисгормональные нарушения. Однако исследования показали, что фиброзно-кистозная болезнь была диагностирована лишь у 27% женщин, страдающих масталгией. То есть в данной ситуации специфическая терапия фиброзно-кистозной мастопатии не требуется.
Ургентная патология яичников и инфекция: есть ли связь? Такой вопрос поставила в своем докладе профессор из Казани Лариса Мальцева и доказала, что деструктивные процессы в яичнике при апоплексии и разрывах кист являются ничем иным как результатом хронического инфекционного поражения яичника, в большинстве случаев вызываемого хламидиями, другой микрофлорой.
- Результат этого исследования заставляет подумать о том, что реабилитация этих больных должна включать в себя не только комбинированные оральные контрацептивы, - сказала Л.Мальцева, - ибо инфекционная природа этих изменений при ургентной патологии яичников, на наш взгляд, несомненна.
Актуальный вопрос поднял на конгрессе З.Макиян. Он касался классификации пороков развития женской половой сферы. Их диагностика остается затруднительной, несмотря на то что имеются современные методы визуализации, включая МРТ, УЗИ, лапароскопию. Примерно у 30% больных с пороками развития гениталий диагноз либо некорректно сформулирован, либо неточен, что приводит к неправильной тактике ведения больных.
- Большинство авторов, и мы в том числе, считают, что высокий процент диагностических ошибок может быть обусловлен отсутствием не только единой методики проведения обследования, но и единой классификации пороков развития половых органов, - утверждает З.Макиян.
Традиционно на конгрессе много внимания уделялось лечению эндометриоза, миомы матки и другой широко распространенной патологии. Ученые знакомили коллег с результатами своих исследований. Врачи-практики впитывали новую информацию. Словом, человеку мыслящему пищи для ума на форуме было предостаточно.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».