23 декабря 2024
Пессимистичные прогнозы в отношении развития отечественного фармацевтического рынка не оправдались, фармбизнес преодолел кризис без особых потерь. «За прошедший год емкость рынка составила 538 млрд руб., что на 18% больше, чем в 2008 г.», - сказал генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк, выступая на 5-й Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России». По его словам, ключевым фактором роста рынка стало подорожание лекарств. Осенняя истерия вокруг свиного гриппа также сыграла на руку производителям - только в ноябре продажи лекарств выросли на 32%.
Слабое звено
Наиболее высокими темпами росли цены на зарубежные препараты (+18% по отношению к декабрю 2008 г.), отечественные ЛС подорожали на 10%. Однако, как отмечают эксперты, рост цен на лекарства не оказал существенного влияния на предпочтения россиян. Многие наши сограждане по-прежнему предпочитают лечиться более дорогими зарубежными препаратами. Потребление лекарств на душу населения в прошлом году увеличилось и составило 123 долл. на человека. Больше других в период кризиса «пострадал» сегмент аптечной парафармацевтики - объемы продаж в этой группе остались на уровне 2008 г.
В натуральном выражении продажи российских лекарств в розничном сегменте сократились на 7%, тогда как у препаратов импортного производства - только на 4%. Средняя стоимость упаковки отечественного происхождения в прошлом году составила 21,5 руб., это почти в 6 раз ниже, чем импортного препарата.
Эксперты, выступавшие на конференции, пришли к общему мнению, что в 2010 г. российский фармацевтический рынок продолжит свой рост и увеличится в среднем на 10-12% (в рублях).
Значительную долю на рынке занимают лекарства, закупаемые в рамках программы ОНЛС и для госпитального сегмента. Выступая на форуме, и.о. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова отметила, что «в силу социальной направленности фармрынок обречен на госрегулирование». По ее словам регулирование современного рынка - это единство трех составляющих: рыночной конкуренции, гражданского общества и государственного контроля.
Основными проектами, обсуждаемыми на протяжении 2009 г., стали Закон «Об обращении лекарственных средств» и Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». В конце декабря была утверждена единая методика регистрации цен и формирования предельных оптовых и розничных надбавок на препараты списка ЖНВЛС. По словам Елены Тельновой, основной задачей этого документа было сделать товаропроводящую цепочку, работающую с ЖНВЛС, более прозрачной и контролируемой.
Анализ утвержденных регионами предельных торговых надбавок к ценам на ЛС выявил их значительные отличия от 5 до 100% как в оптовом, так и в розничном звене. «Региональные особенности субъектов РФ не оказывают существенного влияния на затраты по логистике и механизмы ценообразования на медикаменты, - отметила Елена Тельнова. - Одной из причин быстрого роста цен на лекарства является система перекупщиков». Согласно новой схеме, основой для формирования цен для конечного потребителя станут отпускные цены производителя, которые последние обязаны зарегистрировать. Реализовывать же ЖНВЛС оптовики смогут только при наличии протокола согласованных цен.
Что и почем?
В 2010 г. Росздравнадзор будет вести мониторинг цен по всему ассортименту перечня ЖНВЛС. Новый перечень состоит из 500 международных непатентованных наименований, включая 5,4 тыс. торговых наименований. В общей сложности это около трети всех зарегистрированных на территории РФ лекарств. В список входят препараты, которые оказывают существенное влияние на уровень заболеваемости и смертности в России. К ним, в частности, относятся сердечно-сосудистые, онкологические препараты, лекарства против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и других социально значимых заболеваний. В обновленном перечне доля отечественных препаратов увеличилась до 67%.
По данным мониторинга за январь, в амбулаторном сегменте цены на ЖНВЛС удалось стабилизировать. Вместе с тем в госпитальном сегменте лекарства продолжают дорожать. «Надо проанализировать, как проводятся закупки ЛС в регионах и какие цены изначально заявляются при формировании лотов на аукционах», - подчеркнула Елена Тельнова.
Производители и дистрибьюторы обязаны зарегистрировать предельные отпускные цены на ЖНВЛС до 1 апреля 2010 г. Для этого они должны предоставить в Росздравнадзор соответствующий комплект документов, а также обоснование отпускных цен. После указанной даты незарегистрированные лекарства не смогут продаваться в России. На момент проведения конференции зарегистрированы первые 20 препаратов, по 4 лекарствам переданы отказы. И если в начале года соответствующие документы в адрес ведомства прислали только несколько компаний, то в настоящее время эта деятельность заметно активизировалась: ежедневно в Росздравнадзор приезжают представители 40-50 заводов с тем, чтобы подать документы на государственную регистрацию предельных цен на их продукцию.
Елена Тельнова сообщила, что к 10 февраля в Росздравнадзор было подано 234 заявления на регистрацию предельных цен производителей, включающих 3159 позиций по ЖНВЛС. В настоящее время большая часть документации обработана и передана в Федеральную службу по тарифам.
По пальцам пересчитать...
«Несмотря на экономический кризис, затраты на здравоохранение будут увеличиваться», - считает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Колесников. Так, за последние 5 лет объем потребления по программе ОНЛС вырос в 2 раза. За 2009 г. было освоено 76,7 млрд руб., что на 16% больше, чем в 2008 г. Из них 30 млрд руб. истрачено на дорогостоящие заболевания. Именно за счет программы «Семь нозологий» удалось так нарастить обороты. Правда, стоит отдать должное и программе ОНЛС. В 2009 г. объем реализации препаратов основного списка вырос на 34% по отношению к 2008 г. И в дальнейшем увеличение и расширение программы в целом планируется за счет этой части. В целом в 2010 г. на реализацию программы планируется израсходовать 88 млрд руб.
Тем не менее эффективность от решений, принятых государством, не так высока, как ожидалось. «Ни экспортные субсидии, ни 15% преференций по ценам отечественным производителям при госзакупках не работают, - отметил Сергей Колесников. - Освобождение от уплаты НДС и госпошлин при ввозе высокотехнологичного оборудования тоже не востребовано».
Развитию отечественного фармпрома в последнее время уделяется много внимания, начата реализация проектов по модернизации и созданию новых производственных площадок. Однако, по словам Сергея Колесникова, в стране до сих пор отсутствует четкая национальная лекарственная политика, а финансовая помощь заводам оказывается по «закрытому списку», без тендеров и конкурсов. «По каким-то непонятным принципам выделяются предприятия, которые необходимо поддержать, такой подход смущает и не двигает ситуацию вперед, - отметил депутат. - Сегодня у фармрынка слишком много «агентов влияния», и нет единого стратегического центра, который бы аккумулировал все эти усилия».
Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественного фармпрома могло бы стать заключение долгосрочных контрактов, не менее чем на 10 лет вперед. Кроме того, необходимо развивать индустриальный сектор науки, вкладывать средства в разработку новых российских лекарств.
По аналогии с автопромом, считает Сергей Колесников, к отечественным предприятиям должны быть отнесены и заводы, построенные на территории России иностранными компаниями. До сих пор в российском законодательстве не прописан статус отечественного производителя. Как отметил депутат, сегодня им является собственник, который имеет производство полного цикла на территории РФ (для фармацевтики - от производства субстанции до упаковки ЛС). По экспертным оценкам, к таким производствам в настоящее время можно отнести лишь 5-7% из 480 фарм-заводов, работающих в России.
ФАС против эксклюзива
В августе 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные в антимонопольное законодательство, связанные в первую очередь с усилением полномочий ФАС при проведении проверок. По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, ведомство намерено перекрыть каналы «эксклюзивных соглашений фармпроизводителей и дистрибьюторов», которые мешают конкуренции при проведении аукционов и провоцируют закупки препаратов по завышенным ценам. «Нами продумана целая схема доказательств для выявления подобного рода соглашений и их последующего демонтажа», - уточнил чиновник. Еще одна проблема, которая находится в сфере внимания ФАС, -«сложившаяся ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств и частью врачебного сообщества». Антимонопольным ведомством в качестве поправок в действующее законодательство разработан комплекс мер, направленных на устранение нарушений в данной сфере. В частности, предстоит отрегулировать конфликты интересов во взаимоотношениях фармпроизводителей с врачами, унифицировать требования к проведению пострегистрационных клинических исследований лекарств. Кроме того, ФАС рекомендует фармкомпаниям организовывать конференции и обучающие семинары совместно со своими конкурентами. Также в силе остается предложение ведомства запретить медпредставителям компаний посещать врачей в рабочее время и на рабочем месте.
Введение новых требований будет подкрепляться соответствующими санкциями. ФАС предлагает штрафовать врачей на 30-50 тыс. руб., а при повторных нарушениях дисквалифицировать на срок до года. Руководителей ЛПУ, соответственно, дисквалифицировать на 1-3 года. Контроль за соблюдением этой нормы антимонопольная служба предлагает возложить на Росздравнадзор.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru