23 декабря 2024
Именно открытия, достойные даже присуждения их автору фельдшеру Вяземской скорой медицинской помощи Алексею Пугачёву степени кандидата исторических наук. И хотя для этого полагается иметь высшее образование, еще лучше окончить аспирантуру, но в виде исключения – по совокупности опубликованных пионерских работ, без высоких образовательных дипломов.
Согласен, может быть, я, что называется, перегнул, но сугубо научно-исторические исследования медицинского работника среднего звена вызывают восторг и уважение. Прекрасные отзывы на книгу Алексея Пугачёва «Вяземский край – родина Бориса Годунова» поступили из музея-заповедника «Хмелита» Смоленской области, Музея-заповедника А.С.Пушкина в подмосковном селе Большие Вязёмы, Костромского музея-заповедника, Российской государственной библиотеки и других. Но самый, пожалуй, дорогой отзыв пришел от известного российского историка, доктора исторических наук, профессора Рязанского государственного университета им. С.Есенина, автора недавно вышедшей в серии ЖЗЛ книги «Борис Годунов. Трагедия о добром царе» Вячеслава Козлякова. Он высоко оценил исторические исследования Пугачёва, в частности, написал: «Недавно состоялось и краеведческое открытие значения имени Бориса Годунова для Вязьмы».
Следующее утверждение будет звучать почти сенсационно: несмотря на невероятную притягательность личности Бориса Годунова для историков и литераторов, до сих пор нет прямого документального подтверждения факта его рождения и проживания на вяземской земле. Невнятно ссылаются на костромское происхождение. Алексей Пугачёв своей книгой, в которой 12 глав и 316 ссылок, убедительно доказывает, что некогда существовало под Вязьмой помещичье имение, являющееся колыбелью будущего царя. Это напоминает открытие в астрономии новой звезды, предсказанной строго теоретически. Невольно вспоминаются слова из песни Ирины Отиевой: «На этой огромной планете, сынок, / Под куполом вечных небес / Есть множество всяких путей и дорог / И разных диковинных мест, / Но где б ты вдали не бродил, / Всё равно ты помни, встречая рассвет, / Что место одно есть… / Где ты появился на свет».
А началось всё с 2002 г., когда Пугачёв прочитал в книге московского историка А.В.Шишова утверждение: «Борис Годунов – сын вяземского помещика». Стал искать доказательства в других источниках. Пришлось, с трудом урывая свободное время, погружаться в архивы, церковные библиотеки, расшифровывать летописи, изучать малоизвестные документы. За 7 лет скромный фельдшер сумел проделать колоссальную исследовательскую работу. С этими знаниями он легко «вошел» в ХVI век и стал там «своим человеком», сумел разглядеть лики давно ушедших людей, их быт, одежду и привычки. Сумел проникнуть в помещичьи и царские хоромы, проанализировать тамошнюю непростую политическую ситуацию.
Следует упомянуть, что в этом году исполняется 460 лет со дня рождения Бориса Годунова. Конец этого российского государя и его детей, как известно, трагичен. Царем он стал в 1598 г. в возрасте 46 лет, а фактически правил государством с 1587 г. Начало было успешным. А потом разразились страшные события, весьма напоминающие наши 90-е. Так, в 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современников, «побим раз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела (как недавно в Белоруссии), даже прибегал к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавал беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватило на всех голодных, тем более что, узнав о раздаче, люди отовсюду потянулись в Москву. Только в Москве было похоронено около 127 тыс. человек, умерших от голода, а хоронить удавалось далеко не всех. Появились случаи людоедства. И самое печальное: люди начинали думать, что это – кара Божья. Возникло убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. И потому не может кончиться добром.
В 1599 г. обострились болезни Годунова. По слухам, когда Иван Грозный убивал своего сына, оказавшийся рядом Борис схватил царя за руку, но получил несколько сильных ударов жезлом и потом тяжело болел. Так ли было – никто не знает. А 13 апреля 1605 г. государь после сытного обеда поднялся на вышку, с которой любил обозревать Москву. Вдруг ему стало худо, позвали лекаря. Из ушей и носа пошла кровь, царь лишился чувств и вскоре перешел в мир иной. Похоронили Годунова в кремлевском Архангельском соборе. Царем стал сын его Фёдор. Но вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили. Официально было объявлено, что они отравились. Тела их выставили напоказ. Родную дочь Годунова Ксению ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Из кремлевского собора вынесли гроб с телом Годунова. В нарушение всех христианских заповедей над покойником совершили надругательства. Все трое были зарыты вне стен церкви бедного женского Варсонофьевского монастыря на Сретенке. Без отпевания, как самоубийц.
…Еще интересно, как фельдшер Алексей Пугачёв искал доказательства рождения царя под Вязьмой, выяснял имена его родителей-помещиков, родственников, воссоздал древнерусскую атмосферу… Сделать это в газетном формате просто невозможно, надо прочитать почти детективную и глубоко документированную его книгу.
В заключение автор пишет: «Нас не должно смущать то, что нет прямого документального подтверждения… Место рождения не только простого человека, не только дворянина, но даже и многих из царских детей ХVI-ХVII вв. сейчас, увы, определить невозможно, поскольку в те времена еще не велись церковные книги записи крещения и венчания. Важно было не фактическое место рождения, а… происхождение. То, что Борис Годунов был внуком и сыном вяземских помещиков, – это исторически доказанный факт».
Снова напомним, что о Борисе Годунове много написано, начиная с Карамзина и Пушкина. Сняты художественные фильмы, созданы поэмы и оперы, возможно, скоро дойдет дело до балета. Как мог сей незнатный помещичий сын в 31 год стать фактически правителем целого государства!
В Вязьме любят вспоминать, что с 1654 г. здесь целый год с лишним, пока свирепствовала чума в Москве, живал царь Алексей Михайлович. И непросто сидел в своем деревянном дворце-тереме, а рулил всем государством. С ним находился и глава церкви небезызвестный Никон.
Меня как жителя Вязьмы (краеведа, журналиста, писателя) не может не радовать факт, что скромный фельдшер, родившийся здесь, в свои 38 лет вдруг увлекся историей рождения царя. Более того, Пугачёв чуть ранее выпустил книжку о великом композиторе А.С.Даргомыжском, который первые детские годы провел под Вязьмой в исчезнувшем ныне имении урочища Твердуново. В течение всей своей недолгой жизни (скончался в 50 лет) композитор регулярно приезжал на свою малую родину. Хороший отзыв об этой книге Алексея Пугачёва дал музыковед, заместитель главного редактора газеты «Музыкальное обозрение», профессор, заслуженный деятель искусств РФ Пётр Меркурьев. Он настолько проникся трудами Пугачёва, что взялся лично помогать ему в вопросах увековечения памяти Даргомыжского. Именем композитора названа в Вязьме детская школа искусств.
Сам Алексей Пугачёв окончил Вяземское медицинское училище в 1987 г., его трудовой фельдшерский стаж на «скорой» составляет 22 года. Не так давно он присылал в редакцию «МГ» пакет с материалами, в которых содержался протест против снесения в Вязьме старой железнодорожной больницы. Все понимали, что нет никакой нужды сохранять эти ветхие здания, построенные в советские времена. А патриот-вязьмич Алексей Пугачёв считает иначе – всё надо беречь и сохранять! И когда он представил нам список пациентов (среди которых был и его родной отец), которым прекрасные врачи этого учреждения продлили жизнь, невольно подумалось: надо хотя бы установить на месте уже снесенных корпусов железнодорожной больницы мемориальную доску с именами врачей и славных жителей-пациентов Вязьмы, лечившихся здесь. Кстати, в конце 90-х приезжали сюда и мы, журналисты «Медицинской газеты» вместе с главным редактором, для открытия своей мемориальной доски в память о некогда стоящей на этом месте земской больнице и работавшем в ней враче Михаиле Булгакове. Очень жаль, что нынешнее поколение россиян знает свое прошлое лишь по верхушкам, крайне равнодушно к своим личным родословным. На это есть, конечно, веские причины. Как тут ни вспомнить давнее стихотворение поэта Владимира Кострова:
Не как фольклорная подробность,
Как вызов против естества,
Был в русской жизни Страшный образ –
Иван, не помнящий родства.
…Вязьма стала развиваться и хорошеть на глазах. Она включена в программу большого российского туризма, в чем немалая заслуга нынешнего губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева и вяземских подвижников. Кстати, только что сдана прекрасная детская поликлиника, в которую губернатор вложил из своего резерва большие средства.
Очень к месту сейчас пришлись исторические труды фельдшера Пугачёва, который достоин всяческого поощрения. К чести, местная администрация Вяземского района взяла на себя благородную и высокогражданскую миссию по полному содействию в выпуске краеведческой литературы региона. Ее вышло и выходит много, чему завидуют другие ближние малые города России. Среди авторов есть и москвичи, и те, кто родился и рос в Вязьме. Нередко выходят поэтические и прозаические книжки местных авторов.
Очень отрадно было писать эти далеко не полные строки о таком нерядовом вязьмиче…
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru