05 ноября 2024
Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, для 77% жителей России покупка лекарств наносит ощутимый удар по бюджету семьи, а 69% вынуждены часто отказываться от приобретения необходимых медикаментов из-за их дороговизны.
По мнению части экспертного сообщества, переход на страховую модель сделает лекарственную помощь более доступной и выведет ее на качественно новый уровень, а также явится дополнительным стимулом для роста фармрынка. Впрочем, существуют и другие, менее оптимистичные оценки. Дискуссия на тему внедрения в российское здравоохранение разных моделей лекарственного страхования, проблем и преимуществ этих программ состоялась в рамках Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России – 2012: эпоха перемен».
Ударить по тормозам
Еще в 1761 г. великий русский ученый М.В.Ломоносов в одном из своих трудов писал: «Полагаю, самое главное дело: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тщетной без обитателей»…
Эти слова сегодня актуальны как никогда. Численность населения России сокращается, и на сегодняшний день смертность трудоспособных граждан в 4 раза выше, чем в странах Европы. Эффективность системы здравоохранения России оценивается ВОЗ как крайне низкая. По данному показателю наша страна занимает лишь 130-е место в мире, а по подушевым расходам на здравоохранение - 60-е.
Реформа отечественной системы здравоохранения должна устранить разницу в возможности доступа к современной качественной медицинской помощи и инновационным лекарственным препаратам. Однако сегодня расходы российского бюджета на здравоохранение гораздо ниже, чем во многих других странах мира. В частности, доля государственного участия в лекарственном обеспечении составляет лишь 22%. Для сравнения, в Новой Зеландии этот показатель равен 88%, в Чехии - 75%, в Германии - 74%, в Испании - 73%.
Вместе с тем, как отметил генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев, расходы федерального бюджета по разделу «здравоохранение» сокращаются (в 2013 г. на эти цели запланировано около 433 млрд руб.), что составляет 90% от средств 2012 г.
По его словам, для решения проблемы обеспечения россиян современными лекарствами и внедрения системы обязательного лекарственного страхования необходимо определить приоритеты реформирования системы государственных расходов, разработать соответствующую нормативно-правовую базу и найти дополнительные источники финансирования.
Важным условием реализации механизмов лекарственного страхования является развитие отечественной фарминдустрии и создание инновационных разработок в данной сфере. Вместе с тем, как отметил В.Дмитриев, одним из серьезных тормозов развития фармотрасли служит межотраслевая разобщенность и разрозненность властей регионального и федерального уровней.
- Многие регионы заявили о создании фармкластеров, приступили к реализации проектов, но столкнулись с проблемой регистрации и продвижения препаратов, которую сами регулировать не могут. И сейчас идут активные обсуждения поправок в Федеральный закон № 61 «Об обращении лекарственных средств», в частности по вопросу ликвидации монополии на экспертные работы, - отметил В.Дмитриев.
По-прежнему негативное влияние на развитие фармрынка оказывает коррупционный фактор. В частности, проверки, проведенные Счетной палатой РФ, выявили, что число застрахованных граждан в системе ОМС на 700 тыс. человек… превышает население России. По данным Следственного комитета при Генпрокуратуре Российской Федерации, в 2011 г. было заведено 130 уголовных дел, связанных с закупками лекарств и медоборудования.
– В 2010 г. бюджету был причинен ущерб в размере 3,4 млрд руб. из-за нарушения правил госзакупок лекарственных препаратов. Уверен, что лишь сообща мы сможем изменить ситуацию, – подчеркнул В.Дмитриев.
Экономь, но с умом
Системы лекарственного страхования внедрены и на протяжении долгих лет успешно работают практически во всех странах Западной Европы и в США.
– Сегодня мы находимся в самом важном этапе реформ – этапе расчетов, прогнозов и рисков, которые необходимо учесть до начала глобальной реформы, – сказал Давид Мелик-Гусейнов. По мнению эксперта, с учетом экономической ситуации для России наиболее реальной является модель ОМС. Но чтобы эта система успешно функционировала, необходимо соблюдение ряда условий, а именно: наличие ограничительных списков (ЖНВЛП) с жестким регулированием цен и наценок на препараты; отпуск исключительно рецептурных препаратов; единая информационная сеть: аптека – ЛПУ – страховая компания.
Общий объем российского фармрынка по итогам 2011 г. составил порядка 24 млрд долл. Система лекарственного возмещения коснется отдельно части фармрынка: рецептурной части коммерческого рынка, части программы ОНЛС, 890-го постановления и лекарств в программе модернизации. Суммарный объем этой части составит 11,5 млрд долл. По словам Д.Мелик-Гусейнова, можно сэкономить, делая выбор в пользу более дешевых препаратов и сокращения товаропроводящей цепочки.
Свои расчеты аналитик подтвердил цифрами: «Экономия на дорогих брендированных препаратах составит порядка 4 млрд долл., а на товаропроводящей цепочке – 1,5 млрд. Также 0,5 млрд можно сэкономить за счет освобождения возмещаемых лекарственных средств от НДС. В итоге объем сегмента самых необходимых лекарств, требующих системы возмещения, составит 5,5 млрд долл. Если пересчитать эту сумму на рубли, то условная стоимость одного страхового полиса с учетом текущего потребления лекарств составит 1260 руб.»
Есть мнение…
Тем не менее, по мнению ряда экспертов, пока не будет «дорожной карты» реализации этой программы, трудно строить прогнозы в отношении ее эффективности. В частности, директор фондовой компании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко опасается, что система лекарственного страхования может повторить ошибки обязательного автострахования, введенного несколько лет назад и показавшего свою неэффективность. «Тарифы в этом сегменте регулируются популистски и не перекрывают страховые случаи, и ни о какой экономии говорить не приходится. Я сомневаюсь, что введение страховой медицины приведет к притоку денег на фармрынок и будет способствовать развитию новых его сегментов. Главный вопрос, который остается открытым: как эта схема будет работать?» – пояснил свою позицию А.Кривошапко.
Аналитика поддержал генеральный директор ЦМИ «Фарм-эксперт» Николай Демидов. По его словам, пока не ясно, какая система лекарственного страхования будет внедрена, рассуждать о том, принесет ли она благо фармрынку и пациентам, можно только гипотетически. «В случае если будет внедрена усредненная модель, по типу английской или германской, то нас ожидает «парад» небрендированных дженериков и введение более жесткого контроля за ценами на лекарства. Но в итоге большее количество пациентов окажется с лекарствами и получит доступ к лечению», – заключил эксперт.
По словам исполнительного директора IMS-Health Россия Марии Денисовой, опыт других стран свидетельствует, что внедрение принципов страховой медицины позволяет получить доступ к лекарственной помощи социально незащищенным слоям населения и людям с неравномерными доходами. Она дала положительную оценку программе ОНЛС, отметив, что в ее основу были заложены элементы лекарственного страхования: «Сегодня можно много рассуждать на тему правильные они или нет, но эффект очевиден: реализация программы способствовала выводу на рынок большого количества эффективных инновационных лекарственных средств». По мнению М.Денисовой, дальнейшее внедрение принципов страховой медицины расширит возможности лекарственной терапии и приведет к позитивным структурным изменениям на рынке.
– Переход на систему, когда выписанные врачом лекарства пациент приобретает в аптеке, и при этом их стоимость частично или полностью оплачивается государством, позволит более эффективно решать социально-экономические задачи, существенно повысить показатели продолжительности жизни населения и поднять уровень национального здравоохранения в целом.
С тем, что переход к подобным механизмам необходим сейчас, согласны все. Вопрос заключается в том, как и в какие сроки это должно быть реализовано, какие средства государство готово выделить на эти цели, какие стандарты оказания медицинской помощи будут положены в основу, – подвел итог дискуссии Владимир Шипков, исполнительный директор AIPM.
Простая арифметика
В свою очередь, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев считает, что одним из основных условий введения системы лекарственного страхования является замена дорогих препаратов доступными аналогами.
– Во всем мире системы зиждутся на взаимозаменяемости и конкуренции ЛП. Без этого фарм-компании не будут стремиться снижать цены на свои препараты. Поэтому в течение 4 последних лет мы предлагаем внести все разъяснения, которые касаются взаимозаменяемости ЛП: порядка, процедур, ведения регистров и т.д., чтобы страховые компании использовали эти данные для принятия управленческих решений, – отметил представитель ФАС.
К примеру, в США существует отдельный закон о дженериках. Этот закон был принят еще в 1984 г. и в нем детально прописаны все этапы обращения воспроизведенных препаратов на рынке. Так, если у оригинального препарата существует дженери-ковая замена, то врач не имеет право его выписывать. Также в аптеке фармацевт вначале должен предложить более дешевое лекарство.
Кроме того, всем штатам предоставлена возможность дополнительного ужесточения порядка предложения дженериков и оригинальных препаратов, а также дано право проверять взаимозаменяемость не только внутри одного МНН, но также у препаратов с разными непатентованными наименованиями, имеющими сопоставимый терапевтический эффект. Каждые 10 лет эта система экономит США 750 млрд долл.
Другим негативным моментом, мешающим внедрению принципов страхования в медицину, считает Т.Нижегородцев, является слабое администрирование и недостаточный надзор: «У нас идет децентрализация менеджмента в системе здравоохранения. Необходим надзор, который обеспечит единство социально-экономического пространства в стране. Без него многие нормы закона «Об основах охраны здоровья граждан» скоро не будут выполняться».
По мнению большинства экспертов отрасли, лекарственное возмещение в России будет не федеральным, а региональным. Согласно прогнозу Cegedim Strategic Data, в 2014 г. в регионах должны стартовать первые пилотные программы лекарственного страхования, а в 2015 г. они будут имплементированы в обязательные нормы. К 2017 г. ожидается появление первых отечественных инновационных разработок в рамках программы «Фарма-2020», что, по мнению аналитиков, должно снизить бремя расходов на лекарственное обеспечение как федерального, так и регионального бюджетов. По прогнозу экспертов, при условии стабильной экономической ситуации к 2020 г. российский фармацевтический рынок утроится в объеме и составит порядка 75 млрд долл.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru