Вы здесь

Владимир Фокин: В отличие от других профессий медицина продлевает жизнь

Несколько лет назад на юбилее известного кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премий Ленинского комсомола и имени А.П.Довженко, члена правления Союза кинематографистов РФ Владимира ФОКИНА Юрий Соломин сказал, что если бы Фокин снял только «ТАСС уполномочен заявить», «Сыщик» и «Александр маленький», то уже этого было бы достаточно, чтобы войти в историю отечественного кинематографа.

- Владимир Петрович, долгое время ваше имя ассоциировалось с одним из самых известных фильмов - «ТАСС уполномочен заявить». Сейчас всё больше говорят о фильме, в котором Александр Абдулов так трагично предугадал свою судьбу... Расскажите, пожалуйста, об этой картине. Почему вы выбрали для экранизации именно это произведение Людмилы Улицкой?

- Я давно хотел снять фильм по повести «Веселые похороны». А то, что возникло такое трагическое совпадение...Саша был здоров, когда снимался, после этого он сам как режиссер снял фильм «Лузер». Потом он прошел подготовительный и вошел в съемочный период картины, о которой очень мечтал и которую долго и трудно вынашивал, - «Гиперболоид инженера Гарина», где он был и сценаристом, и режиссером. То, что фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» выходит после смерти исполнителя главной роли, к моей большой горечи и досаде, - следствие нерасторопности, неопытности правообладателя, который за год с лишним после окончания работы над фильмом не продвинулся ни на шаг в его реализации. Я показывал картину много раз в разных аудиториях, в разных регионах и хорошо знаю реакцию зрителей. Люди выходят после просмотра потрясенными, просветленными. Я слышал в высшей степени лестные отзывы о картине от людей самых разных с точки зрения возраста, образования, социального статуса, что, безусловно, приятно, но этого мало.

- А на данном этапе нельзя сменить продюсера?

- Нет, конечно. Он вложил свои деньги и, естественно, хочет получить прибыль. Но, будучи человеком, далеким от кино, не знает, что делать дальше. Большое заблуждение считать, что достаточно профинансировать картину и в ответ сразу пойдут миллионы. На самом деле, продвижение фильма к зрителю - тоже большая работа и отдельная профессия. И в это дело тоже надо вкладывать деньги. А так как никто этим профессионально не занимается, фильм не попал ни на один международный и даже крупный внутренний российский фестиваль, кроме «Амурской осени» в Благовещенске.

- Я принадлежу к тем же благодарным зрителям, которые еще два года назад, на презентации будущего фильма в рамках Международного кинофестиваля в Ханты-Мансийске его «разглядели» и оценили. Помню, как Александр Абдулов рассказывал о съемках, высоко отзывался о вас. Он даже пришел на презентацию, как говорится, при полном параде (хотя ситуация не требовала столь строгого дресс-кода). Чувствовалось, что эта роль значит для него очень много.

- Да, я считаю, что это великолепная актерская работа. С Абдуловым нас связывала почти 30-летняя дружба. Она началась еще с моей первой картины - «Сыщик», поскольку Саша очень дружил с Леней Ярмольником, а Леню я как бы привел в кино. Он в «Сыщике» прозвучал очень мощно, ему стали сразу предлагать интересные работы, и с тех пор он резко пошел в гору. Это не значит, что без меня Ярмольник не попал бы в кино, наверняка попал бы, поскольку он этого достоин. Но так случилось, что действительно первый шаг он сделал вместе со мной. Так вот, они с Абдуловым очень дружили и всегда спрашивали: когда, когда ты нас снимешь? Но кино - искусство жестокое и требует абсолютного «попадания» в актера, поэтому поработать вместе всё как-то не получалось. А вот здесь появилась такая возможность: мне предложили подумать об Абдулове как об исполнителе роли Алика, и я сразу же с радостью согласился.

Саша очень серьезно относился к этой роли. И надо сказать, что степень серьезности его отношения только возрастала в процессе работы. Если поначалу ему просто нравилась эта история, такой яркий и неординарный персонаж, как Алик, то постепенно он все более глубоко проникался масштабом проблематики картины, сложным характером персонажа, ситуацией, в которой находится его герой, и многомерным и многообразным клубком житейских, нравственных и мировоззренческих проблем, которые навалились на его героя. К несчастью, эта работа стала последней большой ролью Александра Абдулова в кино, но звучит она могучим, завершающим аккордом яркой биографии большого артиста....

- На вашем юбилее не только Ярмольник, но и многие другие известные актеры говорили с благодарностью о вашем участии в их судьбе...

- Я отношусь к числу так называемых актерских режиссеров, глубоко и тщательно работаю с актерами, поэтому у меня с ними складываются, как правило, очень хорошие отношения. Много прошло через мои руки и студентов, которых я учу режиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссеров и во ВГИКе. Сейчас набрал актерскую мастерскую. Но я совсем не претендую на то, чтобы каждый из них называл меня своим учителем...

- А вы готовы гордиться своими учениками?

- Я с большой радостью слышу, что они чему-то у меня научились. Сегодня, в эпоху коммерческого кинематографа, очень сложно начинать режиссерскую карьеру. Поэтому стараюсь их учить всем компонентам профессии, в том числе и выживанию.

- Судя по вашим фильмам последних лет, уже сложился круг актеров, которых вы охотно снимаете. Причем в каждой картине они неожиданны и неповторимы. Насколько блестяще сыграли Лия Ахеджакова с Альбертом Филозовым в «Пятом ангеле» стариков-евреев, и как великолепна она же в роли бабки-знахарки в «Ниоткуда с любовью»!

- Она очень опасливо шла на эту работу, тем более что у Улицкой это дородная русская тетка, а по сценарию - еще и с каким-то говором региональным, совсем не похожая на Лию Меджидовну. И роль давалась ей нелегко.

Например, однажды отсняли сцену, всё вроде сделали правильно, но оба ушли с площадки в каком-то муторном состоянии души. Что-то не случилось, как-то не по-ахеджаковски было... Меня это мучило несколько дней, потом я ей позвонил и очень деликатно предложил сцену переснять. Она была так счастлива! Оказалось, что сама хотела меня просить о том же, говорит: «Измучилась просто, не находила себе места». Пересняли, и всё произошло, сразу встало на свои места.

Она - выдающаяся актриса, потрясающий человек, мы дружим домами, хотя и видимся реже, чем хотелось бы.

К сожалению, не всегда получается снимать одних и тех же актеров. Мне это пока удалось с Володей Ереминым, снимал его в трех картинах, дважды снимал Бориса Химичева, Игоря Квашу и Евгения Князева, трижды снимал Николая Скоробогатова и Леонида Ярмольника. Хотел бы еще, но кино - не театр, там в два состава не сыграешь. Поэтому приходится выбирать абсолютно точно.

- Зависимость?

- Да. Слава богу, если они попадают в руки хорошему режиссеру, который любит актеров, стремится их раскрыть. А если нет?

Я всегда стараюсь вывести актеров на какую-то другую стезю, другую профессиональную дорогу; часто у меня люди со сложившимся амплуа играют неожиданные, непривычные роли.

- Как в упоминаемом уже «Пятом ангеле», например. Он уже дважды или трижды прошел по ТВ, но резонанса, которого я ожидала, не получилось. Многие его просто не видели! Между тем этот 16-серийный фильм достоин, безусловно, большего.

- Это уже третья моя картина, которая (в силу определенного отношения продюсеров к конечному результату или других обстоятельств) оказывается где-то на обочине пиар-кампаний и не получает заслуженной оценки. Так было с «Домом для богатых», «Пятым ангелом» и сейчас вот с «Ниоткуда с любовью». С «Пятым ангелом» вообще отдельная история. Я запустился при Гусинском, а пока снимал на НТВ, сменилось еще несколько руководителей, и для каждого нового это был фильм «предыдущей команды». Поэтому он оказался совершенно нераскрученным. А для публики это важно.

Единственное, что утешает, - я счастлив тем, что эти фильмы у меня есть. Такие, какими я их задумал и за которые я несу полную ответственность. Справедливости ради надо сказать, что ни один из продюсеров, с которыми я работал, не оказывал на меня грубого давления, за что я им бесконечно признателен, хотя споры, противоречия, дискуссии (в том числе, весьма жаркие), конечно, бывали.

Я абсолютно убежден, что время - сито с очень-очень крупными ячейками, через которые безжалостно проваливается всё наносное, псевдоинтеллектуальное, псевдонародное, псевдохудожественное, псевдоправдивое, а остается только что-то крупное, настоящее, то, в чем действительно нуждаются люди. А поскольку я во всех картинах стараюсь быть максимально честным, тешу себя надеждой, что мои фильмы не пролетят сквозь эти ячейки в никуда, а останутся служить людям.

- В свое время вы настойчиво провозглашали разницу между телесериалами и многосерийными телефильмами.

- Когда я начал заниматься «Пятым ангелом», я категорически запретил применять к моему фильму слово «сериал», так как оно из жанрового определения давно превратилось в характеристику качественную. Поэтому я сразу сказал, что картина снимается по законам кинематографа. Другое дело, что таким образом поставил себя в чудовищные условия, поскольку снимать кино на телевизионные деньги и в телевизионные сроки - почти самоубийство. Но по-другому снимать не умею и учиться не хочу. В титрах так и написал: «телероман». Спустя некоторое время Бортко применил этот термин к фильму «Идиот». Как правило, так делают режиссеры, которые хотят дистанцироваться от определения «сериал».

- В повести Улицкой и, соответственно, в вашем фильме герой-врач нелицеприятно характеризует медицину, но абсолютно уверен в том, что медики-то у нас хорошие. Ваше отношение?

- Я счастлив был общением с Валерием Ивановичем Шумаковым. Мы познакомились, когда я сделал для него предвыборные ролики: как вы помните, в 90-е многие достойные люди попытались пойти в Госдуму, чтобы решать проблемы не только глобальные, но и отраслевые. Денег у Шумакова на предвыборную кампанию не было, вот я и собрал команду, которая бесплатно сделала два довольно симпатичных ролика. Оказалось, правда, что Валерий Иванович поздно включился в это дело, но встречи с ним остались незабываемыми, это был настоящий мировоззренческий контакт. Как всякий талантливый человек, он на лету схватывал идеи в совершенно другой области и умел оценить творческие находки.

Но главное - я вырос в медицинской среде, родители были провизорами, и, естественно, «Медицинская газета» была в числе тех изданий, которые папа всегда выписывал. Многие родственники были врачами. Более того: я сам мечтал стать врачом когда-то. Так что для меня медики - та часть человечества, перед которой я склоняю голову.

К сожалению, сегодня, когда нравственные ориентиры в значительной степени утрачены в обществе, это не могло не затронуть и врачебную среду, особенно столичную. И не скрою, когда сейчас врач, особенно в коммерческом медицинском центре, выписывает рецепт и настаивает, чтобы я в их аптеке обязательно назвал его имя, нет уверенности, что он меня лечит для меня, а не для себя. Тем не менее я с колоссальным почтением отношусь к этой профессии. Врачей действительно можно назвать спасателями. Они занимаются продлением человеческой жизни. В отличие от представителей других профессий, которые стремятся ее укоротить...

Беседу вела
Алёна ЖУКОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru