Вы здесь

Наследник великого Бильрота

Ученики великого хирурга Теодора Бильрота (1829-1894) сделались знаменитыми профессорами хирургии во многих странах Европы - Германии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Чехии, России. Все ассистенты Бильрота в той или иной мере обретали черты характера своего выдающегося учителя, а тот, в свою очередь, очень тонко чувствовал и точно определял научный потенциал, заложенный в каждом из его подопечных. И когда Бильрот называл еще сравнительно молодого Антона Эйзельсберга «выдающимся хирургом первого ранга», то ни в малейшей степени не заблуждался на этот счет. В чем-то ученик смог превзойти и самого Бильрота. Так, например, 19 ассистентов Антона Эйзельсберга впоследствии возглавили хирургические кафедры университетов и стали руководителями крупных клиник.

Триумфальная карьера

Антон Эйзельсберг родился в 1860 г. в Штейнгаузе (Верхняя Австрия). После учебы в Вюрц-бурге, Цюрихе, Париже и Вене он в 1884 г. получил степень доктора медицины. С 1887 г. и в течение 6 лет Эйзельсберг являлся ассистентом Бильрота, а затем в 1893 г. был назначен руководителем хирургической клиники в Утрехте (Нидерланды), став преемником профессора Зальцера, покончившего с собой на почве психического расстройства.

В письме, посланном в мае 1893 г. Эйзельсбергу в Утрехт, Бильрот пишет, очевидно, имея в виду жалобу Эйзельсберга на малое количество оперативного материала: «Вам вовсе не повредит, если Вы будете больше школярничать, чем оперировать; это будет также приятнее для слушателей. В Утрехте Вы должны приучиться говорить медленнее на лекциях, так как голландцы иначе не поймут немецкого языка. Я со своим темпераментом никак не мог приучить себя к этому, и потому цюрихские студенты первую половину семестра тратили на то, чтобы вообще понять меня».

Вообще же слава школы Бильрота была такова, что его ассистентов приглашали во все страны в качестве «хирургов-просветителей», даже если те едва-едва могли вымолвить хоть одно слово на языке зазывавшей страны. Факт, что А.Винивартеру, когда его пригласили на должность в Льеж, пришлось в 3 месяца выучить французский для того, чтобы иметь возможность читать лекции, которые бы «находили отклик в умах» его слушателей. Примерно за такое же время и Эйзельсберг выучил голландский.

Несмотря на весь негативный тон нижеприводимой заметки из российской прессы, публикация эта, безусловно, является свидетельством высокого авторитета школы Бильрота, которым та пользовалась в России: «Новости» (22 февраля) сообщают, что один из одесских миллионеров выписал к своей дочери ассистента Бильрота д-ра Эйзельсберга. «Требовалось вырезать некоторые (!) черепные кости». За поездку в Одессу д-р Эйзельсберг взял 5000 р. - факт характерный: в Одессу, в которой нет недостатка в хороших хирургах и в больнице которой воспитался Н.В.Склифосовский, считают нужным выписывать ассистента Бильрота. Добро бы еще самого Бильрота! Это ли не бессмысленное поклонение перед всем заграничным, только потому, что оно заграничное!» («Врач», 1892, № 9, с. 222).

Упоминая эту поездку Антона Эйзельсберга в Россию, биограф Т.Бильрота профессор К.Б.Абсолон замечает, что к тому времени сам Бильрот был вынужден отказаться от столь долгих путешествий, чтобы не подвергать свое здоровье излишнему риску.

Антон Эйзельсберг - один из тех, кто довел желудочно-кишечную хирургию своего времени до высочайшего уровня совершенства. При непосредственном участии Эйзельсберга в венской клинике получила развитие хирургия гипофиза. Ученик Эйзельсберга Бернард Ашнер (1883-1960) в своих опытах смог добиться выживания щенков после удаления у них гипофиза. Эйзельсберг первым начал лечить акромегалию (синдром Marie I) хирургическим путем. Не обойти молчанием работы Эйзельсберга по хирургии позвоночника и головного мозга. Однако Харвею Кушингу (1869-1939) еще предстояло развить эту отрасль хирургии до надлежащего уровня - уровня зрелой, самостоятельной дисциплины.

В 1907 г. Эйзельсберг осуществил свое первое успешное удаление опухоли спинного мозга, а к 1913 г. смог уже сообщить о произведенных совместно с Э.Ранзи (1875-1939) 208 операциях по поводу опухолей позвоночного канала и головного мозга. В 1893 г. он первым в мире произвел операцию по поводу гемангиомы печени.

В 1896 г. Эйзельсберг принял кафедру хирургии в Университете Кёнигсберга, и в том же году ему предложили профессуру в Праге. Триумфальную карьеру Эйзельсберга увенчало назначение в 1901 г. на кафедру хирургии Венского университета. Эйзельсберг был назначен на эту должность в качестве преемника Эдуарда Альберта (1841-1900). А удостоиться такой чести было очень непросто. Альберт был общепризнанным великим оратором и педагогом. Курс лекций Альберта у студентов был даже более популярен, чем курс Бильрота. «Диагностика хирургических болезней» Э.Альберта вышла в 9 изданиях.

Соперничество между двумя кафедрами хирургии Венского университета, возглавляемыми Бильротом и Альбертом, продолжалось в течение ряда лет. Та борьба всегда велась в рамках неписаных правил и оставалась неизменно открытой и честной. Скажем, Бильрот никогда не позволял себе неуважительных отзывов в адрес учеников Эдуарда Альберта, и тот платил ему взаимностью.

Когда Антон Эйзельсберг, ученик и любимец Бильрота, претендовал на пост доцента хирургической кафедры, экзамен, проводившийся комиссией под председательством Эдуарда Альберта, как обычно, протекал долго и утомительно. Но в конце концов Альберт поблагодарил сильно волновавшегося кандидата «за преподанную науку». Альберт тогда даже счел возможным обойтись без прочтения претендентом формальной лекции, вменяемой в обязанность каждому соискателю.

Бильрот по достоинству оценил благородный жест профессора Альберта.

Интересно то обстоятельство, что место главы 2-й кафедры хирургии Венского университета после смерти Бильрота занял Карл Гуссенбауэр (1842-1903), a в 1904 г., после смерти Гуссен-бауэра, его сменил Юлиус Хохенегг (ученик Э.Альберта). А когда состоялось назначение ученика Бильрота Антона Эйзельс-берга на пост главы кафедры, прежде возглавляемой профессором Альбертом, это событие знаменовало собой «замкнувшийся исторический круг». Восторжествовала и историческая справедливость: две высокодостойные, дотоле конкурирующие венские хирургические школы наконец объединились.

Виртуоз кишечной хирургии

К моменту назначения Эйзельсберга на кафедру в Вене он был единственным австрийцем, избранным членом Королевской коллегии хирургов в Лондоне -свидетельство исключительно высокого международного авторитета всякого хирурга, удостоившегося такой чести.

В 1908 г. Эйзельсберг избирался председателем съезда Германского общества хирургов - высшая честь, выпадавшая на долю немецкого хирурга. Кроме того, он являлся еще и почетным членом Германского общества хирургов и почетным членом Австрийской академии наук.

Хирургией желудочно-кишечного тракта Антон Эйзельсберг был увлечен до самозабвения. В 1895 г. он представил отчет о 38 операциях по поводу рака желудка, включая 28 гастроэнтеростомий, со смертностью 50%. К 1897 г. Эйзельсберг смог уже сообщить о 40 выполненных им гастроэнтероанастомозах с уровнем смертности всего 17,5%. Причем ни один больной не погиб по причине несостоятельности шва, наложенного на кишечник Эйзельсбергом.

В руках таких виртуозов кишечной хирургии, как Т.Кохер и А.Эйзельсберг, выздоровление при хирургическом лечении кишечной непроходимости наступало в 79-81% случаев. Б.Финкельштейн (1907), сложив цифры других авторов, выяснил, что на 1074 случая имелось 605 выздоровлений - только 56,3%.

Операция выключения привратника при язве желудка, предложенная Эйзельсбергом, была оставлена, после того, как сам автор сообщил о ее недостатках (образование пептичес-кой язвы соустья).

Школа профессора Эйзельсберга много и упорно работала над проблемой колопексии при выпадениях прямой кишки. Эйзельсберг сам разработал одну из модификаций такой операции, сообщил в печати о своих наблюдениях за оперированными больными и в значительной мере способствовал популяризации указанного вмешательства.

В 1900 г., вслед за Карлом Николадони (1847-1902), Эйзельсберг «с полным успехом» произвел операцию дактилопластики - пересадку пальцев со стопы на кисть взамен утраченных. Такая операция принадлежала к числу наиболее «рискованных пластик» и преследовала не только косметическую, но и функциональную цель.

В 1930 г. А.Эйзельсберг применил гомопластическую пересадку щитовидной и паращитовидных желез при микседеме и тетании, развившихся после струмэктомии. Местом трансплантации была предбрюшинная клетчатка передней брюшной стенки. В том же 1930 г. Эйзельсберг произвел пересадку яичка двум больным. Оба страдали нарушениями психики. В течение 2 лет после операции наблюдался хороший клинический эффект.

Монография Эйзельсберга о лечении переломов длинных трубчатых костей явила собой замечательное продолжение славных лечебных традиций в этой области, утвержденных Бильротом, и в то же самое время работа Эйзельсберга раскрывает новые аспекты и возможности существовавших методов.

Эйзельсбергу удалась прививка саркомы у крыс, что послужило очередным импульсом для развития экспериментальной онкологии.

Для углубленного знакомства с нарождающейся наукой бактериологией Бильрот командировал молодого Эйзельсберга в Берлин в лабораторию Роберта Коха. Вопросам гнойной инфекции были посвящены самые первые публикации А.Эйзельсберга. В письме, посланном из Аббации в 1889 г., Бильрот полушутя-полусерьезно дает А.Эйзельсбергу «задание открыть микроб рака». При этом Бильрот пишет: «Крепко держитесь бактериологии; она - будущее патологии».

«Необычайная аккуратность в деталях»

Хирургию головного и спинного мозга Эйзельсберг начал разрабатывать незадолго до начала Первой мировой войны и достиг в этой области таких же высот, что и в желудочно-кишечной хирургии.

Для ликвидации костных дефектов черепа Эйзельсберг применял аллопластические материалы и достиг зримых успехов в этой области. 29 мая 1891 г. на заседании Венского Королевского общества врачей он продемонстрировал двух больных с «прижившими пластинками из целлулоида в черепе».

Обращает на себя внимание необычайно широкий диапазон тематики исследований Эйзельсберга в хирургии. В частности, когда в 1907 г. в Вене со 2 по 5 октября проходил I Немецкий съезд по урологии, на нем с докладом «Распознавание и лечение опухолей почки» выступил А.Эйзельсберг. Об Антоне Эйзельсберге как ближайшем из учеников Биль-рота тепло отзывался и российский профессор хирургии В.И.Разумовский (1857-1935): «...Эйзельсберг - его [Бильрота] любимец (что видно из изданных после смерти Бильрота сборников его писем); Эйзельсберг - красивый, изящный (он полуфранцуз: мать француженка), в высокой степени благовоспитанный - действительно был чрезвычайно симпатичен; от его работы, когда он заменял Бильрота, у меня осталась в памяти необычайная аккуратность в деталях, даже, например, в наложении наружных швов; и тогда уже он поражал меня техникой кишечного шва».

Эйзельсберг, подобно Бильроту, подходил к отбору своих будущих учеников с большим тщанием. Одним из критериев отбора являлось то условие, чтобы претендент перед поступлением в клинику уже заявил о себе в какой-либо из областей медицинской специализации, как то анатомия, общая патология, бактериология, биохимия или внутренняя медицина. Такому аспекту хирургической подготовки, как оперативная техника, Эйзельсберг придавал не слишком большое значение, так как полагал, что недостаток способностей в этой области вполне можно компенсировать усердной постоянной тренировкой, но приступать к этому следует только после того, как в сознании молодого специалиста прочно укоренятся такие качества, как общечеловеческая мораль и профессиональная этика.

В своей жизни Эйзельсберг не был обделен почестями и знаками признания его несомненных заслуг. Он стал вторым по счету хирургом, награжденным золотой медалью Листера, удостоен звания почетного доктора университетов Афин, Будапешта, Дебрецена, Эдинбурга, Женевы, Лейдена, Сорбонны и, конечно же, Вены.

Такие награды, как и высокие посты председателя Германского общества хирургов (1908) и Международного хирургического общества, не испортили этого человека. Держался Эйзельсберг во все периоды своего триумфа очень скромно. Незадолго до дня своего 75-летия он решительно отказался от проведения в его честь каких-либо официальных публичных церемоний и вообще от юбилейных торжеств.

Антон Эйзельсберг скончался 25 октября 1939 г. на 80-м году жизни. Он стал жертвой железнодорожной катастрофы. Незадолго до смерти ученый успел опубликовать книгу своих воспоминаний.  В некрологе на смерть Антона Эйзельсберга профессор А.М.Заблудовский писал: «В лице Эйзельсберга сошел в могилу последний ученик Бильрота, близко стоявший к своему великому учителю <...>. В истории хирургии память об обоих сохранится навсегда».

И в этом утверждении нет преувеличения.

Игорь ТЕЛИЧКИН, кандидат медицинских наук.
Великобритания.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru