Вы здесь

Обратная сторона рецепта

Сегодня многие пишут о льготных рецептах. Но эта проблема представлена, как правило, с одной стороны, так сказать, с потерпевшей, в лице обиженных пациентов. Газеты пестрят жалобами на отсутствие льготных препаратов; телевидение показывает плачущих в аптеке стариков с рецептами в руках, получивших очередной отказ.

Мы же предлагаем взглянуть на эту болезненную тему со стороны лечащего врача - с какими трудностями и проблемами сталкивается он на амбулаторном приеме.

Вот что говорит по этому поводу заведующая поликлиникой № 2 Железногорска Красноярского края Лилия СТРЕЛКОВА:

- Из всех жалоб населения на работу поликлиники 80% - это жалобы льготной категории граждан на лекарственное обеспечение. У нас имеют право на льготное лекарственное обеспечение 15 773 человека. В 2007 г. льготным категориям граждан федерального значения было выписано 75 426 рецептов и отпущено лекарственных средств на сумму 40 269 тыс. руб., средняя стоимость одного рецепта - 534 руб.

Льготным категориям граждан регионального значения выписано 40 288 рецептов на общую сумму 16 тыс. руб. В 2006-2007 гг. наша муниципальная аптека по обслуживанию федеральных льготополучателей признана одной из лучших в крае. Обеспеченность лекарственными средствами по Железногорску составляет 99,6%.

Медицинская помощь льготным категориям граждан осуществляется по страховому принципу. Наличие финансирования на всю группу федеральных льготополучателей позволило оказывать помощь в полном объеме, несмотря на значительный процент дорогостоящих лекарственных средств в 2006-2007 гг.

На 2008 г. финансирование сократилось почти вдвое, уменьшился месячный лимит, так как многие отказались от набора социальных услуг. И что же получается? Всё возвращается на круги своя - льготник, получивший денежную компенсацию, однажды заболев, снова нуждается в препаратах, а деньги он уже потратил на другие цели. Это создает дополнительные сложности для врачей. Мы будем вынуждены выписывать только жизненно необходимые лекарственные средства, и при этом значительно сократится выписка других препаратов. К моему глубокому сожалению, люди не владеют полной информацией, и только отказавшись от набора социальных услуг, выясняют, что необходимого им препарата нет в перечне для региональных льготополучателей. Обвиняют в этом, как правило, врача, в то время как от нас данная ситуация не зависит. Это порождает необоснованные претензии, жалобы, а порой и откровенную грубость.

Пациенты, приходящие за выпиской лекарств, отмечают, что врач уделяет внимание не больному, а бумагам. Действительно, очень много нашего времени занимает заполнение различной учетной документации, ведь только один льготный рецепт нужно оформить в четырёх (!) экземплярах, сделать запись в амбулаторной карте, в карте льготного учета лекарственных средств, проверить правильность заполнения рецепта, заверить подписью и личной печатью. Много требований по фармакологическому порядку, требующих согласования с заведующим отделением, представления на формулярно-терапевтическую комиссию, согласования оперативных заявок в Агентстве здравоохранения и лекарственного обеспечения Красноярского края. Рецепт - это финансовый документ, исправления и изменения не допускаются.

Такая бумажная волокита не нужна ни врачу, ни больному. Система централизации выписки рецептов удлиняет время, затраченное пациентом на посещение врача, так как приходится ходить из одного кабинета в другой. Безусловно, наличие компьютера в кабинете врача разрешило бы создавшуюся ситуацию, и на выписку рецепта врач тратил бы не 20 минут, а 5. Просьбы к администрации города об информатизационной поддержке амбулаторно-поликлинического звена пока остались без ответа.

Врачи работают в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок назначения, выписки, оформления рецептов, с утвержденными перечнями жизненно необходимых и важных лекарственных средств, стандартами лечения и др. Очень затрудняет нашу работу, что порой эти    документы взаимно противоречат друг другу: препараты, рекомендуемые в стандартах лечения, отсутствуют в перечнях для льготополучателей и наоборот.

И еще один важный момент. Хотелось бы, чтобы наши коллеги из стационара, выписывая пациентов и подбирая базисную терапию для имеющих право на льготное лечение, также были знакомы с имеющимися документами. Врачи поликлиники вынуждены адаптироваться к перечню, менять лечение, что вызывает крайне негативную реакцию со стороны пациентов: «Зачем нас направляют в стационар для подбора терапии, если в конечном итоге всё решает врач поликлиники?»

Часто наши пациенты, особенно преклонного возраста, жалуются, что врач выписывает «дешевые» препараты. Трудно порой бывает объяснить, что «дешевое» лекарственное средство отнюдь не означает «плохое», а «дорогое» лекарственное средство - не обязательно синоним хорошего.

Основные правила при назначении лечения - безопасность, эффективность, обоснованность, отсутствие полипрагмазии. И следует помнить, что выбор лекарственного средства не является прерогативой пациента. Только опыт, знание, профессионализм врача определяют выбор при   лечении больного.

По проблеме льготного обеспечения свое мнение высказали наши участковые терапевты.

Н.Бекишева: «Нет информации о препаратах, имеющихся в наличии в аптеке, вот и приходится звонить по каждому больному. Зачастую отсутствуют необходимые лекарства, нет инсулинов. Очень усложнено оформление льготных рецептурных бланков, стандарты несовершенны. Если стоимость превысила 4 МРОТ, необходимо подписывать у заведующего отделением, которого может не оказаться на месте».

Е.Безруких: «После посещения больного на дому пациент должен ждать 2-3 дня, пока оформлю рецепты (мало компьютеров). А ведь некоторые из них жизненно необходимы! Должна шифровать каждый рецепт по коду заболевания, если код неверен - аптека просто отказывает в отпуске лекарства. Все-таки необходим компьютер в каждом врачебном кабинете - это упростит многие направления нашей работы».

А.Архипов, заведующий хирургическим отделением поликлиники: «Когда на прием приходит пациент, имеющий право на льготное лекарственное обеспечение, возникает масса проблем. Мало того, что препараты необходимо выписывать согласно «стандарту» и в соответствии с «льготным перечнем», надо выяснить, федеральный он льготник или региональный, ведь перечни разные.   Надо знать стоимость препарата, так как выписка дорогостоящих должна проходить через ФТК либо через ВК; необходимо выяснить, есть ли лекарственное средство в аптеке; обязательно удостовериться, имеется ли оно в заявке на текущий месяц и не перерасходован ли заявленный лимит; обязательно проставить кодировку лекарства соответственно коду заболевания по МКБ-10; удостовериться, что оно не отнесено к списку лекарств, требующих специального разрешения на выписку».

И это еще не всё. Имеющиеся «стандарты» далеко не совершенны, а по некоторым нозологическим формам просто непонятны, так как там отсутствуют необходимые лекарственные средства.

Вызывает удивление, почему лечащий врач на приеме должен решать не свойственные ему социальные задачи? Мне представляется, что лечащий врач обязан прежде всего правильно поставить диагноз и выписать рецепт на необходимое лекарство на простом бланке. И его совершенно не должны волновать вопросы цены, перечней, заявок, наличие льготы и т.д. Тем более что время приема для этого никто не увеличивал.

С выписанным рецептом пациент обращается в аптеку и там реализует свое право на льготу, если она у него есть. Меня же как врача прежде всего интересуют показания к назначению данного лекарственного препарата, его эффективность, дозировка - и всё!

Сейчас врач отвечает и за то, что больной несвоевременно получил лекарство, и за то, что вообще его не получил. То есть в любой ситуации врач остается крайним.

Выполнить все требования приказов, писем, инструкций «по упорядочению льготного лекарственного обеспечения» практически невозможно, тем более что они постоянно дополняют друг друга и меняются. Врач просто запутался в инструкциях - отсюда столько ошибок в оформлении рецептурных бланков.

И я теперь понимаю врачей, которые вместо лекарств рекомендуют пациенту свежий воздух, режим и здоровый образ жизни. А может быть, они правы?

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru