08 ноября 2024
Публикуемые в «МГ» материалы о Национальном проекте «Здоровье» в основной своей массе отражают мнение и точки зрения «сверху»: руководителей здравоохранения федерального уровня, разработчиков этой программы, авторитетных ученых и т.п. Предлагаю вашему вниманию информацию о ходе выполнения проекта в Курской области - «из глубинки» или «с места» - и видение проблемы глазами периферийных медиков, рядовых его исполнителей. Недавно у нас подвели первые итоги работы по проекту «Здоровье». Имеют место как восторженные оценки, так и разочарование некоторыми результатами, что, конечно, вызывает тревогу. Взвесим плюсы и минусы.
Для контроля и управления процессом модернизации отрасли в области при Комитете здравоохранения создана рабочая группа, заседания которой проходят еженедельно и по форме напоминают совещания штаба ударной всенародной стройки недавнего прошлого. Присутствуя на этих «планерках» в течение двух месяцев, возьму на себя смелость «пройтись» по основным разделам проекта, как это делают члены рабочей группы на каждом заседании. Начнем с подготовки и переподготовки кадров, денежных выплат врачам и медсестрам. Проектом предусмотрено весьма существенное повышение оплаты труда не всех медицинских работников, а только участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики и работающих с ними медицинских сестер. Численность таких врачей в области увеличилась на 62 человека, медсестер - на 63. Коэффициент совместительства уменьшился, у больного появился шанс общаться с реальным человеком, а не с функцией в виде совместителя. Непременным условием увеличения выплат является повышение квалификации и лицензирование этих специалистов. За это время повысили свой профессиональный уровень более 100 врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров. В реестр на дополнительную оплату вошли 1170 медработников - врачей и медсестер. Повышена заработная плата работникам фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи, это еще почти полторы тысячи человек. Суммы выплат, даже в масштабах области, исчисляются десятками миллионов рублей. Чаша весов, помеченная знаком плюс, явно перевешивает минусовую, на которой - увеличение объема работы, порой до выхода за пределы физических возможностей медиков, косые взгляды обделенных коллег в сторону счастливчиков, неизбежное возрастание количества учетных и отчетных документов. А недостаточно четко регламентированные механизмы финансирования и исполнения этого раздела проекта (впрочем, характерные для большинства законов последнего времени) вызывают дополнительную головную боль у главных врачей, вынужденных изыскивать средства для выплаты отпускных из расчета повышенной зарплаты.
Однако на фоне возрастания роли и повышения авторитета участковой службы, доступности и повышения качества медицинской помощи первичного звена этот раздел проекта можно считать, безусловно, выигрышным. Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений тоже, несомненно, относится к бесспорным плюсам. В рамках проекта амбулаторно-поликлиническими учреждениями области получено 280 единиц диагностического оборудования на общую сумму почти 130 млн руб. Введены в эксплуатацию 40 комплектов лабораторного оборудования, 23 рентгеновских аппарата, 61 аппарат ультразвуковой диагностики, 126 приборов функциональной диагностики. Лишним это оборудование не будет, материально-техническую базу здравоохранения укрепит, но вот на каждую единицу оборудования необходимо завести и систематически заполнять формуляр на 60 страницах, так как учет и контроль еще никто не отменял, как и трудовую и финансовую дисциплину. Раздел программы оснащения службы скорой медицинской помощи автотранспортом взвешивать даже не стоит: пусть 64 машины, полученных областью в рамках проекта, не решат транспортных проблем курских медиков, но существенно повлияют на обновление парка, изношенного на 80%. Мелкие неприятности с гарантийным обслуживанием медицинского оборудования и сложностями при оформлении собственности можно списать на трудности организационного этапа, которые будут устранены в ходе дальнейшей реализации проекта. Иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок, профилактика, выявление и лечение гепатита В, С, ВИЧ-инфекции и гриппа также, несомненно, перетягивают плюсовую чашу весов. Наиболее опасным для здоровья населения инфекциям поставлен надежный заслон.
Соблюдение графиков вакцинации четко контролируется, как и охват декретированных контингентов. Неизбежные при действиях в авральном режиме дефекты планирования и задержки в поставках вакцин при дальнейшей работе над проектом исчезнут и забудутся, а основные цели - создание щита против гепатита, краснухи, полиомиелита и снижение заболеваемости гриппом будут достигнуты. Программа борьбы с ВИЧ-инфекцией существовала и раньше, но с включением в план федеральных поставок антиретровирусных препаратов и наборов тест-систем эта работа перешла на новый качественный уровень. Родовспоможение по родовым сертификатам также можно отнести к безусловным плюсам проекта. Даже сложности, возникшие из-за лицензирования родильных домов и женских консультаций, даже закрытие ряда этих учреждений в городах и районах области пошли на пользу делу: теперь забота и профессиональная помощь и роженицам и новорожденным гарантированы. Запрещение платных услуг в акушерстве, узаконенное на уровне приказа Комитета здравоохранения, не воспринимается населением как возврат к прежним временам, а справедливо расценивается как проявление заботы государства о будущем страны.
Обследование новорожденных - один из разделов проекта, удостоившийся обсуждения (и осуждения!) даже в общественной палате при Президенте РФ. Выбор для скрининга патологических состояний, встречающихся у одного новорожденного из 30-50 тыс., не только делает выявление подобного больного весьма гипотетичным, но и ставит под сомнение практическую ценность самого исследования. Тем не менее у нас для проведения скрининга новорожденных на галактоземию и андрогенитальный синдром подготовлено 2 врача-специалиста и 104 средних медработника, скрининг ведется по плану. Дополнительная диспансеризация работающего населения - направление, несомненно, перспективное и необходимое, если иметь в виду настоятельную потребность государства в достоверной информации о состоянии здоровья населения, особенно той его части, которая находится в трудоспособном возрасте. И никаких денег за подобную информацию не жалко, но акцент необходимо делать не на количество, а на качество диспансеризации. И оценивать результаты не по сумме освоенных средств, а по количеству выявленных больных. Я не верю, что из 10 тыс. осмотренных работников бюджетной сферы (далеко не самой здоровой части населения!) ни у одного не было обнаружено онкологического заболевания. Да, здравоохранению необходимы миллионы рублей, выделяемые на диспансерное обследование работающего населения (как и работающих в условиях с вредными и опасными факторами труда), но рассчитывать на качественные (и, главное, достоверные!) результаты, проводя эту работу в виде акции по принципу «все и сразу», по меньшей мере, наивно. Цифры, характеризующие работу по реализации этого раздела проекта, не привожу преднамеренно: диспансерные осмотры продолжаются, и каждый день вносит в показатели существенные изменения.
Однако уже сейчас можно говорить о неполном выполнении плана обследований по 2006 г., качество и эффективность их также будут оцениваться позже. Увеличение объемов оказания высокотехнологичной помощи - раздел программы, вызывающий наиболее оживленное обсуждение и наименьшее удовлетворение. Недовольство вызывает не столько сама система квотирования, сколько ограничение применения высоких технологий только столичными клиниками и институтами. Естественно, никто не собирается заниматься пересадкой органов в условиях районных больниц, но в области имеются возможности для применения и проведения ряда методик, в частности производства оперативных вмешательств с имплантацией протезов тазобедренного сустава. На очереди уже более 1500 больных, нуждающихся в подобной операции, причем транспортировка их в другой город весьма затруднительна, порой невозможна. Запрещение применения высокотехнологичных методов лечения на периферии наносит ущерб здоровью этих больных. На эти виды медпомощи направлено чуть более тысячи пациентов в рамках установленной для области квоты, этого конечно же недостаточно. Информационная поддержка и управление проектом также постоянно отслеживаются и контролируются рабочей группой, которая это управление и осуществляет.
Программа «Национальный проект» на телевидении и информационные сюжеты в эфире и печатных СМИ отражают в основном наиболее зрелищные и массовые фрагменты работы: поступление в область санитарного транспорта и диагностического оборудования, акции по массовой иммунизации и т.п. При этом основная работа по реализации проекта ведется планомерно, буднично и без ажиотажа, что не умаляет ее значения и не снижает эффективность. Минусы, о которых уже было сказано, видны «изнутри»: все недочеты, издержки и сложности ощущают медицинские работники, выполняя и анализируя свою работу по проекту.
Подводя некоторые итоги моих наблюдений, можно сказать, что Национальный проект «Здоровье» на данном этапе органично вписывается в процесс реформирования российского здравоохранения. Он не стал революцией, которую ожидали многие, но и шокового деструктивного эффекта, продемонстрированного Федеральным законом о монетизации льгот, разработчикам проекта «Здоровье» удалось избежать. Итогом его реализации должна и может стать реальная картина состояния здоровья населения страны, анализируя которую можно будет планировать дальнейшие шаги по созданию системы охраны здоровья населения и решению демографических проблем России. То, что проблема выживания нации сейчас выходит на первый план, ни у кого сомнения уже не вызывает, и это само по себе неплохой прогностический признак. К тому же не стоит забывать, что Национальный проект «Здоровье» стал первым дающим реальные результаты шагом помощи государства российскому здравоохранению за весь постперестроечный период. А что касается того, что в действующей программе мало внимания уделено профилактике и пропаганде здорового образа жизни - направлениям, на которые в благополучных странах расходуется до трети всех средств, выделяемых на здравоохранение, так и Москва не сразу строилась...
Владимир ПШЕНИЧНЫХ, врач.
Областной центр медицинской профилактики. Курск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru