Вы здесь

Одними пожеланиями здоров не будешь

Согласно зарубежным данным, здоровье населения зависит от уровня здравоохранения и качества оказания медицинской помощи только на 18%, а по некоторым данным - на 7-10%. В то время как от образа жизни - на 15-20%, от вредных привычек - на 15-20%, от экологической ситуации - на 10-12%, от генетических факторов - на 20-22%. Таким образом, в сохранении здоровья человека вклад здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек и экологии составляет более 50%, и с этих позиций можно констатировать, что уровень развития здравоохранения и качество оказания медицинской помощи не может претендовать на приоритетную роль. Значит, исходя из этих данных, усилия государства, финансовые потоки в первую очередь должны быть направлены на формирование у населения установки на здоровый образ жизни, привитие его навыков, искоренение вредных привычек, улучшение окружающей среды.

Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что 83% россиян считают, что самое важное в их жизни - здоровье. Но в то же время заботятся о здоровье 63% из них, только 23% не имеют вредных привычек, 16% занимаются спортом, 55% не занимались спортом никогда.

В то время как табакокурение относится к основным факторам риска хронических неинфекционных заболеваний, распространенность этой пагубной привычки по регионам России среди мальчиков составляет 25,4%, среди девочек- 20,9%, а в ряде регионов иногда превышает 30%. По некоторым же данным, курят и употребляют алкоголь более 72% школьников старше 13 лет. К 30 годам эти молодые люди могут стать хрониками и инвалидами. Что говорить, если в нашей стране курят 70% врачей (в США таковых 2%)!

Для растущего организма чрезвычайно важна адекватная физическая активность. Более 3 млн детей дошкольного возраста, по различным причинам, отлучены от занятий физической культурой. Исследования показывают, что в различных учебных заведениях только 23% школьников I ступени обучения имеют оптимальный уровень и объем физической активности, каждый четвертый - нерегулярно, а 56% вообще не занимаются физической культурой.

Из числа школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, лишь 36% занимаются по специальным программам постоянно. Из общего числа школьников занимаются в спортивных секциях и оздоровительных группах чуть более 12%. По некоторым данным, у 75% школьников наблюдается гиподинамия. Другими словами, реальный объем двигательной активности детей в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого для улучшения физической подготовленности и улучшения здоровья.

Объем двигательной активности для каждого ребенка следует рассчитывать индивидуально, в зависимости от возраста и состояния здоровья, особое внимание следует обращать на состояние сердечнососудистой системы. В настоящее время расстройства сердечно-сосудистой системы выявляются у каждого второго подростка.

Элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, борьба с ожирением. Доказано, что последствия нарушения питания детей 2-16 лет приводят к снижению ожидаемой продолжительности жизни на 2-3 года.

Медицинские работники в основном сосредоточили свое внимание на вторичной и третичной профилактике, уделяют внимание пока еще здоровым они только в рамках санитарно-эпидемических мероприятий (прививки, карантинные мероприятия).

Таким образом, остается открытым вопрос: кто должен заниматься формированием установки на здоровый образ жизни? Ведь многими годами у населения культивировалось пренебрежение к себе, своему здоровью. Подспудная установка на то, что при современных организационных акцентах население со временем поймет, что болеть невыгодно, выглядит «негуманно»: сколько потребуется времени, чтобы в популяции абсолютно возобладала часть населения, у которой здоровый образ жизни станет неотъемлемой частью повседневности, а какие за это время понесет потери государство в трудовых ресурсах за счет снижения работоспособности, ранней инвалидизации и смерти? Необходима внятная государственная политика в этой области.

Научно-технический прогресс требует постоянного пересмотра курсов дошкольного образования и школьного обучения в сторону расширения и интенсификации. При этом авторы новых образовательных программ не учитывают реального состояния здоровья современных детей, а оно пока не выявляет сколько-нибудь позитивных тенденций. Здесь остается еще очень широкое поле для поиска консенсуса между педиатрической наукой и педагогикой. На сегодняшний же день приходится констатировать, что к окончанию школы здоровье детей существенно ухудшается, в том числе и психологическое.

Известно большое количество факторов риска, различные комбинации которых в каждом отдельном случае могут привести к возникновению психосоматических заболеваний. Среди них, помимо генетических факторов, играют свою роль социально-психологические перегрузки, стресс. Реакцией организма на их воздействие может быть формирование патологии, пусковым и поддерживающим механизмом которой является патогенная психологическая установка, зависимость и т.д. С другой стороны, ряд соматических заболеваний, сами по себе или при наличии предрасполагающих/провоцирующих факторов, как внешних, так и со стороны индивидуума, способны в дальнейшем формировать психологический статус, поддерживающий соматическое заболевание и/или провоцирующий его обострение.

К сожалению, население не застраховано (и в ближайшее время не будет) от чрезвычайных ситуаций техногенного и/или антропогенного генеза того или иного масштаба, а пострадавших в них, поданным МЧС, достаточно много.

По данным Психологического института Российской академии образования, к концу школы у 60% выпускников встречаются различные отклонения психического здоровья. Только в столице каждый 4-й житель страдает психическими нарушениями, каждая 8-я женщина боится спускаться в подземку, а каждая 12-я - пользоваться лифтом.

Поэтому остро стоит вопрос о психодиагностике, психогигиене, психокоррекции и психопрофилактике. Следует более широко использовать достижения современной медицинской психологии и психотерапии. Необходимы популяризация и внедрение среди населения, в том числе посредством телевидения, таких психотерапевтических методов, как аутогенная тренировка, самогипноз. А между тем вопрос о том, кто этим должен заниматься, остается открытым. Так сложилось, что специалистов данного направления в учреждениях различного ведомственного подчинения много, а в итоге - единства нет, нет глубокого понимания задач и пределов компетенции каждого из них, отсутствует взаимодействие, в результате психологический фактор все больше приобретает самостоятельное патогенное и провоцирующее значение.

В последние 10лет необходимость введения должности медицинского психолога обсуждается на различных уровнях, отмечается в приказах министерств, и даже введена рядом приказов Минздрава и Минздравсоцразвития России. В частности, должность медицинского психолога предусмотрена штатными нормативами медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тыс. приказом МЗ РФ № 371 от 16.10.01 (с изменениями от 28.03.06). Однако должность медицинского психолога согласно этому документу «устанавливается в зависимости от объема работы». Только остаются открытыми вопросы: кто определяет объем этой работы и определяет ли, на какой основе...

Представляется целесообразным развертывание полноценной медико-психологической службы в стране по всей вертикали с созданием научного центра медицинской психологии, который бы возглавил работу по всему комплексу проблем развития службы: в научном и прикладном аспекте, во всем спектре стоящих проблем и форм их решения, в том числе в поисках грамотных научно обоснованных подходов в создании психологических мотивационных установок на здоровый образ жизни в возрастном аспекте, чтобы, в конце концов, перейти от заклинаний к активным действиям. Важнейшим промежуточным итогом деятельности данного центра должно стать скорейшее введение медицинского психолога в первичном звене здравоохранения, с определением круга обязанностей и форм взаимодействия его и с ним в структуре медицинской, психологической и социальной помощи населению. Обязанности данного специалиста должны предусматривать не только психологическую диагностику, но и методики психокоррекции и психотерапии, используемые при сопровождении пациентов, психологический фактор у которых приобретает самостоятельное патогенное значение, и арсенал таких методик требует научно обоснованного расширения.

Зарубежный опыт свидетельствует, что к психотерапевтической практике допускаются специалисты при наличии специальной подготовки, подтвержденной сертификатом, как с медицинским, так и с психологическим базовым образованием. Определенная доля психотерапевтической работы (не только психокоррекции) должна возлагаться на медицинских психологов, так как число психотерапевтов явно недостаточно. В настоящее время в нашей стране психотерапевтом можно стать, проработав 3 года психиатром и закончив сертификационный курс по психотерапии. Но с учетом того, что во всем мире детских психиатров недостаточное количество, достичь оптимального их количества в ближайшее время, скорее всего, не удастся.

Обычные декларации в прессе типа - здоровую жизнь можно обеспечить очень дешево: правильно питаться, больше двигаться, бросить курить и пить, - неконструктивны, так как во многих случаях остаются благими пожеланиями.

Наиболее подходящим местом для обучения профилактике, популяризации и формирования установки на здоровый образ жизни и улучшение здоровья детей и подростков являются дошкольные и школьные образовательные учреждения. При оздоровлении детей в них следует обращаться не только к познавательной сфере ребенка, но и к его личному опыту (эмоциональному, социальному).

В плане научных исследований на первое место должны выходить вопросы изучения состояния мотивации и путей ее повышения у различных профессиональных групп, у детей - в возрастном аспекте, - к здоровому образу жизни, с акцентами и на вопросах психогигиены.

Игорь БРЯЗГУНОВ, профессор.
Виктор БОНДАРЬ, доктор медицинских наук.
Научный центр здоровья детей РАМН.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru