Вы здесь

На пути обновления

Министерство здравоохранения и социального развития РФ с каждым годом получает всё больше полномочий, увеличивает объем работы. Начав реализовывать новые и крупные проекты, министерство для их успешного выполнения подключает другие ведомства, приводит в действие неиспользованные резервы. Как, в принципе, и должно быть. Но примечательная черта - если раньше только говорили о том, что штаб отрасли должен объединять в работе по профилактике вокруг себя другие структуры, то сейчас это происходит на деле.

Более подробно об этом аспекте работы министерства, а также о других проблемах состоялся разговор с одним из главных идеологов медицинских программ, заместителем министра Вероникой СКВОРЦОВОЙ.

– Вероника Игоревна, приближается итоговая коллегия министерства по результатам работы за 2010 г. Каким он был, на ваш взгляд, для отечественного здравоохранения?

– Я считаю, что в прошедшем году медицина развивалась комплексно, многосторонне и динамично. Если попытаться выделить наиболее важные и знаковые события, можно их сгруппировать в несколько блоков.

Во-первых, важнейшим направлением нашей работы было обновление нормативно-правовой базы здравоохранения. Многое сделано, причем в самых значимых направлениях.

Так, в апреле Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Закон позволил выстроить логичную и понятную систему всего лекарственного оборота, которая теперь шлифуется и развивается. Важным нововведением является регистрация предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Зимнее повышение заболеваемости гриппом показало, что в отличие от предыдущих эпидемий в этом году не наблюдалось ажиотажного спроса на противовирусные препараты, цены не взлетали, а твердо держались в объявленном коридоре. Система эффективно заработала.

В ноябре был принят Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который заложил новые финансово-экономические основы отечественного здравоохранения, существенно расширив круг и усилив гарантии граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.

Конечно, не менее важно, что в течение 2010 г. продолжалась работа над новым законопроектом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Это базовый правовой акт для всей сферы здравоохранения, который устанавливает правовые основы ее регулирования, конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. С момента принятия предыдущего закона – «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» – прошло 18 лет. Существенно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, здравоохранение приобрело новые организационные формы, в значительной мере было переоснащено, активизировано и пополнено новыми технологиями, во многом благодаря Национальному проекту «Здоровье». Созрело концептуальное видение реформирования и модернизации отрасли, ее инновационного развития.

По сути, закон «Об обязательном медицинском страховании» и новый законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» являются единым целым, с разных сторон отражающим процесс реформирования и модернизации нашей отрасли. С лета 2010 г. новый законопроект широко обсуждается профессиональным сообществом и общественностью. Его текст был вывешен на сайте министерства, разослан во все регионы страны, всем министерствам и департаментам здравоохранения. Прошли слушания законопроекта в Общественной палате, экспертных сообществах, Совете законодателей Совета Федерации. Такое серьезное обсуждение необходимо, так как речь идет об основополагающем правовом акте, закладывающем базовые принципы функционирования российского здравоохранения, по которым оно будет жить и развиваться. В декабре законопроект был внесен в Правительство РФ.

Также в 2010 г. был подготовлен законопроект «О биомедицинских клеточных технологиях», чрезвычайно востребованный и активно обсуждаемый экспертным сообществом. В настоящее время доработанный законопроект одобрен и согласован всеми заинтересованными органами исполнительной власти и внесен в Правительство РФ.

На протяжении года шла подготовка и нового законопроекта о трансплантации органов и тканей, которая, как мы надеемся, скоро завершится. Всего в 2010 г. были приняты и утверждены Президентом РФ 11 федеральных законов в области здравоохранения.

Вторым важнейшим направлением деятельности министерства в 2010 г. было завершение работы над порядками и стандартами оказания медицинской помощи. Это чрезвычайно важный пласт работы, который позволил сплотить всё наше экспертное сообщество – внештатных главных специалистов, их рабочие группы и региональные экспертные сообщества. Более 7 тыс. специалистов по 60 основным медицинским профилям участвовали в этой деятельности. Вместе трудились представители разных медицинских школ, что первоначально казалось делом почти невозможным.

Следующее направление работы было связано с совершенствованием кадровой политики. В 2010 г. мы завершили, как и планировали, создание Национального регистра медицинских работников. Регистр был заполнен во всех российских регионах более чем на 90–95%, что позволило провести анализ кадровой ситуации в каждом регионе и учесть ее при составлении региональных программ модернизации здравоохранения. На основе регистра возможно планирование кадровой политики, включая определение потребностей в медицинских сестрах и врачах того или иного профиля, распределение рабочих мест между организациями, осуществляющими первичную медико-санитарную, специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, внедрение системы непрерывного медицинского образования и др. Естественно, регистр – это «живой» механизм. Каждый день происходят какие-то кадровые изменения, которые должны учитываться и анализироваться в динамике.
 
Важно отметить, что вопросы совершенствования кадровой политики решаются в самой тесной связи с преобразованиями в системе медицинского образования. В 2010 г. совместно с Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России были доработаны и утверждены Министерством юстиции РФ государственные стандарты медицинского и фармацевтического образования нового поколения. Они начнут действовать уже с сентября 2011 г. Сейчас заканчивается огромная работа по созданию рабочих программ и учебных планов, соответствующих принятым стандартам.

Не могу не отметить направления нашей работы в рамках Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики страны. Эта работа началась во второй половине 2009 г., но получила серьезное развитие в 2010 г. Совместно с Министерством промышленности и торговли РФ наше министерство активно участвовало в деятельности рабочей группы по развитию медицинской техники и фармацевтики. Экспертами рабочей группы были разработаны критерии оценки инновационных медицинских и фармацевтических проектов, на основе которых были рассмотрены более 300 проектов и отобраны для государственной поддержки и контроля 30 из них.

В 2010 г. министерство начало разработку основных подходов к ускорению инновационного развития медицины в стране. Для их реализации в самом конце года был сформирован специализированный Департамент инновационного развития и науки. Его задачами в 2011 г. будут совершенствование и внедрение механизмов формирования и реализации целевых научных программ, направленных на создание конкретных инновационных технологий и продуктов в соответствии с выбранными приоритетами, а также управления программами; отработка вопросов оценки и охраны интеллектуальной составляющей полученных результатов. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что вовлекаться в целевые научные программы будут лаборатории и группы ученых на основе их научного потенциала и имеющегося задела в разрабатываемой области, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Это позволит преодолеть межведомственные барьеры, мешающие эффективному развитию науки, и координировать согласованную деятельность многих коллективов в рамках единой целевой установки и «дорожной карты». Безусловно, это очень сложная задача, но она должна быть решена. Работа в этом направлении уже начата совместно с Кластером биологических и медицинских технологий инновационного центра «Сколково».

– А как наше здравоохранение смотрится на международной арене?

– Его роль заметно выросла, что признано ВОЗ и другими международными структурами в сфере здравоохранения и социального развития. Для воссоздания целостной картины можно напомнить несколько событий, состоявшихся в прошедшем году. Прежде всего, это юбилейная 60-я сессия Европейского бюро ВОЗ, которая впервые за всю историю ВОЗ состоялась у нас в стране. По мнению генерального директора ВОЗ Маргарет Чен, она была проведена очень успешно.

В 2010 г. Россия стала председателем в «Северном измерении» – стратегическом для нашей страны международном партнерстве, объединяющем 8 стран – представителей Европейского союза, Исландию, Норвегию, Канаду, а также 8 крупных международных организаций. За год мы организовали и провели 28 разных мероприятий – от встреч на уровне министров и старших должностных лиц до тематических конференций, семинаров, выездных учений, обменов специалистами. Российские регионы получили возможность участвовать более чем в 20 международных проектах по наиболее значимым направлениям здравоохранения.

В 2010 г. , после двухгодичной работы, завершено создание Концепции охраны здоровья населения ЕврАзЭС. Получило развитие сотрудничество в рамках двусторонних межправительственных соглашений с США, Германией, Китаем, Норвегией и многими другими странами.

В 2010 г. был высоко оценен вклад нашей страны в развитие идеологии и механизмов формирования здорового образа жизни населения. Именно поэтому было принято решение о проведении столь важного мероприятия, как глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям в апреле этого года в Москве. Московская конференция будет иметь особую историческую значимость – она должна привести к повышению осознания всем международным сообществом тесной связи между образом и условиями жизни человека и возникновением неинфекционных заболеваний – главной причины смертности и инвалидности в мире, социально-экономическое бремя которых огромно. Конференция должна наладить обмен передовым опытом в решении обсуждаемых проблем и обосновать необходимость выработки национальных стратегий по созданию единой профилактической среды, формированию здорового образа жизни и борьбе с неинфекционными заболеваниями.

Мы ожидаем участия в конференции представителей высокого уровня из более чем 190 стран – не только министров здравоохранения и социального развития, но и представителей других заинтересованных секторов: министерств образования и науки, спорта, экологии и природопользования, сельского хозяйства и промышленности, финансов и экономического развития. Возглавят конференцию генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. Среди почетных гостей ожидаются генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и самые известные политические лидеры.

Накануне конференции будет проведен московский Глобальный форум по неинфекционным заболеваниям, в котором примут участие неправительственные, общественные, филантропические, профессиональные организации, а также представители частного бизнеса и фармацевтической промышленности.

Итогом работы конференции станет принятие Московской декларации, которая закрепит принципиально новую парадигму развития глобального здравоохранения: изменение вектора – от лечения больных к созданию межсекторальной профилактической среды и управлению здоровьем каждого человека на протяжении всей его жизни. Декларация ляжет в основу обсуждений проблемы неинфекционных заболеваний на заседании высокого уровня Генеральной ассамблеи ООН, которое состоится в Нью-Йорке в сентябре этого года.

– На каком этапе сейчас находится работа над стандартами медицинской помощи?

– Стандарты созданы экспертным медицинским сообществом по всем заболеваниям, определяющим 90% заболеваемости нашего населения. Внутри каждого стандарта выделены модели ведения больных: в зависимости от тяжести и особенностей течения заболевания, необходимости в высокотехнологичной медицинской помощи и др. С помощью специально созданной электронной системы была просчитана стоимость каждой из 1700 моделей стандартов. Это позволило на основе статистических данных по заболеваемости впервые оценить реальную стоимость медицинской помощи, оказываемой населению как всей страны, так и каждого региона. В рамках региональных программ модернизации здравоохранения стандарты начнут внедряться с этого года. Порядок внедрения будет определен министерством в зависимости от готовности регионов и структуры их заболеваемости и смертности.

– Медицинская статистика – один из главных индикаторов успехов и неудач отрасли. Как изменились ее показатели в прошедшем году?

– В 2010 г. отметился дальнейший рост рождаемости – на 1,6%. Продолжилось снижение младенческой смертности: за год она снизилась еще на 7,4% (7,5 против 8,1 на тысячу родившихся). При этом в 25 регионах, по результатам 2010 г., младенческая смертность достигла среднеевропейских значений. В целом по сравнению с 2005 г. удалось снизить младенческую смертность на 46,6%.

Существенно снизилась смертность от всех социально значимых заболеваний: от инфекционных и паразитарных – на 4,2%, от туберкулеза – на 10,1%, от заболеваний органов дыхания – на 7,5%, от случайных отравлений – почти на 37%, от транспортных травм – на 5,2%. Впервые за последние годы мы отметили снижение смертности от новообразований. Это снижение выражено пока не очень значительно, на уровне тенденции – на 0,3%, но следует помнить, что в предыдущие годы смертность от онкологических заболеваний устойчиво нарастала.

Аномальная жара лета 2010 г. , конечно, внесла свои коррективы в медицинскую статистику смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. До июля прошлого года отмечался устойчивый темп снижения смертности от них – на 0,3% в месяц. Соответственно к началу периода жары и лесных пожаров смертность снизилась примерно на 2%. Июль и август несколько отбросили нас назад. Думаю, все хорошо помнят экстремальные погодные условия и увеличение числа тяжелых сосудистых заболеваний. Однако уже осенью темп снижения смертности не только восстановился, но и возрос. Так, в октябре смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 4,3%, а в декабре – на 6,1%. Официальная статистика Росстата по результатам 2010 г. поступит к нам в конце марта – начале апреля. Мы очень надеемся, что и в графе «сердечно-сосудистые заболевания» также будет отмечено снижение смертности.

Таким образом, демографическая ситуация продолжает выправляться. Сохраняется устойчивая тенденция к сбережению населения благодаря повышению рождаемости, снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.

– Много споров в последнее время вызвало намерение передать часть ответственности за финансирование высокотехнологичной медицинской помощи на уровень регионов. Какие виды специализированной помощи уже переданы в компетенцию территорий? И не уменьшится ли в результате финансирование тех, кто в совершенстве владеет этими технологиями?

– Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной. Ее выделение в отдельную группу в 2007 г. стало вынужденной мерой для сохранения финансирования самых ресурсоемких технологий – не всегда высокотехнологичных в прямом смысле, иногда просто дорогостоящих – на фоне недофинансирования всей системы здравоохранения. Иначе средства на эти технологии могли бы просто «размыться» в едином ресурсе ОМС. При этом высокотехнологичная помощь оказывалась и оказывается как в федеральных учреждениях, так и в учреждениях субъектов РФ. Естественно, та помощь, которая предоставляется в федеральных клиниках, оказывается только в рамках федерального бюджета. Для них министерство ежегодно формирует государственное задание на оказание высокотехнологичной медицин- ской помощи за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и утверждает плановые объемы помощи по числу пролеченных больных. В то же время во многих медицинских учреждениях субъектов РФ также оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи - из средств ОМС и консолидированного бюджета региона. При этом, понимая важность и значимость этого направления, из федерального бюджета выделяются субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях субъектов РФ.

Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи не только не сокращается, но и нарастает ежегодно. Так, в 2009 г на этот вид медицинской помощи было выделено 30,5 млрд руб., в 2010 г. - 37,2 млрд, а в 2011-м - 42,2 млрд руб. Одновременно, с учетом развития здравоохранения во всех регионах страны, видоизменяется структура высокотехнологичной помощи. Главные внештатные специалисты министерства регулярно пересматривают ее виды по основным медицинским профилям. Ведь часть технологий становятся рутинными, особенно при включении регионов в программы Национального проекта «Здоровье». Например, в рамках сосудистой программы уже работают 38 регионов страны и еще 12-14 подключатся в этом году. В каждом из этих регионов региональные сосудистые центры проводят стентирование коронарных и каротидных сосудов, селективный тромболизис под контролем ангиографии и другие эндоваскулярные манипуляции в рамках обычной специализированной медицинской помощи. Естественно, растиражированные технологии не должны оставаться в группе высокотехнологичной помощи. Для работы в этом году экспертные медицинские сообщества под руководством главных внештатных специалистов министерства подготовили для каждого медицинского профиля перечни конкретных манипуляций, которые могут быть отнесены к высокотехнологичным.

Одновременно с этим группа высокотехнологичной медицинской помощи пополняется новыми перспективными технологиями, в том числе очень дорогими, но необходимыми. Так, в 2010 г. в стоимость высокотехнологичной помощи были включены биоимплантаты при сложных органосохраняющих операциях у онкологических больных, более чем в 3 раза увеличилось число кохлеарных имплантаций. В 2009 г их было выполнено менее 400, а в 2010 г. - 1200. Расширилась возможность применения экстракорпорального оплодотворения и других вспомогательных репродуктивных технологий. Все эти тенденции сохранятся и в 2011 г Так, если в 2010 г. с помощью экстракорпорального оплодотворения было пролечено 3 тыс. пар, страдающих бесплодием, то в 2011 г запланировано помочь обрести долгожданного ребенка 9 тыс. пар.

При темпах развития, имеющихся сегодня, к 2015 г. финансовое наполнение ОМС должно позволить «погрузить» в систему ОМС высокотехнологичные виды медицинской помощи (в их сегодняшнем понимании) без риска утраты технологий. Очевидно, что одним прыжком этого сделать не получится. В течение 4 лет необходимо последовательно «отщеплять» растиражированные технологии в специализированную медицинскую помощь. Органы управления здравоохранением регионов знают об этом. Одна из важнейших их задач подготовиться к такому переходу. Именно поэтому в рамках региональных программ модернизации особое внимание уделяется развитию высокотехнологичной медицинской помощи в субъектах РФ с возможностью реализовывать на местах стандарты нового поколения. Самое главное, что необходимо подчеркнуть, – министерство никогда не допустит, чтобы от реформирования каким-либо образом пострадали люди. Все наши действия, наоборот, направлены на то, чтобы наши граждане почувствовали себя значительно спокойнее и увереннее в плане возможностей получения качественной медицинской помощи. Важно подчеркнуть, что полностью исчезнуть группа высокотехнологичной медицинской помощи не может. К 2015 г. ее смысловая сущность должна измениться. Действительно эксклюзивные и инновационные технологии должны остаться в рамках особого федерального финансирования. По-видимому, будет необходим не очень обширный фонд инноваций, постоянно обновляемый за счет ухода растиражированных и поступления новых технологий. За это и должны отвечать наши ведущие федеральные научно-исследовательские медицинские центры.

– В этом году регионы приступают к реализации программ модернизации здравоохранения. На ваш взгляд, руководство органов управления здравоохранением уже представляет, как это должно происходить и какие изменения ждут систему охраны здоровья в целом?

– Разработка региональных программ модернизации здравоохранения заняла несколько месяцев. Их основу составили разработанные медицинским экспертным сообществом под руководством министерства единые для всей страны порядки оказания медицинской помощи по основным ее профилям и общие требования к организации системы здравоохранения. В 2010 г. каждый субъект РФ проанализировал обеспеченность населения региона всеми видами медицинской помощи, пересмотрел маршрутизацию потоков больных с учетом необходимых сроков и условий ее оказания, провел полную инвентаризацию материально-технической базы учреждений здравоохранения, включающую сведения о ресурсной обеспеченности, техническом состоянии, оснащенности медицинским оборудованием, укомплектованности медицинскими кадрами. Особое внимание было уделено анализу доступности и качества бесплатной медицинской помощи по основным ее видам и условиям оказания (на этапе скорой помощи, амбулаторно, в дневном и круглосуточном стационаре, в санаторно-курортных учреждениях и т.д.). Проведенный анализ позволил вскрыть все несовершенства и дисбалансы региональных систем здравоохранения, а следовательно, учесть их при составлении программ модернизации. Когда мы говорим о региональных программах модернизации здравоохранения, мы должны понимать, что это 83 разных программы, учитывающих специфику проблем в каждом регионе страны.

Создать такие программы очень непросто. С первого раза ни одна из них не была утверждена. Чтобы процесс отработки программ шел быстрее, были проведены общие конференции и школы для руководителей органов управления здравоохранением регионов. С каждым регионом были отдельно проанализированы его «болевые точки» и проблемы. Сотрудники разных департаментов министерства работали вместе с региональными руководителями для оптимизации реструктурирования и обновления системы здравоохранения, принимая во внимание наиболее значимые для региона направления.

После серии заслушиваний региональных программ, прошедших в министерстве, наступил этап их заслушивания в Правительстве РФ. Каждую неделю межведомственная комиссия рассматривала по 9–12 региональных программ. Таким образом, рассмотрение каждой программы было длительным и очень творческим процессом. Можно с уверенностью сказать, что программы, прошедшие горнило проверок и доработанные, действительно тщательно выверены. В настоящее время мы подходим к этапу их утверждения. Приложением к каждой региональной программе модернизации здравоохранения является набор индикаторов реализации мероприятий, которые распределены в два блока: первый – показатели доступности и качества медицинской помощи и использованных ресурсов здравоохранения, второй – медико-демографические показатели (медицинская результативность). Мониторинг и анализ эффективности реализации программ будет осуществлять Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с Федеральным фондом ОМС ежемесячно. Мы надеемся, что к концу 2012 г. основные задачи, которые поставлены перед регионами на двухгодичный «переходный период», будут выполнены.

– Значительная часть поручений Президента России Дмитрия Медведева направлена на поддержку материнства и детства, ставших главной темой Послания главы государства Федеральному Собранию. Какие меры в этой сфере разрабатывает министерство?

– Будут продолжены те направления Национального проекта «Здоровье», которые доказали свою высокую эффективность. В первую очередь в повышении качества медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным значительную роль сыграла программа «Родовой сертификат», которая реализуется с 2006 г. , суммарно расходы на нее составили около 73 млрд руб. Средства, полученные учреждениями здравоохранения по этой программе, направлялись на повышение заработной платы медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам в периоды беременности и родов, наблюдающему детей первого года жизни, а также на приобретение лекарственных средств, необходимого медицинского оборудования и инструментария, что позволило улучшить качество медицинской помощи и модернизировать учреждения родовспоможения. Всё это обусловило дальнейшее снижение показателя младенческой смертности – до 7,5 на тысячу родившихся живыми в 2010 г. В 2011 г. на осуществление программы «Родовой сертификат» предусмотрено 18 млрд руб.

В 2011 г. запланирован ввод в эксплуатацию 9 перинатальных центров в субъектах РФ, что позволит в полном объеме оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь женщинам и новорожденным с наиболее тяжелой акушерской и перинатальной патологией.

Будут продолжены мероприятия по развитию пренатальной диагностики нарушения развития ребенка. Поэтапно она будет внедрена во всех регионах, что, по расчетам, позволит ежегодно снижать показатель младенческой смертности на 0,5% и уменьшать выход детей на инвалидность на 3%.

С 2012 г. предстоит переход России на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ. В рамках реализации мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела планируется проведение модернизации учреждений родовспоможения и детства, создание отделений патологии новорожденных для их выхаживания, что будет осуществляться в рамках региональных программ модернизации здравоохранения. Кроме того, за счет средств федерального бюджета будет закуплено медицинское оборудование для оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных и отделений патологии новорожденных федеральных медицинских учреждений. По оценкам экспертов, предусмотренная система мер позволит дополнительно снизить перинатальную и младенческую заболеваемость и смертность, в том числе на 30% снизить смертность среди новорожденных с экстремально низкой массой тела.

Планируется развивать имеющиеся и создавать новые отделения неонатальной хирургии. Для этого в 2012 г. предусмотрены средства как федерального бюджета, так и ОМС в рамках программ модернизации здравоохранения субъектов РФ. Реализация данного направления позволит ежегодно сохранять жизнь примерно тысяче детей раннего возраста, а также снизить первичный выход на инвалидность детей с врожденными и наследственными заболеваниями, требующими хирургической коррекции.

Существенно продвинулась к лучшему ситуация с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи детям. За последние 2 года число детей, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, увеличилось в 2 раза. При этом расширился перечень видов помощи, в том числе за счет чрезвычайно дорогостоящих операций с использованием онкопротезов и кохлеарных имплантатов.

Создана система сурдологической помощи детям с тугоухостью и глухотой, предусматривающая этапность и преемственность – от ранней диагностики нарушений слуха до высокотехнологичной хирургической помощи и реабилитации. В 2011–2013 гг. будет продолжена работа в этом направлении: ежегодно аудиологический скрининг будет осуществлен не менее чем у 95% родившихся детей, будет увеличено число операций кохлеарной имплантации. Нужно отметить, что уже в 2010 г. число этих операций увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2009 г.

С 2011 г. в регионах страны будет начато развитие паллиативной помощи детям.

Особое внимание уделяется и будет уделяться повышению рождаемости в стране. Планируется создание центров поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволит не только снизить число абортов, но и сохранить репродуктивное здоровье женщин и увеличить число родившихся детей на 5–10 тыс. ежегодно. Наряду с этим запланировано расширение медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. На финансовую поддержку данного направления ежегодно будет выделяться по 1,2 млрд руб., что позволит проводить лечение с применением экстракорпорального оплодотворения свыше 9 тыс. супружеских пар и обеспечить рождение более 3 тыс. детей. С целью раннего выявления заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, планируется проведение углубленной диспансеризации подростков.

Новым направлением нацпроекта будет создание обучающих симуляционных центров. В 2011– 2013 гг. запланировано открытие 12 таких центров, которые будут внедрять новые программы обучения и повышения квалификации медицинских кадров в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии.

Мы надеемся, что комплексное последовательное проведение всех мер по охране материнства и детства позволит нам повысить рождаемость и достичь целевого показателя младенческой смертности - 6 на тысячу родившихся живыми.

- Премьер-министр Правительства РФ Владимир Путин поручил Минздравсоцразвития России проанализировать ситуацию с заработной платой врачей на совещании по вопросам подготовки региональных программ модернизации здравоохранения в Северо-Западном федеральном округе. Он назвал несправедливой ситуацию, когда специалисты зарабатывают в несколько раз меньше, чем руководители больниц. Что в этом плане, на ваш взгляд, может измениться? И что ждет медиков в 2011 г. в плане повышения материального благополучия?

- Этот вопрос один из наиболее важных для Минздравсоцразвития России. Мы осознаем, что большинство медицинских работников страны находятся в сложном бытовом и социальном положении. Их заработная плата не адекватна той работе, которую они выполняют.

Новое законодательство по ОМС устанавливает полный тариф, просчитанный на основе современных стандартов медицинской помощи. В рамках программы модернизации здравоохранения государство предусматривает потратить за 2 года 460 млрд руб.: на модернизацию инфраструктуры здравоохранения будет направлено 300 млрд, на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 24 млрд, а 136 млрд пойдет на дополнительное финансирование медицинской помощи согласно стандартам, о которых мы говорили. По окончании «переходного периода» начиная с 2013 г все 230 млрд руб. в год будут направляться только на оказание медицинской помощи по полному тарифу ОМС, что позволит существенно увеличить финансовое наполнение как всего тарифа, так и его части на заработную плату медицинских работников. Это позволит повысить заработную плату медикам как минимум на 30% .

Важно отметить, что наряду с этим в настоящее время в 66 регионах страны разработана и внедрена новая система оплаты труда медиков, ориентированная на конечный результат их работы. Эта система включает различные типы выплат, дополнительно к должностным окладам медицинских и фармацевтических работников: повышающие коэффициенты - в зависимости от квалификации работника, выплаты компенсационного характера за особо тяжелые условия труда. Новые формы оплаты труда ориентированы на усиление стимулирующей функции заработной платы. Прежде всего, стимулирующие выплаты применяются для врачей общей практики и медицинских сестер, работающих в сельской местности, для медицинского персонала, участвующего в раннем выявлении онкологических заболеваний, оказывающего первичную медико-санитарную помощь детям.

В рамках реализации программ модернизации здравоохранения субъекты РФ предусматривают мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Будут осуществлены стимулирующие выплаты врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную помощь, и среднему медицинскому персоналу, работающему с ними, как за счет субсидий Федерального фонда ОМС, так и за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Надеемся, что работать в медицине станет не только престижно, но и выгодно.

Беседу вел
Алексей ПАПЫРИН,
спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru