Вы здесь

Инна МАКАРОВА: Мы живы, пока есть страсть к познанию мира

В оставшиеся до всенародного праздника - 65-летия со дня Победы время народную артистку СССР, лауреата Сталинской премии I степени, кавалера многих орденов и медалей И.Макарову ждут душевные встречи с людьми. Многих интересует ее оценка, взгляд на происходившие давным-давно события, жизнь в военные годы. И конечно, как война отразилась в ее творческой судьбе. Ведь многие сюжеты из более 60 фильмов, где она потом снималась, были посвящены тому тяжелому времени испытаний для всей страны.
Но начнем мы с вопроса, который, наверное, на первом месте у читателей «МГ»...

- Инна Владимировна, что помогает вам, несмотря на годы, сохранять удивительную бодрость духа?

- Унаследованные от родителей, дедушек и бабушек гены. Родилась я в сибирском городе Тайга. Выросла, училась в школе в Новосибирске. Папа - Владимир Степанович, был известным в Сибири журналистом, диктором, про которого говорили, что у него голос даже лучше, чем у Левитана. Несколько месяцев возглавлял работу тогда только что открывшейся радиостанции в столице Бурятии - Улан-Удэ. Был и автором, и редактором.
Папа - потомок «гармонных дел мастеров». Когда я была на гастролях в Кемеровской области, то не удержалась и обхватила могучий старый кедр - ведь он помнит и моих маму, и бабушку, и всех предков, людей удивительно трудолюбивых и морально стойких. И хотя в моих жилах течет еще и польская, и австрийская кровь - я русская, и по культуре, и вообще по своему отношению к России.

Наш учитель, великий кинорежиссер Сергей Герасимов всегда говорил: «Человек должен быть одержим жаждой познания мира». Вот эта жажда, эта страсть к познанию мира, прежде всего, и не дает мне потерять бодрость души и тела.

- А как начинался ваш путь в мир искусства театра и кино?

- Тут, видимо, тоже наследственность. Ведь мама - Анна Ивановна в Новосибирске сначала работала заведующей литературной частью в ТЮЗе, а потом в прославленном «Красном факеле». Я же девочкой оказалась в хорошем драматическом коллективе при Доме художественного воспитания детей. Во время Великой Отечественной войны мы очень часто выступали с концертами в госпиталях.

И вдруг ошеломляющая новость: в 1943 г. ВГИК в Москве и Алма-Ате начинает набор на все факультеты. Вместе со старшей подругой поехала в Алма-Ату. Там нас экзаменовали знаменитые режиссер Борис Бибиков и актриса Ольга Пыжова. Произошло потрясающее событие - они меня приняли! Поступила и моя подруга Ида.

В Москву мы ехали лежа на самых верхних, багажных полках. Во ВГИКе узнала, что буду учиться в мастерской прославленного кинорежиссера Сергея Апполинариеви-ча Герасимова. Это определило всю мою дальнейшую судьбу - ведь мне тогда исполнилось 17 лет.

На втором курсе, из-за нехватки студентов-мальчиков, нашу мастерскую объединили с режиссерской. Во ВГИК тогда стали приходить бывшие фронтовики - С.Чухрай, В.Ростоцкий, Я.Сетель и другие. В такой творческой обстановке мы учились. Среди моих однокурсников были известные впоследствии актеры Евгений Моргунов, Клара Лучко, Сергей Бондарчук.

- Важнейшей в вашей жизни стала кинокартина «Молодая гвардия»...

- О том, что в Краснодоне погибли замученные молодые ребята, я впервые узнала - не поверите - из открытки, присланной с фронта моей мамой. Но тогда таких сообщений было много...

А когда училась на втором курсе ВГИКа, на одном из обычных занятий Герасимов сказал: «Александр Фадеев написал прекрасный роман «Молодая гвардия». Ваш возраст позволяет вам играть роли молодогвардейцев». Вскоре, когда у нас побывал и присутствовал на экзамене автор романа, мне шепнули: «Любку Шевцову ты будешь играть, так сказал Александр Фадеев». Кстати, он же потом нам вручал и Сталинские премии.

Но перед съемками самого фильма мы сыграли спектакль на малой сцене Театра киноактера. Попасть на него пыталась вся театральная, писательская элита Москвы, но не всем это удалось. Я сама видела, как известнейшего певца Ивана Козловского с женой не пустили в зал из-за их опоздания. Успех спектакля был огромен. А потом поехали в Краснодон. В числе актеров этого фильма был и мой будущий муж Сергей Бондарчук.

- Но ведь съемки фильма, я знаю, проводились не только там?

- Да, например, под Москвой снимали моменты немецкого отступления. Был страшный мороз, я буквально коченела. Помню маленький промерзший домик, внутри которого из-за горевшего керогаза по стенам текла вода. За столом сидит мой супруг Сергей Бондарчук, нажаривший целую сковороду картошки... Кстати, своего жилья у нас не было. Только к концу съемок фильма нам нашли комнату в подвале старого особняка на площади Маяковского. Хотя отапливалось помещение только железной печуркой, но я и этому была рада. Ведь напротив находился кинотеатр, и после выхода на экраны «Молодой гвардии» мы видели, какие длинные очереди с утра выстраивались около него.

- А как относились к съемочной группе жители самого Краснодона?

 
- Очень тепло и душевно, особенно родители молодогвардейцев. Мне даже удалось встретиться с отцом Любы Шевцовой. Во время войны он был на фронте ранен, надолго попал в госпиталь, о его судьбе никто из родных тогда ничего не знал. Но он вернулся живой, мы с ним тепло общались. Особенно трогательную заботу и внимание к себе я ощущала при встречах с мамой Любы - Ефросиньей Мироновной.

- Сейчас, нет-нет, проскакивают сообщения о том, что многое в романе не соответствует происходившему.

- Александр Фадеев написал, конечно, художественное произведение, создал интересные образы. Молодогвардейцы смело боролись с фашистами - это факт. Освободили советских военнопленных, многие из которых потом встали в строй. Поджог биржи избавил горожан от участи быть угнанными на работу в Германию. Они сплотились осенью 1942 г., а весной 1943-го погибли. И за этот короткий срок успели так много сделать!

- О работах кинорежиссера и актера Сергея Бондарчука известно многое. А каким человеком он был?

- После занятий во ВГИКе он всегда провожал меня, а жила я тогда у завода «Серп и Молот», потом шел домой. Хотел расписаться, а у меня тогда еще не было паспорта. Помню, как он склеивал разорванное временное удостоверение, чтобы пойти в ЗАГС и поставить штампы. Я его спрашивала: «Зачем, а вдруг разведемся?» И только когда у нас в 1950 г. родилась дочка Наташа - расписались.

Как лауреату Сталинской премии, мне, после огромных усилий, наконец-то удалось получить однокомнатную квартиру на четвертом этаже в доме на Песчаной улице. Когда пришла туда и распахнула дверь на балкон - в этот момент раздался звон колоколов Всехсвятской церкви. Ощущение Благовеста я не могут забыть до сих пор...

Сергей тогда был в Киеве на съемках фильма. Написала ему, что приеду с подарком. В аэропорт он пришел с букетом. А когда я передала ему документ о получении квартиры, изумился: «Я-то, думал, что ты привезешь мне макинтош». Разошлись мы в 1957 г. по моей инициативе. Все-таки мы были разными, да и актерская профессия... Видимо, кинематограф, бесконечные разъезды актеров на съемки не очень способствуют долгой и счастливой семейной жизни.

- Мне, как и многим нашим читателям, особенно старшего поколения, запомнилась ваша роль в фильме режиссера А.Зархи «Высота».

- Эта картина в 1957 г. на X Международном кинофестивале в Карловых Варах получила главную премию - «Хрустальный глобус».

- А теперь о другой стороне вашей жизни. Известно, что у вас очень прочные связи с медиками, врачами самых разных специальностей...

- Да, родная сестра отца - тетя Аня, была врачом-терапевтом, дядя Ваня - хирургом. Из Ленинграда они переехали на работу в Бийск. Там старшее поколение их до сих пор помнит.

Вообще же медицина - это особый мир. Если бы в молодости мы понимали, что такое беречь здоровье, - многие бы мои сверстники еще жили. Хотя, с другой стороны -ведь во время войны не было эпидемий. Люди голодали, в домах был холод, шли эвакуации - а массовых заболеваний не было.

А то, что мы выиграли войну во многом благодаря вернувшимся в строй раненым - это вообще потрясающий факт. В этом заслуга врачей, хирургов, таких как Борис Васильевич Петровский. Фронтовые хирурги для меня - идеал мужества, преданности профессии.

В фильме «Дорогой мой человек» Алексей Баталов играл роль фронтового хирурга, оказывавшего помощь моей героине - Варе. Как такие «медицинские» кадры можно забыть?
После «Молодой гвардии» С.Герасимов снял фильм «Сельский врач», где главную героиню сыграла его супруга Тамара Фёдоровна Макарова. Был создан всеми запомнившийся образ. Мне же выпала доля изобразить девицу, сельскую модницу, которая критиковала доктора, была враждебно к ней настроена. Роль моя эпизодическая, но, как видите, тоже как-то связана с работой медиков.

Но самое удивительное - оказывается, главврачом госпиталя в Новосибирске, где мы во время войны выступали перед ранеными, был отец моего супруга Михаила Перельмана, с которым мы живем уже около 40 лет. Тогда этот совсем еще молодой студент тоже участвовал в операциях. Что такое «географическое совпадение» было, мы выяснили гораздо позже.

- А сегодня научные труды и практическая деятельность Михаила Перельмана - академика РАМН, директора НИИ фтизио-пульмологии ММА им. И.М.Сеченова хорошо известны и в России и за ее пределами.

- Я его считаю видным хирургом и ученым.

- Расскажите, пожалуйста, немного о вашей дочери, актрисе Наталье Бондарчук, о внуках.
- Недавно она выпустила интересную книгу «Единственные дни», где написала, что родилась «обернутая в съемочную пленку», потому что оба родителя были киноактерами. На самом деле заботу о ней взяла моя мама, специально приехавшая из Новосибирска. Дочь много читала, увлекалась искусством, с детских лет была знакома с С.Герасимовым и Т.Макаровой. Окончив школу, поступила во ВГИК. По случайному совпадению именно С.Герасимов набирал очередной курс. Сегодня Наташа известная актриса, кинорежиссер. Играла в знаменитом «Солярисе» А.Тарковского, «Красное и чёрное» С.Герасимова и многих других фильмах. В ее арсенале более 40 актерских и режиссерских работ. А за книгу «Единственные дни» она совсем недавно получила награду «Золотое перо России».

Что касается моих внуков, то Ваня Бурляев написал музыку к фильмам «Мы из будущего», «Грозовые ворота» и др. Внучка Машенька Бурляева-Васильева (после выхода осенью замуж) - актриса, сейчас вместе с труппой своего Театра им. В.Маяковского находится на гастролях в Риге. Так что я горжусь своим потомством.

- Что бы вы пожелали медикам?

- Хорошо знаю, каких огромных моральных и физических сил, интеллекта требует от хирургов и всех медиков участие в операциях. Им ошибаться нельзя. Я навсегда прониклась глубочайшим уважением к людям в белых халатах. В своем доме наблюдала, с каким обоюдным интересом общались друг с другом Сергей Герасимов и главный фронтовой хирург академик Борис Петровский.

Я бы пожелала медикам относиться к своей профессии так же, как мой муж. Давным-давно он работал в Ярославле. Оттуда через много лет в Москву на исследование приехал человек, которого когда-то Михаил оперировал. Обследовавшие сердце пациента врачи изумились давно аккуратно прооперированному протоку. Спросили: «Кто и где сделал эту операцию?» В ответ услышали: «Много лет назад в Ярославле молодой хирург Михаил Перельман». Удивлению не было границ. Вот такой высокой оценки труда я бы пожелала всем медикам.

Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru