10 ноября 2024
Региональные программы модернизации здравоохранения выполнят свою задачу – повышения качества и доступности медицинской помощи – только в том случае, если в их финансировании и реализации будет учтена специфика функционирования и развития этой сферы в северных условиях. Об этом говорится в решении Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, рассмотревшего на расширенном заседании ход реализации таких программ в рамках Национального проекта «Здоровье» в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По итогам обсуждения приняты рекомендации в адрес Правительства РФ, Минздравсоцразвития России, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации.
Странный дележ
На модернизацию здравоохранения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2011–2012 гг. будет направлено свыше 81,5 млрд руб., или 21,2% всех выделяемых регионам страны субсидий. Сумма, казалось бы, внушительная. Однако в профильном комитете Совета Федерации так не считают.
Председатель комитета Александр Матвеев, представляющий в палате законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Саха (Якутия), напомнил, что 24 субъекта Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, занимают 70% территории России, в них проживает 18% населения нашей страны. Это необъяснимо, когда на модернизацию здравоохранения Якутии, размеры которой в десятки, а то и в сотни раз превышают другие регионы, выделяются такие же средства, как в Тульской и Воронежской областях, полагает сенатор. Не учитываются ни расстояния, ни климат, ни условия жизни, ни стоимость затрат в северных территориях.
– Дележ, который у нас традиционно сложился, безусловно, требует серьезной корректировки. Задача выравнивания территорий по качеству и доступности медицинской помощи, по нашему мнению, не решена, – сказал А.Матвеев.
По его словам, система медицинской помощи населению Севера требует особого подхода в связи с суровым климатом, большей уязвимостью природы и самого человека, низкой плотностью населения, огромными территориями, большой удаленностью поселений друг от друга и от административных центров, особенностями кочевой жизни коренных малочисленных народов, крайне слабым развитием транспорта и связи. Всё это требует значительно больших, чем в других регионах страны, затрат на планируемые мероприятия по модернизации здравоохранения. К тому же многие северные территории являются высокодотационными и депрессивными, не имеют собственных средств не только для развития здравоохранения, но и его поддержания на нынешнем уровне.
Глава комитета напомнил, что на недавнем совещании в Рязани премьер-министр РФ особо подчеркнул, что «подготовка программ и тем более их реализация должны быть максимально открытыми», что качество их выполнения зависит, в конечном счете, от этой открытости. Население убедится в эффективности реализации региональных программ модернизации здравоохранения только в том случае, если реальные улучшения будут видны на примере каждой российской семьи, подчеркнул А.Матвеев. Он отметил, что 2 года, на которые рассчитано действие программ, являются переходным периодом к страховой медицине. И это время, по мнению сенатора, надо использовать на выравнивание субъектов Федерации в отношении системы здравоохранения, чтобы у всех россиян, вне зависимости от места их проживания, был доступ к качественной и своевременной медицинской помощи.
Качественный рывок или получится как всегда?
Заметив, что вопрос «о ходе реализации» региональных программ вынесен на рассмотрение заседания «несколько поспешно», поскольку «во многих регионах они не разработаны», а речь между тем идет о том, чтобы «за 2 года провести качественный рывок», председатель комитета заявил:
– Боюсь, что у нас получится как всегда: реальные деньги поступят в регионы в середине, а то и в конце года. Есть опасение, что многие дотационные регионы не получат их и в это время.
Министерство работает сейчас в круглосуточном режиме, анализируя и дорабатывая региональные программы, «мы буквально живем на работе», сообщила заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минз-дравсоцразвития России Елена Скачкова. По ее словам, уровень представленных субъектами Федерации программ модернизации здравоохранения «оставляет желать лучшего» и «не всегда соответствуют тем требованиям, которые предъявлялись к ним правительством». Зачастую приоритеты, выставленные в программах, не отвечают заложенным в них мероприятиям, уточнила она.
Представитель Минздравсоцразвития России подчеркнула, что, определяя уровень субсидирования программ, министерство учитывает специфические особенности регионов и рекомендует им исходить из показателей рождаемости, смертности и др. «К сожалению, наши рекомендации не учитываются субъектами РФ в полной мере», – констатировала Е.Скачкова.
На недавнем совещании по вопросам здравоохранения в Рязани министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова информировала премьер-министра Владимира Путина, что к 10 марта – сроку, определенному Правительством РФ, доработанные программы модернизации здравоохранения не были представлены 32 (!) субъектами Федерации. Защитили же их и, следовательно, подписали соглашения о реализации программ к этому времени лишь 3 (!) региона. А это значит, проблем с финансированием программ в целом по стране не избежать.
Если дело пойдет так и дальше, выйдет, действительно, по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». В ряде субъектов РФ программы модернизации здравоохранения будут просто-напросто сорваны.
И тут не помогут ни «домовые хозяйства», ни «шпаргалка врачу», о которых поведала участникам заседания Е.Скачкова. Она посетовала, в частности, что о первом из этих новшеств, «несмотря на неоднократные рекомендации министерства, в программах нет ни слова». Почему? Да потому, что в регионах, очевидно, просто не принимают этот «эрзац». Речь идет о том, чтобы в тех населенных пунктах, где были ликвидированы ФАПы или же их не было вообще, «выбрать домовое хозяйство, в котором оставить аптечку, научить хозяина оказывать первую медицинскую помощь» и т.д.
А «некая шпаргалка врачу, как надо оказывать медицинскую помощь, чтобы она была оптимальной», которой, по мысли представителя Минздравсоцразвития, должны стать стандарты медицинской помощи, без надлежащих материально-технической базы и обеспеченности врачами элементарно не понадобится. Ведь Елена Игоревна и сама признала, что ЛПУ смогут внедрить федеральные стандарты медпомощи только при условии модернизации инфраструктуры учреждений, создании комфортных условий лечения больных, улучшении оснащенности учреждений. Пока же, как отметила Е.Скачкова, сокращается коечный фонд в муниципальных ЛПУ (только в Пензенской области большинство средств направлено именно на их развитие), что, по ее словам, недопустимо. «Субъекты Федерации увлекаются крупными медицинскими учреждениями», – заметила заместитель директора департамента Минздравсоцразвития России.
Время исправлять ошибки
Ориентир в модернизации здравоохранения был изначально взят на создание крупных медицинских центров, в том числе перинатальных, вот в субъектах Федерации и были вынуждены сокращать финансирование муниципальных ЛПУ и койки, подчеркнул заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, представляющий в палате исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия). «То же самое касается и ФАПов», – добавил он.
– Это ваши ошибки. И исправлять их вам, – заявил В.Штыров, – потому что большинство проблем, которые здесь назывались, это дело ваших рук. Если вы руководите процессом, значит, должны были направить в каждый субъект Федерации бригаду и помочь разработать региональные программы модернизации здравоохранения.
Назвав эти программы «беспрецедентным по объему финансовых средств социальным проектом», заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Карчевская констатировала: «Большинство северных территорий не готово к их освоению». Она выразила недоумение, почему многие субъекты Федерации сочли необязательным выполнить поручение Президента РФ о направлении не менее 25% выделяемых на реализацию программ средств на меропри-ятия по модернизации службы детства и родовспоможения. Только Чукотка предусмотрела это, а в целом ряде регионов на эти цели намереваются израсходовать лишь до 8% средств, уточнила представитель ФОМС. К сказанному стоит, наверное, добавить, что нашлись и такие субъекты Федерации, в которых эта цифра в региональных программах первоначально была вдвое меньше…
Вместе с тем заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья академик РАМН Сергей Колесников упрекнул федеральные власти в том, что «при расчете бюджетов субъектов Федерации не учитывается коэффициент, который установлен для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Академик РАМН считает также, что в новом Федеральном законе об ОМС заложена «попытка снять с федерального бюджета затраты на скорую помощь, дорогостоящее лечение», а «голубая мечта Минфина – вообще включить всё в систему обязательного медицинского страхования». Надо упредить такой подход, так как «северные регионы будут дефицитны», убежден С.Колесников, который опасается, что Национальный проект «Здоровье» может быть свернут, и «на выходе мы получим нуль».
Реализация региональных программ модернизации здравоохранения в соответствии с утвержденными правилами их финансового обеспечения и порядком распределения субсидий «может не привести к снижению территориальной диспропорции по качеству и доступности медицинской помощи населению», констатируется и в решении Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Содержащиеся в этом документе рекомендации федеральным, региональным и муниципальным органам государственной власти и Минздравсоцразвития России и направлены на устранение этой диспропорции. На старте программ модернизации здравоохранения субъектов РФ пришло время исправлять ошибки, просчеты в организации и финансировании службы здоровья как на федеральном, так и региональном уровнях, считают в Совете Федерации. А в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях это необходимо делать только с учетом северной специфики – их природно-климатических, социально-экономических, демографических, этнокультурных и инфраструктурных особенностей.
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru