10 ноября 2024
Болеющим туберкулезом следует выделять изолированное жилое помещение. Этого добивается от властей всех уровней Галина Хованская -председатель подкомитета по реформированию ЖКХ Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям. Проблему жилья для больных и всех москвичей она знает как никто другой - ведь до этого была депутатом Мосгордумы трех созывов.
Но разговор с ней мы начали издалека - с выбора горячо любимой профессии, со студенческих лет...
- Галина Петровна, учась в начале 60-х годов в легендарном Московском инженерно-физическом институте, познавая там премудрости вычислительной техники, предполагали ли вы тогда, какую ведущую роль займет она в жизни человечества сегодня?
- МИФИ был действительно легендарным вузом... Уже тогда я была уверена, что это очень перспективное направление, но никак не представляла, что оно станет столь значимым. Начинала ведь с работы на первых электронно-вычислительных машинах.
- Величиной, как помню по кадрам кинохроники, с фабричный корпус?
- Да. После окончания МИФИ в 1966 г занималась с коллегами созданием операционных систем в отделе системного программирования Института прикладной математики им. М.В.Келдыша. По тем временам там был крупный вычислительный центр, где обрабатывались данные, связанные и с освоением космоса, и со многими другими важными проблемами. Я участвовала многие годы в работах по системному программированию. И хотя понимала, что техника стремительно совершенствуется, но что вместо огромной машины сегодня будет работать миниатюрная вычислительная конструкция, тогда представить было трудно.
- Хотя вы уже давно не работаете в этой сфере, но интересно услышать ваш прогноз о ее будущем?
- Прогресс не остановить. Микроэлектроника используется сегодня везде, в том числе и в медицине.
- Ваши родители работали в МГУ им. М.В.Ломоносова, читали студентам лекции...
- Да, мой отец, Пётр Петрович Самойлов, был старшим преподавателем. С началом Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт и погиб в звании подполковника 15 апреля 1945 г. под Кёнигсбергом. Совсем недавно я была в Калининграде, пыталась найти могилу отца, но пока безуспешно. А моя мама, Елена Степановна, до войны была студенткой МГУ. И последующие годы жизни работала старшим научным сотрудником в любимом вузе. Но рано умерла, поскольку жизнь у нее была нелегкой. Помню детские годы. Соседи по коммуналке жалели дочь погибшего фронтовика, сочувствовали.
- Вы ведь коренная москвичка.
- Родилась в доме, что стоял на углу улицы Петровка и Столешникова переулка. Там сейчас находится отель «Мариотт».
- Вы ведь трижды избирались в Мосгордуму.
- Проработала там 10 лет. Была председателем Комиссии по жилищной политике.
- Почему выбрали именно это, очень непростое для Москвы направление?
- Дело в том, что когда я еще до этого была избрана депутатом Фрунзенского райсовета и вела прием населения, то увидела, насколько важны для всех проблемы жилья. Очереди на получение жилья, состояние жилищного фонда, рост платежей на жилье, приватизация и многое, многое другое. Знала и прежнее жилищное законодательство, и судебную практику. Это мне в дальнейшем, во время работы в Мосгордуме, очень помогло. Тогда шел 1993 г. За последующие 10 лет нам удалось практически с нуля создать жилищное законодательство Москвы, к моменту моего избрания депутатом Государственной Думы РФ. Я гордилась сделанным тогда для жителей столицы. Сейчас же с великим сожалением наблюдаю, как шаг за шагом отменяются нормы, которые работали в интересах рядовых москвичей.
- За что вам особенно обидно?
- За многое. Например, человека нельзя было снять с учета, если он оставался жить в квартире коммунального заселения. Сейчас же с учета снимают «пачками», особенно тех, кто живет в бывших общежитиях, которые передают городу. Представьте себе, человек простоял в очереди на квартиру 18 лет, надеялся, что вот-вот ее получит, а его снимают с учета. Объяснение: у него есть 12-метровая комната и, соответственно, 18,1 м2 общей площади. Вот такое «мудрое» решение нынешние депутаты приняли в 2006 г. с подачи чиновников из Департамента жилищной политики.
- За что из сделанного вами и впоследствии «устраненного» особенно обидно?
- При мне была введена категория «долгожители Москвы, проживающие в коммунальных квартирах». Они имели право, прожив в столице 40 лет, имея соответствующий трудовой стаж, и особенно при наличии инвалидности, получить жилье через год-два. Нам удалось тогда переселить большую группу таких долгожителей в отдельные квартиры. Сейчас эту категорию отменили, хотя долгожителей коммуналок, стариков-пенсионеров еще немало.
- Обидно, конечно, ведь раньше чуть ли не половина москвичей жила в коммунальных квартирах.
- Да, я сама ведь родилась в многокомнатной коммунальной квартире. Хочу сообщить вашим читателям-врачам, что если они живут в домах, подлежащих сносу, и их должны переселить, то по принятому депутатами сейчас положению (с подачи тех же чиновников) жильцы получают одинаковое число квадратных метров в аналогичных квартирах. Если жили в коммуналке, то и переедут в коммунальную квартиру. Метр на метр. С нашим жильем господа творят безобразие!
- Вы уже во второй раз избраны в Государственную Думу РФ. Всем памятны «поправки Хованской» при обсуждении Жилищного кодекса РФ.
- Они были приняты в первом чтении 4 года назад, но в ноябре 2010 г. без всякой аргументации проект был отклонен. И сейчас мы вновь вносим отдельные поправки, не потерявшие своей актуальности. Одна из них будет интересна и для медиков. В нынешнем Жилищном кодексе РФ записано, что если в квартире, где живут разные семьи, есть тяжелобольной человек, то его ставят на учет вне зависимости от размера жилплощади. В то же время в Законе о предупреждении развития туберкулеза есть более грамотная норма - отсутствие для такого больного изолированного жилого помещения. И мы сейчас в Госдуме РФ этот принцип пытаемся реализовать. Надо взять за основу не принцип «разные семьи», «коммунальная квартира», а дать возможность предоставить изолированное жилье тяжелобольным людям, причем не только страдающим открытым туберкулезом, но и агрессивными психическими расстройствами и другими болезнями, перечисленными в постановлении Правительства РФ № 378 от 2006 г. Правда «усилиями» тогдашнего министра здравоохранения М.Зурабова перечень тяжелых заболеваний был резко сокращен. В него «не попали» ни астматики, ни гипертоники, ни сердечники - их, видимо, отнесли к числу пациентов с легкими заболеваниями. Стоящие же на учете тяжелые больные имеют право на получение жилья во внеочередном порядке.
Мы считаем, что их необходимо ставить на учет из коммуналок и в случае невозможности выделения им изолированного жилого помещения в отдельной квартире. Теперешняя ситуация провоцирует разводы (ради соблюдения требования о разных семьях). Больному человеку требуется изолированное помещение -это главный принцип. Мы этого добиваемся.
- Галина Петровна, насколько тесны ваши контакты с медиками?
- Они далеко не просты. Как депутату мне часто приходится делать запросы по обращению избирателей: имеет ли человек право на внеочередное получение жилья. Посмотрите, какие высокие стопки писем на столах моего рабочего кабинета в Госдуме. Для того чтобы помочь написавшему избирателю, нужно сначала выяснить, подходит ли он по заболеванию под постановление Правительства РФ № 387. Посылаем запросы в психоневрологический и туберкулезный диспансеры, поликлиники. Выясняем необходимые сведения и, если видим, что этот человек имеет право на внеочередное получение жилья, активно за него ходатайствуем.
- Бывают и трудности?
- Приходилось обращаться в Верховный суд РФ, поскольку административные органы умудрялись отказывать этим гражданам в предоставлении жилья, ссылаясь на то, что те встали на учет до введения Жилищного кодекса РФ.
- Так они же дольше ждут жилье, имея столь тяжелое заболевание?
- Им говорили: жилье выделяем только тем, кто встал на учет с 1 марта 2005 г., а у вас прав нет. Верховный суд РФ сказал - они тоже имеют это право.
- Эти контакты с медиками связаны с вашей работой депутатом, ну а по вопросам собственного здоровья?
- Я лежала в больнице, мне делали две операции - свинчивали ногу по поводу перелома в 2004 г. шейки бедра, а через год - развинчивали. Я очень благодарна врачам-хирургам и особенно Валерию Геннадьевичу Крымзлову. После почти года ходьбы на костылях всё в норме.
- При столь напряженном рабочем ритме, после перенесенной травмы ноги, остается ли время на занятия спортом, другие увлечения, заботу о внуках?
- Мой муж Хованский Валерий Дмитриевич, доктор физико-математических наук, работает в Институте теоретической и экспериментальной физики заведующим лабораторией. Он тоже оканчивал МИФИ, где мы и познакомились. стати, МИФИ оканчивали и наша дочь, и ее муж, у них трое детей, моих внуков. Как можно оставлять их без внимания?
Что касается спорта, по рекомендации врачей занимаюсь плаванием. Очень любила лыжи, но теперь не катаюсь, так как боюсь упасть и снова повредить ногу. Зато быструю ходьбу люблю по-прежнему.
- Вижу, как внимательно вы прислушиваетесь к советам врачей. А что бы вы им пожелали?
- Искренне желаю всем медикам, чтобы их жилищная проблема решалась бы гораздо быстрее, чем это происходит сейчас. Чтобы у них не возникали проблемы, аналогичные тем, с которыми столкнулись московские врачи и педагоги. Им предоставляли жилье в домах районов-новостроек по договору субаренды. А сейчас многие из них на грани выселения. Некоторым медикам я помогла. Ведь их незаконно снимали с учета, изымали старое жилье и предоставляли новое с обещанием, что через 10 лет оно будет их - по социальному найму. Они туда переселялись, а сейчас им предлагают: либо выкупайте, либо живите на птичьих правах. Они не могут это жилье приватизировать. Власти забыли, что привлекали врачей, чтобы в поликлиниках районов-новостроек работали специалисты. И я хочу пожелать медикам: пусть жилищные проблемы их не волнуют, чтобы они могли сосредоточить внимание на здоровье своих пациентов!
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru