14 ноября 2024
С реализацией национального проекта, как с удовлетворением отметила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко, меняется менталитет по отношению к здравоохранению, матери, ребенку, семье. Однако проблем остается немало. О том, как их можно решить, речь шла на заседании «круглого стола», посвященного актуальным вопросам демографии и охраны здоровья детей, который состоялся в Совете Федерации.
Плюс 24 школы... Мечтать не вредно
Наметившийся рост рождаемости и снижение младенческой смертности пока существенно не меняют сложившуюся медико-демографическую ситуацию, отмечалось на «круглом столе». Демографические процессы достаточно инертны, поэтому необходимы меры долгосрочного характера, направленные на изменение репродуктивных установок, формирование жизнесохраняющего поведения, повышение ответственности населения за свое здоровье, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, имеющих детей.
По экспертным оценкам, у нас в стране 60% от общего числа рождений составляет рождение первого ребенка, 30% - второго, 10% - третьего и более. А в Англии рождение второго ребенка составляет 50%. Во Франции ставка сделана на рождение третьего и последующих детей. Исследование показывает, что около 60% российских супружеских пар, имеющих одного ребенка, хотели бы иметь второго, если бы у них были условия: жилье, финансовые возможности.
Достаточно остро стоит и проблема младенческой смертности.
- Если бы мы привели показатели младенческой смертности к показателям развитых европейских стран, - считает главный неонатолог Министерства здравоохранения и социального развития РФ Елена Байбарина, - то это позволило бы ежегодно увеличивать население на 10-12 тыс. человек. Каждый год появлялось бы примерно 24 школы...
Успехи есть. Если не смотреть по сторонам
И все же не стоит умалять достижения службы охраны здоровья матери и ребенка. Они есть. Так, за последнее время произошло значительное сокращение материнской смертности. Хотя проблемой в структуре материнской смертности, по словам директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России Ольги Шараповой, остаются аборты, их доля даже увеличилась. Было 18%, стало в 2006 г. - 23%.
- Похоже, мы с вами, - заметила О.Шарапова, - отошли от вопросов профилактики нежелательной беременности и работы по сохранению репродуктивного здоровья.
Улучшение наблюдается в показателях заболеваемости женщин: отмечается снижение частоты выявления анемий во время беременности (более чем на 3%), нарушений родовой деятельности (на 5%), развития септических состояний у беременных и у рожениц (почти на 30%), кровотечений в послеродовом и послеоперационном периодах (на 16%).
В структуре ранней неонатальной смертности ведущее место по-прежнему занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и среди них - дыхательные нарушения. До 90% умерших от этих причин новорожденных - дети, появившиеся на свет в срок 28-32 недели с массой тела ниже 1500 г.
По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Николая Володина, увеличение заболеваемости новорожденных произошло за счет значительного увеличения дыхательных расстройств, выявления врожденных аномалий. На этом фоне отмечается четкое снижение количества внутричерепной родовой травмы и бактериального сепсиса. Сей факт говорит о том, что достижения в перинатологии имеются. А рост частоты выявляемого синдрома дыхательных расстройств связан конкретно с выхаживанием и появлением детей с низкой и экстремально низкой массой тела.
- Да, успехи есть, - считает Н.Володин,- но, к сожалению, если сравнивать показатели младенческой смертности в нашей стране и в странах Европы или в Японии и США, то разница составляет 3-4 раза. Поэтому в дальнейшем этот вопрос должен быть основополагающим, краеугольным.
Затраты того стоят
- На примере детей в возрасте до одного месяца мы реально управляем показателями жизни и смерти, - утверждает директор Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н.Городкова Росздрава Любовь Посисеева. – Если также другие службы будут работать с другими возрастными категориями, думаю, многое изменится.
Иной вопрос, что хотелось бы большего. По мнению Е.Байбариной, несмотря на значительные вложения, ощущается недофинансирование перинатальной службы. Износ оборудования в родильных домах достигает 80%, недостаточно используются эффективные методики. Современные технологии проведения, скажем, искусственной вентиляции легких в самых разных режимах на фоне введения сурфактанта позволяют успешно выхаживать недоношенных детей. Но все упирается в финансовые проблемы, поскольку выхаживание такого ребенка стоит около 7 тыс. руб. в день (для сравнения: в Европе - 2-3 тыс. евро). Там, где такие средства находят, достижения очевидны. В качестве примера можно привести Московский областной перинатальный центр, где ранняя неонатальная смертность снизилась за короткий срок до 2,3 промилле. По словам главного врача этого центра Юрия Ермилова, для наиболее эффективного оказания помощи беременным и детям в ПЦ был разработан оптимизированный комплекс лечебно-профилактических мероприятий, важной составляющей которых стало внедрение взаимосвязанных протоколов технологических схем лечения в акушерстве и неонатологии. Их применение позволяет своевременно проводить патогенетическую терапию, сократить время пребывания детей на аппаратах ИВЛ, шире использовать неинвазивные методы вентиляции, увеличить выживаемость детей с респираторным дисресс-синдромом.
Безусловно, оснастить каждый роддом всем необходимым невозможно, поэтому должна быть развита трехуровневая система оказания медицинской помощи. Но и здесь многое упирается в наличие реанимобилей, в количество реанимационных коек, и самое главное - в отлаживание единой системы, в которой должны тесно взаимодействовать родовспомогательные учреждения разных уровней.
Снижение перинатальных и неонатальных потерь высокозатратно, оно возможно в основном за счет применения высокотехнологичной медицинской помощи, использования эффективных безопасных лекарственных средств, отмечали участники «круглого стола». Однако существует ряд проблем, связанных с их доступностью. Регионы вынуждены выделять деньги на дорогостоящие препараты из своих бюджетов, но ограниченность средств делает невозможным их широкое применение. Кроме того, в стандартах оказания медицинской помощи детям, прежде всего до года жизни, отсутствуют современные методы профилактики и лечения легочной патологии. В отдельных субъектах отмечается снижение обеспеченности врачами-неонатологами.
- Ситуация, которая сейчас сложилась в учреждениях родовспоможения, не может рассматриваться как удовлетворительная, несмотря на те вложения, которые были сделаны за 10 лет, - полагает Н.Володин. - Требуются существенная модернизация и переоснащение ЛПУ. Сегодня только 65% перинатальных центров имеет в своей структуре отделения реанимации новорожденных, только 50% - передвижной рентгеновский аппарат для новорожденных, только 45% имеет возможность определять газы крови, только 20% перинатальных центров обладает специализированным транспортом для перевозки новорожденных.
Поэтому, по мнению Н.Володина, в рамках подпрограммы «Здоровое поколение» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. необходимо продолжить решение вопросов профилактики заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте, дальнейшее внедрение в практическое здравоохранение высокотехнологичных методов диагностики, профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей, совершенствование специализированной медицинской помощи.
Награда за ответственное родительство. Почему бы и нет?
Как известно, подавляющее большинство заболеваний в раннем нео-натальном периоде и многие болезни в грудном и более старшем возрасте связаны с неблагоприятным течением беременности и родов, что требует значительного усиления профилактической ориентации акушеров на рождение здорового ребенка. Пока же в центре внимания акушеров находится состояние и здоровье беременной женщины, а не исход беременности. Высоким остается показатель мертворождаемости. А ведь здесь таится резерв в повышении числа рожденных детей, отметила в ходе «круглого стола» Л.Посисеева.
- Почему не используем в полной мере возможности санаториев-профилакториев для беременных, почему направляем женщин в них после 16 недель беременности? - поставила вопрос Любовь Валентиновна. - Специалисты прекрасно знают, что в структуре мертворождаемости 80% принадлежит патологии плаценты и пуповины. А мы пропускаем ранние сроки, первый триместр, когда наиболее эффективно лечение первичной плацентарной недостаточности. Дайте на откуп врачу решать, когда направить беременную в санаторий-профилакторий, и большинство по нашим рекомендациям будет делать это в первом триместре, чтобы женщина могла там пройти обследование, провести необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия. Да и очень важно не работать женщине в этом сроке беременности. На наш взгляд, отпуск надо предоставлять именно в первом триместре. Второй и третий триместр - это уже упущенный момент.
Ничего, по мнению Л.Посисеевой, не изменилось и с ранней явкой беременных. Почти стабилен процент женщин, которые или не посещают консультацию, или посещают очень нерегулярно, или не выполняют рекомендации.
- Почему бы не повысить ответственность женщины и не ввести в родовый сертификат четвертый талон? - предлагает она. - Если мама придерживалась всех рекомендаций в течение беременности (врач поставит об этом свою отметку, то же самое сделает и детская поликлиника по исполнению ребенку годика жизни), если все сделала для своего малыша, почему бы не получить ей за это вознаграждение? Это тоже самое пособие, но пособие заслуженное за ответственное родительство.
Прямое отношение к репродуктивным потерям, мертворождаемости, рождению больного ребенка имеет мужское здоровье. И эту проблему надо поднимать.
Дети Севера терпят бедствие
Особое внимание стоит обратить на репродуктивное здоровье северян, полагает заместитель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник. Три четверти беременных женщин, проживающих на Севере, имеют значимые отклонения в состоянии здоровья, 70% из них недополучают необходимые продукты питания, витамины и микроэлементы. Все это существенно влияет на здоровье будущих поколений. До 80% детей имеют нарушения своего развития еще до рождения.
Дети Севера находятся в неравных стартовых условиях жизни по сравнению с детьми других регионов страны и болеют в 2-3 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климато-экологических факторов происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается дефицит массы тела. Многие северные регионы России не в состоянии самостоятельно решить проблему обеспечения полноценного развития детей в экстремальных условиях, им нужна дополнительная, целевая поддержка государства. При ее отсутствии процесс депопуляции будет нарастать. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости сохранения программы «Дети Севера». К сожалению, усилия оказались тщетными. Хоть ряд проблем детей Севера и выделен отдельной строкой в подпрограммах «Здоровое поколение», «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России», однако этого недостаточно.
- Необходима именно целевая программа для детей северных территорий, -считает Г.Олейник. – Даже при том небольшом объеме средств, который выделялся на нее в прежние годы, в рамках программы удавалось проводить немало важных мероприятий. Поэтому восстановление программы продиктовано насущной необходимостью. Серьезные опасения вызывает состояние здоровья коренных малочисленных народов, так, до пенсионного возраста доживает только 8,5% из них. Чрезвычайно высок уровень детской смертности. В 2005 г. число детей, умерших в возрасте до 1 года, было почти в 3 раза больше, чем в среднем по РФ. В районах проживания коренных малочисленных народов снижается численность врачей и среднего медицинского персонала, сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений.
По мнению Г.Олейника, отрицательно сказался на состоянии здравоохранения ряд непродуманных решений, в том числе о передаче первичного звена на местный уровень, где как раз и нет необходимых ресурсов не только для развития, но даже для поддержания здравоохранения на прежнем уровне. А ведь в северных регионах проживают свыше 4 млн детей...
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru