На уровне екордов Гиннесса
Эта дата должна была вот-вот случиться, если бы не досадное сокращение целого учреждения, в котором без перерыва более 50 лет проработала Нина Николаевна, кандидат медицинских наук, одна из авторов нового медицинского направления в Советском Союзе - иглоукалывания, названного позже рефлексотерапией. Ликвидированное учреждение называлось Федеральным центром традиционных методов диагностики и лечения. Вывеску сняли аккурат 1 марта сего года. Так, 92-летняя Нина Осипова пополнила ряды безработных москвичей. И нет тут ничего смешного, сидеть без любимой работы, если ты здоров, никому не хочется. А Нина Николаевна еще ого-го!, и по ней плачет Книга рекордов Гиннесса, во всяком случае, по тем медикам, которые в этом возрасте еще не превратились в почетных сотрудников (читай - в свадебных генералов), а остались самыми что ни на есть «рабочими лошадками».
О том, как она себя чувствует в столь завидном возрасте, говорит следующий факт... Обратив внимание на явно старинное пианино, я попросил хозяйку квартиры рассказать об инструменте.
- Оно было приобретено моими родителями еще до войны, мы жили в городке Торопец. У нас стоял большой рояль, но он загромождал комнату, и его продали. Так появился этот инструмент, сделанный в Германии. Я училась играть с четырех лет, а с семи и вплоть до девятого класса брала уроки у приезжего обрусевшего немца. Потом он сказал мне: учить вас больше нечему, играйте свои любимые рапсодии сами... У меня очень хороший слух. Люблю классику - Бетховена, Рахманинова, Вивальди, Чайковского, обожаю Штрауса... Хорошо, я вам немного поиграю, - согласилась Нина Николаевна.
Ее молодая и очень приветливая родственница Тамара освободила клавишную крышку пианино от каких-то вещей, подняла с полу огромную красочную коробку с...
- Да-да, это тоже пианино, но электронное, - пояснила она, - подарок коллег на 90-летие нашей дорогой тетушки. Так, слушаем и пьем зеленый чай...
И сразу пианистке вспомнился смешной фронтовой эпизод. Группа военных куда-то перебиралась на грузовике, в кузове везли пианино, и захмелевший солдат попросил военврача Осипову: «Нина, оторви рапсэдию!» - с манерным произношением слова «рапсодия».
Орден вручал маршал Рокоссовский
24 июня 1941 г. 23-летняя девушка Нина получила в 1-м Московском «меде» диплом невропатолога и почти сразу направилась в военкомат. И вот новоиспеченный старший лейтенант медицинской службы Осипова уже начальствует в санитарном поезде - впереди 8 тревожных суток до города Воткинска, родины Чайковского, где возле дома-музея любимого композитора размещался госпиталь.
В первые дни многие санитарные поезда представляли собой составы товарных вагонов, в которых на носилках лежали раненые. Четыре медсестры на 10 «теплушек». Раны из-за нехватки медикаментов приходилось обрабатывать хозяйственным мылом. (Хочу попутно спеть оду этому гигиеническому продукту, до сих пор признаю только его -никаких шампуней!)
В составе еще были вагон-перевязочная, кухня, штабной и жилой. На коротких остановках санитары под начальством строгой и неприступной Осиповой с ведрами бежали за похлебкой к щедрому повару Волнову (даже фамилию запомнила моя героиня).
Но постоянным местом службы военврача Нины Осиповой стала так называемая санитарная летучка - это те же поезда, которые собирали раненых из ближайших медсанбатов, в непосредственной близости от передних рубежей фронта. Сначала раненых везли в Вязьму, потом на Белорусский вокзал. Это была тяжелая работа, Нина Осипова освоила все виды медицинской помощи, включая хирургию. Одна из ее «летучек» попала под бомбежку и сгорела полностью, из личного состава погибла медицинская сестра.
В самом начале 44-го где-то в районе Вязьмы Нина Осипова получила из рук Рокоссовского орден Красной Звезды. Военачальник только что за разгром немецкой группировки «Центр» стал маршалом. Он поздравил молодого врача в капитанских погонах и сказал: «Моя жена тоже врач»...
Потом был орден Отечественной войны II степени, медали...
Мао Дзэдун лично пожал руку
И это не хухры-мухры: рукопожатие Великого Кормчего Поднебесной приравнивало счастливца чуть ли не к сонму посвященных. Это случилось летом 1956 г. на гостевой трибуне во время какой-то демонстрации. Нина Осипова была там с двумя своими подругами-врачами из Москвы. Это Минздрав СССР направил их на 4 месяца в Китай изучать древнейшее искусство иглоукалывания. В Советском Союзе такого вида терапии не существовало вообще. Нина Николаевна, уже ставшая кандидатом наук, учила рефлексотерапии врачей со всех уголков страны, ездила в бесконечные командировки. Всю последующую жизнь успешно лечила радикулиты, астмы, бессонницы, бронхиты, заболевания внутренних органов...Частной практикой (что сейчас модно) никогда не занималась, но лечила родных и близких, ту же родственницу Тамару, которая угощала нас зеленым чаем и у которой несколько лет назад вдруг отнялась правая рука. Она продемонстрировала нам гибкость и силу руки, невольно захотелось с гордостью воскликнуть: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет... Самые теплые воспоминания остались у Нины Николаевны о китайском профессоре Чжу Лянь, которая долгие годы руководила в Пекине Центральным НИИ китайской медицины. Там это направление развилось в мощное и почти всеобъемлющее средство лечения человеческого организма. У наших же людей, как говорили раньше, своя собственная гордость, мы и сейчас во многом идем «другим» путем.
Нина Николаевна показала бережно обернутую книгу большого формата - руководство профессора Чжу Лянь по дженьдзю-терапии (иглоукалыванию), с подробными картами. Переведена группой советских и китайских специалистов, издана в 1959 г. тиражом всего 20 тыс. экземпляров. Истинный раритет!
...Прикоснувшись к утонченной мелодии Антонио Вивальди, мы как бы вновь вернулись в суровые фронтовые будни...
Медаль от батьки Лукашенко
Военврач Нина Осипова только что получила очередную юбилейную медаль, на этот раз из Белоруссии, по указу президента Лукашенко. Дело в том, что она служила в составе 2-го Белорусского фронта (77-й эвакопункт), и такое внимание сопредельного, братского нам государства, ей очень приятно. Как и нам всем.
За труд в мирные годы Нина Николаевна имеет орден «Знак Почета».
Фрол лечил детей
Фамилия Осиповых до сих пор известна в Торопце. Недавно вышла краеведческая книжка тверского историка-ученого Владимира Осипова об этом славном роде русских людей. На обложке, кстати, помещены портреты отца нашей 92-летней собеседницы, двух родных дядей. Но всё по порядку...
Некогда жил в Торопце детский доктор Фрол Осипов. Женился на учительнице, у них родился сын Николай, ставший врачом-микробиологом, участником Великой Отечественной войны. У Николая Флоровича и родилась в 1918-м наша героиня Нина Николаевна. Ее родной дядя - Михаил, окулист, служил в войну начальником госпиталя. Еще был племянник Вадим - тоже врач и ученый (скончался 10 лет назад), есть еще две племянницы-стоматологи...
Родоначальник медицинской династии Осиповых Фрол отличался самоотверженностью и готовностью помочь всем детям округа. Однажды, возвращаясь с вызова, он провалился в канаву с ледяной водой, заболел пневмонией и умер. Об этом, в частности, поведал младший из Осиповых, историк, так замечательно назвавший свою книжку - «Вечные ценности семейной жизни».
В роду Нины Николаевны два кандидата наук и два заслуженных врача РФ. Она сейчас старшая по возрасту. Низкий ей поклон!
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».