В этом году исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося скульптора XX века Степана Эрьзи (Нефёдова). Жизнь его была такой же загадочной, каким он сам остается для всех и по сей день. Певца родного эрзянского народа, название которого он и взял в качестве псевдонима, во всем мире называли и называют «русский Роден».
Чем дольше его нет с нами, тем сильнее желание творческих людей, прикоснувшись к таланту и энергетике Эрьзи, воспарить в своих творениях с этим именем на устах. Именно таким является журналист, поэт, прозаик Александр Шеянов, чья книга «Эрьзя - русский Роден: избранное» только что вышла из печати.
Грядущий юбилей Эрьзи совпал с Указом Президента Российской Федерации Д.Медведева «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства», которое состоится в 2012 г. Эти два значимых события нашли отражение в произведениях Александра Шеянова, вошедших в его новую книгу, которая объединила поэму «У памятника Эрьзе» и повесть «Иоанн Бурлак».
Сам автор родился в семье медиков в Оренбурге. Мама, Галина Михайловна, преподавала гистологию и биологию на медицинском факультете Мордовского государственного университета, а отец, Михаил Андреевич, был заслуженным ветеринарным врачом Мордовии, откуда, наверное, и тянется любовь Александра Шеянова к человеку, природе. И литератор напоминает, что Степан Эрьзя поставил Человека, его душу, мысли, чувства в центр своего чарующего отрешенностью искусства и, преклоняясь перед гениальным творением природы, изучал анатомию человека, может быть, даже более тщательно, чем будущие врачи. В очерке «С.Эрьзя» Борис Полевой вспоминает: «Степан Дмитриевич рассказал, что, уже будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, стремясь лучше постичь тайны мышечного строения и анатомии человеческого тела, он записался вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Там, среди студентов, он встретил сыновей крупного алатырского помещика. Баричи уже оканчивали курс. Они не прочь были использовать для мелких услуг земляка, застенчиво бродившего между студентами, работавшими в анатомическом театре и оперировавшими трупы.
- Эй, эрьзя, не в службу, а в дружбу, принеси-ка, братец, с ледника ногу, - говорили они ему.
Или:
- Ну что этот мужик понимает в медицине? Эрьзя и есть эрьзя.
Это больно ранило самолюбивого молодого человека. И вот тогда-то будущий скульптор и решил про себя, что если судьба пошлет ему когда-нибудь кусочек славы, он отдаст ее своему маленькому, угнетаемому в царской России народу».
Медицинские знания пригодились Эрьзе не раз. Александр Шеянов, досконально изучивший в архивах жизненный путь Степана Дмитриевича, тоже отмечает этот факт в своей повести «Иоанн Бурлак»:
«Шел 1916 год: гремела мировая война... В западной прессе вокруг его имени вспыхнул скандал. Тогда власти решили его незаметно сбагрить на фронт, но медицинская комиссия была вынуждена признать его негодным, хотя не совсем, чтобы... его засунули муляжистом и рентгенографом в военный госпиталь... »
Это действительно удивительный факт: существуют специальности «скульптор-муляжист» и «художник-муляжист», но санитаром-муляжистом удалось поработать на стыке искусства и медицины только одному-единственному гениальному Степану Эрьзе.
Сам Эрьзя в автобиографии об этом отрезке жизненного пути писал так: «Доктор Сутеев определил меня в польский челюстной лазарет как муляжиста и рентгенографа. Два с половиной года я не выходил из лаборатории, и были дни, когда делал сотни снимков, делал также каучуковые носы для раненых. Один солдат чуть не убил меня. Это случилось зимой. Я ему сделал нос, который ему понравился. Он вышел гулять. Был сильный мороз. От мороза лицо покраснело, а нос остался белым. Случайно солдат увидел себя в зеркале. Он сорвал нос и разъяренный бросился искать меня, чтобы разделаться со мной».
«Пальцы вскручены нервно.
Боль, как электрический ток.
Вздыблен Степан Эрьзя.
Страданием страдание превозмог», - Александр Шеянов словно почувствовал тот ужас и боль, спонтанно выплеснувшиеся в поэму у могилы Эрьзи.
На родине Эрьзи, в селе Баево, нет церкви. Жители решили возвести храм своими силами. Пока движется это благое дело, приболевшие люди за исцелением приходят к великому земляку в Дом-музей Эрьзи. «И теплеет, теплеет Эрьзя – народа мордовский пахарь!.. »
Наиля САФИНА, корр. «МГ», доктор медицинских наук.
P.S. Редакция «Медицинской газеты», пользуясь случаем, поздравляет постоянного автора «МГ» Александра Шеянова с днем рождения, желает ему дальнейших творческих успехов и здоровья.