23 декабря 2024
Количество ВИЧ-инфицированных в России перевалило за полмиллиона. Каждый год растет число новых жертв этого вируса. И, хотя государство полностью взяло на себя финансирование лечения таких больных, эпидемия нарастает. Ситуация со СПИДом в стране сегодня хуже, чем за все годы существования этой проблемы, констатирует директор Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИ Дом академик РАМН Вадим ПОКРОВСКИЙ.
– О СПИДе в последнее время мало слышно. Можно подумать, что у нас научились если не лечить, то контролировать его «поведение». Это не так?
– Совсем не так! По стране регистрируется 160 новых случаев в день. А сколько их не регистрируется?! Это очень серьезные цифры – гораздо выше, чем в других европейских странах. Средний возраст смерти от СПИДа – 31-32 года. В течение прошлого года умерло 13 тыс. человек. В этом году цифры будут еще выше. Если у нас в таких количествах будут уходить из жизни молодые люди, для страны это станет серьезным испытанием. Альтернатива – лечение, с помощью которого жизнь этих людей можно продлить на несколько десятилетий. Оно не дает исцеления, вирус остается с вами, но значительно облегчает и продлевает жизнь. Сделать это можно только с помощью дорогостоящих препаратов, которые немногим по карману. Правда, в последние 3 года государство взялось полностью финансировать лечение. Но это пока. В нынешнем году получать лечение будут 75 тыс. человек, и государству такое по карману. Но вскоре ситуация из менится. Уже через 5 лет мы выйдем на уровень 400 тыс. человек. А через 10 лет, возможно, и миллион. Дальше – больше, и это уже мало не покажется. Поэтому при колоссальных затратах на лечение – в этом году выделена сумма в 10 млрд руб. – печальные цифры растут. Необходимо столько же денег потратить на профилактику, обучение населения безопасному поведению – только тогда будет результат.
– А что вы вкладываете в понятие «профилактика»?
– Необходимо внедрять такую информацию для всех возрастных групп – от старшеклассников до людей 80 лет. Не удивляйтесь – сейчас есть случаи заражения и в таком возрасте. Грамотно организованные уроки в школах, СМИ, интернет-ресурсы, социальная реклама на щитах, СМС-рассылки – надо привлечь все возможные средства для того, чтобы постоянно сообщать людям информацию о том, что такое ВИЧ и как от него уберечься. А кто должен за всё это платить? Конечно, государство.
– Недавно Мосгордума приняла закон о том, чтобы рекламодатели не вводили людей в заблуждение относительно презервативов, которые, как утверждают депутаты, вовсе не спасают от ВИЧ-инфекции.
– На сайте Московского городского центра по профилактике и борьбе со СПИДом даже есть плакат с изображением разрезанного на куски презерватива (уж не знаю, как надо умудриться так его порвать!) со слоганом «Защищает, но не гарантирует безопасность!» Депутаты решили, что, разрешая пропагандировать презервативы, они дают индульгенцию на безнравственное поведение.
Некоторые «политики» почему-то думают, что использование презервативов приводит к снижению численности населения. Вот для этого, видимо, и придуман ход: объявить, что презервативы вовсе не гарантируют защиты от различных заболеваний, передающихся половым путем, в том числе и от ВИЧ-инфекции, что у них проницаемая мембрана, через которую легко проникают вирусы и всё то, что вам не нужно.
– А на самом деле?
– На самом деле презерватив позволяет планировать беременность, а вовсе не снижает рождаемость, уменьшает риск инфекций, передающихся половым путем, и сокращает число абортов, нередко ведущих к бесплодию. Нет ничего абсолютного, но презерватив снижает риск заражения ВИЧ в 200 раз. Случаи заражения с использованием презерватива, конечно, есть, но все они – от неумелого использования, когда, например, его надевают только в конце полового акта, неправильно хранят или повреждают при вскрытии упаковки. Вот и думайте – надо ли обучать молодежь?
– Каков вообще риск заражения половым путем?
– Если, например, муж инфицирован, а жена нет, то риск заражения при сексуальных контактах без защитных мер в течение года – примерно 35%.
– А если один раз?
– Это, конечно, очень условно, но выходит, что риск заражения небольшой. Многие так и рассуждают – от одного раза, мол, ничего не будет. И зря так думают. Шанс заразиться зависит от особенностей мочеполовой системы. Скажем, у нас лечилась женщина, у которой в течение жизни было 11 половых партнеров, и ни один от нее не заразился. А вот от другой заражались все с первого раза. Почему? Помимо ВИЧ-инфекции у нее была эрозия шейки матки, при половом акте возникало кровотечение и партнеры заражались. Поэтому очень важно, чтобы женщина была гинекологически здорова. Если по кровы не нарушены, заразиться меньше шансов. Все венерические заболевания тоже способствуют передаче ВИЧ-инфекции.
– Недавно было сделано сообщение о том, что американские ученые повысили уровень опасности ВИЧ-инфекции. Теперь считается, что вирус может проникать через неповрежденную кожу половых органов.
– Да, мы не исключаем, что вирус способен проникать через здоровые половые ткани. Эта возможность ниже, чем через поврежденные, но она есть. Вот вам еще один аргумент в пользу презервативов. Если их грамотно использовать, такого риска не будет.
– А не может ли оказаться, что ВИЧ-инфекция может передаваться не только через половые ткани, но и через обычную кожу?
– Какова вероятность, что корова полетит? Для этого ей надо очень сильно измениться, недостаточно просто крылья привязать. То же и с ВИЧ – если он так сильно изменится, это будет уже не ВИЧ.
– Какое-то время назад в некоторых городах России бесплатно раздавали шприцы наркоманам. Это что – цинизм: колитесь чистым шприцем и всё будет в порядке? Разве героин не хуже, чем грязный шприц?
– Эта концепция оказалась весьма эффективной в Европе. Мы все понимаем, что большинство программ по лечению наркоманов малоэффективно, в том числе и наши. Мы не можем заставить людей не пользоваться наркотиками. Поэтому на Западе выдвинули концепцию уменьшения зла. Победить не можем – давайте уменьшать, решили они. И разработали целый комплекс мер. Прежде всего, обучение наркоманов: уж если колешься, то чистым шприцем. Их действительно раздают бесплатно. Но это не главное. Главное – чем-то завлечь наркомана, чтобы он пришел к врачу и начал общение с ним. Но всё это эффективно в тех странах, где продажа шприцев без рецепта запрещена. У нас это не сработало, потому что шприцы свободно продаются в аптеках.
Другая концепция, тоже вызывающая ожесточенные споры в на шей стране, – заместительная терапия. Конечно, это никакая не терапия: вместо героина, который покупается у преступника, наркоману бесплатно или за очень небольшую плату выдают аналогичный препарат, но от лица государства. Для его употребления не надо использовать шприц, и, соответственно, ВИЧ-инфекция передаваться не будет. Та кие наркоманы ежедневно приходят в клинику, и им дают такой препа рат с ложечки в присутствии врача. Какие плюсы? Ему уже не нужен другой наркотик, он не бежит в подворотню, он не заразится и никого не заразит. Такой наркоман находится под контролем у государства, поэтому больше шансов избавить его от наркотической зависимости, вернуть к полноценной жизни. Кроме того, подрывается экономиче ская мощь наркомафии.
Но есть и минусы, и именно об этом твердят многие наши наркологи: заменяя один наркотик другим, мы не боремся с наркоманией, а попустительствуем ей. Это плохо, безнравственно.
Но зато в Европе передача ВИЧ-инфекции и гепатитов среди наркоманов практически прекратилась, у нас же продолжается в широких масштабах. Вот и думайте, что безнравственнее. В общем, и здесь, пока продолжаются дискуссии, не делается ничего.
– А что сейчас по регионам? По-прежнему лидирует Калининградская область?
– Нет, она давно не лидирует, это всеобщая ошибка. Там одно время плохо было с выявлением и лечением, и поэтому случаев, когда люди умирали от СПИДа, было больше, чем новых выявленных. Сейчас там смертность снизилась. А основные проблемы – это Урал, Поволжье, Сибирь. Там очень высокий уровень городского населения. А ВИЧ-инфекция – это проблема больших городов. Поэтому по-прежнему высока степень распространения вируса в Москве и С.-Петербурге. Кстати, в Москве начали финансировать лечение раньше всех регионов, еще до того, как это стали делать из федерального бюджета.
– Периодически появляются сообщения о том, что вакцина против ВИЧ-инфекции вот-вот будет создана. Уже имеется ряд зарубежных экспериментальных препаратов такого рода, а отечественный вичрепол успешно прошел первую стадию испытаний на экспериментальных животных. Теперь для участия во втором «туре» испытаний приглашают добровольцев. Как думаете, получится?
– В этом вопросе я сохраняю осторожный оптимизм. Определенные подвижки есть, и мы в этом вопросе не отстаем от других развитых стран. Однако говорить о том, что не сегодня-завтра вакцина по явится, преждевременно.
– В то же время есть сообщения и о том, что вакцина не будет со здана никогда. Дескать, иммунная система человека и вирус ВИЧ-инфекции являются не врагами, а как бы союзниками.
– ВИЧ – довольно загадочный вирус, хотя о нем известно очень многое. Он принадлежит к семейству ретровирусов – сложных РНК-геномных вирусов, образующих ДНК-копию генома. Получается, что структуры, подобные ВИЧ, идентичны геному человека. Фокус в том, что иммунная система человека сама поддерживает существование способных к инфекции вирионов ВИЧ. Поэтому, пытаясь побороть ВИЧ-инфекцию, мы как бы боремся с самими собой. Пока нет точного понимания процессов поражения иммунитета при СПИДе. Не удается и выработать механизм, способный подавить вирус, не причинив вреда иммунным клеткам. Но попытки продолжаются.
– Каждый заинтересовавшийся проблемой ВИЧ-инфекции натыкается в Интернете на сайты, где провозглашается, что никакого ВИЧ нет: это ловкая выдумка чиновников и врачей, которые отмывают на этом огромные деньги.
– Создание таких сайтов – дело рук так называемых ВИЧ-диссидентов. Многолетние наблюдения показали: без лечения ВИЧ-инфекция обязательно приводит к СПИДу. Лишь единицы после заражения ВИЧ-инфекцией живут больше 20 лет, и ученые за ними «охотятся», так как надеются открыть в их организме механизмы подавления СПИДа. Теперь уже спорить не о чем, но «диссиденты», пользуясь безграмотностью населения, дурят всем головы, что СПИД может быть и без ВИЧ-инфекции, что лечение приносит больше вреда, чем сам вирус и что СПИД – это страшная сказка. И мы ее придумали только для того, что бы грести большие деньги.
– Кому же всё это выгодно?
– Во-первых, есть люди, которые «пролетели» в своих исследованиях. Им обидно это признать, и они до сих пор доказывают, что правы были именно они, а другие заблуждаются. Всё это не бескорыстно. Их приглашают читать лекции, они пишут книги. Эти идеи с удовольствием подхватывают люди с нестабильной психикой. Они приходят на наши пресс-конференции и требуют доказательств, кри чат: представьте нам фото вируса! Представляешь – нет, это подделка! С ними спорить бесполезно. Но кто их питает? Колоссальные средства отнимаются у других областей здравоохранения. Те, кто там трудится, заинтересованы в перераспределении ресурсов. И наконец, это выгодно самому государству. Нет СПИДа – нет проблемы. Это же колоссальная экономия! И примеры такой «экономии» уже есть. В ЮАР премьер-министр объявил, что ВИЧ-инфекцию придумали белые для того, чтобы африканцы пользова лись презервативами и у них упала рождаемость. Теперь ЮАР стала самой неблагополучной по СПИДу! Сделать что-то уже очень тяжело: не менее 10% чернокожего населения заражено, причем пре имущественно молодые люди. В связи с чем эксперты ожидают, что работать на шахтах скоро будет некому.
– Но ведь наше государство не пойдет по этой дороге? Наоборот – вон какие деньги выделяются!
– Я занимаюсь СПИДом уже четверть века и могу констатировать: столь тревожной ситуации, как сейчас, в стране еще не было. Мы, по сути, никак не противодействуем распространению ВИЧ-инфекции. И если ничего не изменится, будет только хуже.
Беседу вела
Наталия ЛЕСКОВА,
корр. «МГ».
Москва.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru