24 декабря 2024
Скоро произойдет знаменательное событие в истории нашего Отечества: в 2013 г. отмечается 400 лет династии Романовых, с которой связаны самые славные и самые горькие страницы нашей истории, но в любые времена неизменным оставалось огромное внимание, которое русские монархи придавали благотворительности.
Нынешняя глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна - праправнучка императора Александра II - также много времени посвящает делам милосердия. В канун Пасхи корреспондент «МГ» побеседовал с великой княгиней о перспективах возрождения былых традиций благотворительности в России.
- Насколько известно, члены царской фамилии всегда очень активно участвовали в благотворительных делах?
- Начну с того, что сейчас закончился Великий пост, во время которого наивысшим подвигом считалось именно милосердие к ближним. Но и в обычное время каждому христианину православной церковью вменялось в долг проявлять заботу о своих братьях, находящихся в беде. Милостыня на Руси рассматривалась как неотъемлемый признак совестливого человека, отмеченного Божией печатью.
Именно на подобных нравственных устоях веками строилась благотворительная деятельность поколений моих предков. На мой взгляд, милосердие, как и любовь, остается вечной темой. Если углубиться в историю, то можно вспомнить, что царь Алексей Михайлович всю жизнь жертвовал большие средства на благотворительность, а в последние часы жизни распорядился не только освободить узников и простить долги казне, но и заплатить за частных должников. При Павле I была создана система благотворительных учреждений, во главе которой встала императрица Мария Феодоровна.
Хорошо известно, сколько сделали на этом поприще императрица Александра Феодоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Феодоровна, причисленные Русской православной церковью к лику святых. Достаточно сказать, что великая княгиня Елизавета Фёдоровна основала знаменитую Марфо-Ма-риинскую обитель, широко известную благотворительными делами.
Моя прабабушка - великая княгиня Мария Павловна, во время Русско-японской войны на свои средства оборудовала санитарный поезд, отправившийся на Дальний Восток. В годы Первой мировой войны она организовала санитарный автомобильный отряд, в Петрограде создала лазареты, в ее дворце разместился склад белья для раненых, комитет по снабжению солдат, выписанных из госпиталей.
И так поступали все женщины Императорского дома. Некоторые из них становились сестрами милосердия, уезжали в действующую армию, как, например, великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, или моя бабушка государыня Виктория Феодоровна и другие великие княгини и княжны.
- Сохранились ли эти традиции благотворительности после революции, в эмиграции?
- Конечно, после революции Императорский дом на долгие годы лишился не только Родины, но и средств к существованию. Наша семья буквально едва сводила концы с концами. Когда время от времени в прессе начинают муссировать сплетни о мифических «царских миллионах» за рубежом, ничего, кроме горькой улыбки, эти слухи не могут вызвать.
Но и в тяжелых условиях члены Императорского дома всячески пытались оказать помощь бедствующим соотечественникам. Моя бабушка государыня Виктория Феодоровна приложила много усилий для сбора средств на благотворительные нужды. В ноябре 1924 г. она совершила визит в США, имевший большой успех, а все собранные деньги передала в Красный Крест.
Мой отец великий князь Владимир Кириллович во время Второй мировой войны организовал и оплатил доставку продуктов и детских вещей в концентрационные лагеря для советских военнопленных в Сен-Мало и на острове Джерсей.
Большую благотворительную работу всегда вела моя мать великая княгиня Леонида Георгиевна. Кроме значительных проектов, успех которых во многом зависел от ее личного участия, иногда просто приходили просители, и как бы ни было трудно, родители хоть немного помогали из личных средств. Один раз мама заложила в ломбард последний браслет из небольшого числа вывезенных семейных реликвий, а полученную сумму дала отцу для оплаты срочных счетов. Он пошел вносить оплату, но по дороге встретил знакомого, который был в полном отчаянии из-за нищеты. И папа отдал ему эти деньги.
Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что Романовы, помогая нуждающимся, никогда не кичились своей благотворительностью, не использовали ее для саморекламы, а только хотели быть полезными соотечественникам, попавшим в беду. Если мы иногда и рассказываем об отдельных аспектах своей деятельности в этом направлении, то только для того, чтобы привлечь внимание к проблемам, решить которые в одиночку нам просто не по силам./
- Много лет вы живете в Испании. Участвуете ли вы там в благотворительной деятельности?
- Одно из крупнейших дел в этой области - мое участие в организации большой ежегодной благотворительной ярмарки «Растрильо», проводимой фондом «Нуэво Футуро». Каждый раз там организуется русский стенд, благодаря чему я могу сделать свой вклад в общую копилку. Потом часть средств выделяется для помощи детям в России. Я стараюсь узнать, что конкретно необходимо тому или иному воспитательному заведению, чтобы помощь была адресной и как можно более эффективной.
В прошлом году было открыто представительство моей Канцелярии в Приднестровье. Это учреждение не имеет никаких политических функций, но сосредоточено на делах милосердия, на поддержке Русской православной церкви в сохранении духовных ценностей, на культурной работе. Меня очень радует, что там регулярно устраиваются акции для детей с тяжелыми недугами, с отклонениями в умственном развитии.
- Что вы можете сказать об организации благотворительности в современной России?
- Организация благотворительности - это большая работа. Необходимо разработать программу, обеспечить ее юридическую безупречность, привлечь помощников, тщательно проработать техническую сторону, а главное, изыскать достаточные средства в добросовестных источниках. Если все условия выполнены, успех будет обеспечен. Со своей стороны я всегда готова поделиться собственным опытом и поучаствовать непосредственно в подготовке.
К сожалению, иногда приходится видеть, что в России, где традиции благотворительности долгие годы искоренялись, люди подчас хотят всё сделать на скорую руку, прославить себя, а вопрос о том, какую же помощь получат нуждающиеся, их волнует гораздо меньше. Ко мне не раз обращались с неплохими идеями, но либо без конкретного делового плана мероприятий, либо с планами, носящими очевидно несерьезный характер. Я, конечно, не могла это принять.
- Несколько поколений русских людей воспитывались вне христианской религии. В результате сегодня нашему обществу как никогда угрожает бездуховность, поклонение ложным кумирам, утрата многих национальных традиций. Что, на ваш взгляд, можно предпринять, чтобы попытаться исправить ситуацию?
- Однозначного определенного ответа на столь сложный вопрос быть не может. Разрушение религиозного и традиционного национального самосознания неизбежно ведет к деградации народной жизни. Россия в ХХ веке дважды претерпела полное крушение ценностей - сначала православно-монархических, затем коммунистических. Сейчас, видимо, образовался духовный вакуум, заполняемый чуждыми нашему менталитету суррогатами. Однако Россия не порвала окончательно связь с христианской цивилизацией. Несмотря на жестокие гонения, у нашего народа осталось больше веры, чем во многих европейских странах, никогда не переживавших коммунизма. В советское время, несмотря ни на что, сохранились чувства патриотизма, жертвенность, высокий уровень науки и культуры.
Недавно я посетила несколько регионов России и везде с радостью увидела, что у людей на лицах появились улыбки, в разговорах ощущается гораздо больше надежды и уверенности в завтрашнем дне. Но что греха таить, еще много неустроенности, бедности, голода. Особенно меня поразили беспризорные дети. В современном обществе этого не должно быть, ведь всё в человеке закладывается с детства.
Важнейшей задачей я считаю помощь пожилым людям. Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которых осталось уже так мало, должны получить в год 65-летия Победы самое высокое внимание и реальную поддержку как от государства, так и от всех общественных сил. Но нужно помнить о стариках не только к юбилеям, а повседневно. И это доступно каждому, и совсем не обязательно требует каких-то больших денег. Сама по себе забота, маленький знак внимания, небольшой подарок - это бесценный вклад в жизнь людей старшего поколения. Это та лепта, которая Богом иногда оценивается больше многих миллионов.
Я очень благодарна всем, кто помогает мне в решении задач благотворительности, потому что без этих людей, без современных меценатов, мы были бы часто вынуждены бессильно смотреть на чужое горе. У каждого есть что-то, чего нет у другого, и только объединяя усилия, можно достичь результата.
- Читатели нашей газеты -медики. Что бы вы могли сказать о людях этой профессии?
- Медики всегда были и остаются носителями самой главной нравственной ценности - чувства добра и сострадания к ближним. Даже в годы коммунистической диктатуры, когда само понятие милосердия, казалось, было, изничтожено, люди в белых халатах исповедовали христианское сострадание и милосердие к страждущим. И за это им великая благодарность. Среди моих знакомых немало врачей, ученых-медиков. Это замечательные люди, которые по праву могут считаться элитой современного интеллектуального общества.
- Нашим читателям интересна ваша оценка современной культуры и искусства России.
- Русская классическая литература XIX века, по моему мнению, до сих пор остается непревзойденной во всем мире. Однако и в советское время, и сейчас были и есть очень талантливые писатели, продолжающие классические традиции.
Нельзя не признать, что советское государство, при всех его недостатках, абсурде коммунистической идеологии, сумело удержать высокий уровень культуры и искусства. Русский балет, кино, театр, живопись советской эпохи являются нашей национальной гордостью и предметом международного признания. Боюсь, как бы теперь не утратилось всё то, что было накоплено поколениями, а на смену не пришло бы бездумное копирование иностранной массовой культуры, не имеющей ничего общего с нашей национальной культурой, нашими великими традициями.
- Какие произведения искусства и литературы произвели на вас наибольшее впечатление?
- Из писателей больше всего люблю Гоголя, из композиторов - Верди, из художников - итальянскую и испанскую школы, в особенности Веласкеса. Большое впечатление на меня произвел храм Покрова на Нерли - ярчайший символ гармонии веры, божественного мироздания и рукотворной красоты.
- Как вы относитесь к современной моде?
- Во все времена дело было не столько в моде, сколько во вкусе. Глупо носить одежду, которая вам не идет, только потому, что она кем-то объявлена модной. Нужно одеваться современно, удобно и соответственно обстановке. Прийти на дружескую вечеринку в чопорном наряде так же неприлично, как явиться на официальный ужин в спортивном костюме.
К сожалению, последние десятилетия в моде господствует культ агрессии, который отражается на сознании молодежи. Молодость сама по себе красива, но если с юности в людях разрушают понятие о красоте, то что же будет с ними, когда они повзрослеют?
- Ваши любимые домашние занятия?
- В доме мне нравится самостоятельно оформлять интерьер, менять время от времени расстановку мебели. Я очень люблю сад, сама выбираю цветы и растения и предпочитаю лично их высаживать. Контакт с землей очищает человека, освобождает его от бремени обыденных забот, стресса.
Беседу вел Александр ТОЛСТИКОВИЧ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru