Вы здесь

Искать выход там, откуда вошли

Это подсказал «круглый стол» по системным методикам профилактики зависимого поведения – наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании встреча собрала специалистов из самых разных областей – медицины, психологии, педагогики, даже книжного дела. Удивляться не приходилось: победить, скажем, наркоманию возможно только всем миром, настолько остро стоит сейчас её проблема в России.

Конкурирующий стресс

Заведующий лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного университета им. И.М.Сеченова, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета, профессор Андрей Жиляев убеждён, что одним из главных звеньев при лечении наркомании являются, как это ни покажется странным, стрессовые методики. Он считает их довольно удачными: такие методы создают для наркомана некий конкурирующий стресс, который оказывается для него более сильным, чем ломка. Иногда больные начинают заниматься, к примеру, парашютным спортом, и выздоравливают благодаря этому. Известно, что секреция адреналина резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, шоковых состояниях… Стрессовые гормоны сужают рецепторное поле, расширенное у наркоманов.

– Когда человек в первый раз, потом во второй, третий принимает наркотические вещества, то часть рецепторов мозга, сначала не воспринимающая эти вещества, начинает постепенно работать на них, биохимия играет особую роль, – рассказывает Жиляев. – Вот вам и возникновение тяги. Лечение возможно, но процесс этот очень и очень сложный, зачастую болезнь не вылечивается вообще. Но я всегда говорю: выход там же, где вход. С создавшейся ситуацией нужно работать, а не давать повода больному думать о том, что жизнь закончилась и что впереди у него только безысходность.

Вообще, эффективность профилактики может быть оценена только в третьем поколении. Иногда слышишь выступления государственных деятелей и удивляешься, как они могут говорить такое: «Мы же значительно увеличили расходы на реабилитацию наркоманов, а они всё ещё есть!» Да, есть. У нас ведь как получается: психологи не понимают врачей, врачи – педагогов, те, в свою очередь, родителей… А вся проводимая профилактика должна быть единой, только тогда мы чего-то добьёмся.

А мы думаем о детях!

Любопытный факт: однажды профессор побывал с делегацией в одном из городов северной части Японии. Россияне обратили внимание на различные элементы городского декора: все они были сделаны из очень твёрдого сплава. Кто-то спросил: а зачем вы так поступаете? У нас в стране гораздо проще – мы всё создаём из дешёвого материала, а лет через 5 выбрасываем и делаем новые. На что мэр города ответил: а мы вообще-то думаем о детях, о будущем поколении…

– Хорошо он тогда сказал, – отмечает Жиляев. – Невольно проводишь параллель к нашей ситуации. В России остался очень узкий коридор, в котором нужно проводить профилактическую работу – это дети. Понятно, что никого из взрослых не заставишь ходить на профилактические занятия, а детям необходимо с малых лет буквально вдалбливать в голову: приём наркотиков – это очень плохо, и такое утверждение должно засесть в сознании на всю жизнь.

Профессор, сам того не ведая, заставил вспомнить американские фильмы. Представим картинку, которая часто бывает в заокеанских кинофильмах: человек лежит, ему нехорошо, подходит другой и спрашивает: у тебя всё о кей, ты в порядке? Казалось бы, глупость, ведь явно видно, что не всё «о кей», но американцам это вбито в подсознание и вбито годами – нужно обязательно задавать такой вопрос, причём в любых ситуациях. Но особенно в тяжёлых, и, естественно, оказывать помощь.

У нас в стране мы тоже доходим порой до маразма, но совсем в другом случае – в профилактической работе. Перегибаем палку донельзя. То, что прозвучало на «круглом столе», повергло собравшихся в шок. Несколько лет назад в небольшом провинциальном городке на межрегиональной конференции по здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях был представлен спектакль, в котором играли дети от 9 до 16 лет. Спектакль как раз был посвящён профилактической работе в области наркомании. Главными героями стали… Смерть и её подручные. В качестве назидания девочку, якобы употреблявшую наркотики, привязали к носилкам ленточками Смерти и под звуки похоронного марша несли ногами вперёд по всей сцене. Потом Смерть пришла за всеми, и все умерли. Зажглись свечи, опять-таки под звуки похоронного марша. Причём, репетируя, дети проигрывали умирание по 2-3 часа каждый день в течение нескольких недель. И несколько недель ребёнка носили ногами вперёд…

Педагог, рассказывая об этом, говорила, что мороз продирал кожу, и создалось очень гнетущее впечатление. А ведь в зале сидели педагоги. Более того: спектакль был предложен центром медицинской профилактики региона. Потом на смотре художественной самодеятельности, уже в областном центре, занял первое место. И режиссёр, и дети, и родители, и учителя с медицинскими работниками были безумно счастливы – такое благое дело сделали!..

Ну что тут скажешь? Да лучше вообще никакую профилактику не проводить, чем с такими грубыми ошибками.

А судьи кто?

– Я со всей ответственностью утверждаю, что наши врачи не знают, что такое наркомания, – говорит заведующий отделом проблем формирования общественного здоровья НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, профессор Александр Ляхович. – Должны быть профессиональные знания этой проблемы. Недавно пришлось читать лекцию как раз на эту тему в одном очень известном медицинском центре. Лекция имела успех, долго аплодировали, а я смотрел на сидящих в зале и думал: а они, врачи, могут ли сами рассказать студентам, что такое наркомания, какие существуют пути профилактики...

Я занимаюсь не один десяток лет проблемами здоровья подрастающего поколения и уверенно заявляю: среди выпускников, оканчивающих 11-е классы, всего 2-3% действительно здоровых де-тей. Статистика статистике рознь, звучат цифры и в 10-12%, но это не так: здоровье у российских школьников откровенно плохое. Профессор не стал приводить статистику, сколько сейчас в стране наркоманов, он лишь сказал, что, по данным независимых социологических исследований, численность потребителей наркотических веществ превышает официальные показатели в 8-10 раз.

«Лёгкие наркотики» – ну и что?

С учётом того, что первичная профилактика – важнейший элемент в антинаркотической работе, учёными было проведено анкетирование московских старшеклассников (378 человек). Оказалось, что количество учащихся, приобщённых к употреблению различных психоактивных веществ, растёт. Например, четверть старшеклассников считают допустимым употребление «лёгких наркотиков». Большинство рассматривает ранний сексуальный опыт как широко распространённое явление в кругу своих сверстников. Почти четверть от всего числа школьников отрицают, что от их поведения зависит возможность заражения ВИЧ и другими инфекциями.

Однако профессор Ляхович и другие участники конференции высказали своё, скажем так, неположительное отношение к тестированию школьников, которое предлагает сегодня Минздрав России. Прежде всего, потому, что это очень дорогостоящее мероприятие, во-вторых, оно может привести к запугиванию детей: определят – не определят, а вдруг определят? К тому же, что очень важно, подобное тестирование сможет выявить от силы 1-2 наркотика, а ведь их во много раз больше.

Высказывались и такие мнения: а не «откат» ли это, что нередко случается в нынешней ситуации? Одними пустыми разговорами проблему наркомании не решить. В своё время мировое наркологическое сообщество отказалось от шоковой терапии, не покажет ли время и несостоятельность тестирования?

Только ли наркомания?

– Конечно, жизненная среда мегаполиса с повышенными возможностями приобретения статуса и многочисленными трудностями социализации и самореализации провоцирует создание острой ситуации с наркотизацией детей, подростков и молодёжи, – говорит врач, заведующая отделом организации исследований образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Виктория Аршинова. – Подумать только: 15% учащихся уже пробовали марихуану/гашиш, продукты переработки конопли, не говоря об амфетаминах, экстази, ЛСД.

Но проблема не только в наркомании, считают учёные. Не так давно было проведено исследование репрезентативной выборки учащихся столицы в возрасте 15-16 лет по употреблению психоактивных веществ, табакокурению, алкоголизации. Если коротко – то в этой возрастной группе регулярным табакокурением охвачена четверть подростковой популяции, регулярно употребляют алкоголь 23% мальчиков и 19% девочек. На первом месте стоит пиво, затем вино и уже крепкий алкоголь. Доступ к нему был достаточно простым: каждый второй подросток покупал его в магазине, а каждый третий употреблял в барах, ресторанах, на дискотеках. Что показательно: 75% учащихся считают маловероятным, чтобы негативные последствия употребления алкоголя затронули лично их. На алкоголь, как причину драк, проблем с родителями и друзьями, а также травм указывают менее 12% из общего числа опрошенных детей.

Пока слушала Аршинову, вспомнила слова Жиляева. Он, сказав в середине своего выступления несколько слов об антиалкогольной кампании конца 80-х, напомнил один факт. Тогда в качестве первого шага предлагалось отучить молодёжь от крепких напитков и приучить к напиткам с небольшим количеством алкоголя. Не бросать пить, а именно немного отучить. Что из всего этого вышло – уже знаем: пиво стало любимым напитком тинейджеров. И страна, по сути, имеет сейчас огромное количество пивных алкоголиков.

Пора исправлять ситуацию

По научным данным, зависимость человека от психоактивных веществ составляет 70% всех психических заболеваний, это, увы, стало уже проблемой XXI века. По мнению учёных, в структуре преждевременной смерти самую большую опасность для каждого человека представляет прежде всего поведение, провоцируемое химической зависимостью. В общей картине факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья, курение табака занимает второе место после инфекционных заболеваний. На других местах стоят факторы, связанные с пищевой зависимостью, дающие высокое содержание холестерина в крови, ожирение. Шестое место занимает алкоголизм. Потребление наркотических веществ находится на девятом месте. Вред от них значительно ниже по сравнению с табачной зависимостью. Отдельным фактором определяется влияние компьютерной зависимости.

– В ежегодном докладе Всемирной организации здравоохранения особо отмечается: если специалисты найдут решение, позволяющее снизить величину 5 факторов риска, то продолжительность жизни человека возрастёт почти на 5 лет, – подчёркивает Виктория Аршинова. – Поэтому 5 факторов риска введены в ранг особо опасных угроз для жизни и здоровья людей. Среди них, как, наверное, уже понятно, инфекции, табакокурение, промышленное загрязнение воздуха, высокий холестерин и ожирение. Первые места среди глобальных факторов, безобидно называемых в нашей стране «вредными привычками», практически являются опаснейшими зависимостями. Понимая такую ситуацию, учёные разрабатывают новые научные и практические подходы в области профилактики зависимостей.

На «круглом столе» говорилось о том, что наша страна наибольшую часть своих сил и ресурсов тратит на борьбу с наркоманией, забыв кажущуюся не страшной зависимость от табака и алкоголизма. Между тем ВОЗ приравнивает никотиновую зависимость к героиновой. Специалистам известно, что зависимость от табака является также грозным пусковым меха-низмом соматических и многих социальных болезней, особенно в современной молодёжной среде.

Пора исправлять ситуацию, говорили учёные. Работа начинается с обмена информацией между специалистами и населением по проблемам химической и интернет-зависимости. Сегодня должны быть задействованы, в первую очередь, такие науки, как психология, медицина, социология, демография и др. Тема раскрывается в первую очередь в психиатрии, неврологии, педиатрии, а также в гигиене, лекарственной терапии, биологии, химии…

Пора уже и России перенимать опыт мирового сообщества по решению столь непростых проблем химических зависимостей. На государственном уровне крайне необходимо создание национальной системы профилактики различных форм зависимого поведения. На современном международном уровне это означает внедрение нового социально-экономического механизма, который бы регулировал работу этой системы, определял её взаимосвязь с нынешним глобальным профилактическим пространством. Особую значимость приобретает интеграция в единую систему профилактических научно-практических подходов медиков, психологов, педагогов, социальных работников – всех, кто занимается проблемами профилактики употребления психоактивных веществ.

Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru