23 декабря 2024
Клеточная терапия как новая область биологии и медицины, без сомнения, будет еще долго вызывать горячие споры и дискуссии специалистов. Использование клеточных технологий открывает грандиозные перспективы, но вместе с тем требует серьезнейших экспериментальных исследований. Их правомерность и подлинность должна быть неоспоримой. Увы, случается и такое: в погоне за научными открытиями, сулящими славу и деньги, ученые забывают порой о самой науке. В клеточной терапии возможны и непреднамеренные ошибки, и неучтенные факторы, что в дальнейшем может привести к непредвиденным последствиям.
Эти и другие вопросы обсуждали ученые, принявшие участие в научном кафе, которое провели фонд Дмитрия Зимина «Династия» и агентство «Информнаука». Среди них были руководитель лаборатории НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи доктор медицинских наук Р.Чайлахян, член-корреспондент РАМН В.Репин, директор Института стволовых клеток человека А.Исаев, заведующий лабораторией Института биологии гена РАН доктор биологических наук С.Киселев; руководитель отделения Медицинского радиологического научного центра РАМН доктор биологических наук А.Коноплянников.
- В настоящее время мы проходим через фантастический рубеж в биологии, находимся, если можно так выразиться, в ее мистической части, поскольку ведем речь о стволовых клетках, в том числе эмбриональных, - сказал В.Репин. - Мы, по сути, живем на стыке мира информатики и мира молекул. Природа подарила нам эмбриональную стволовую клетку. Это мост, который связывает старую классическую клеточную генетику с абсолютно новой генетикой, постгеномной. Человек видит, как фантастически ведет себя эмбриональная стволовая клетка, но он пока не знает ее алгоритма, не знает, каким образом она работает, а когда узнает о ней все, это будет величайшее открытие в науке.
Особый интерес, который вызывают на сегодняшний день стволовые клетки, состоит в том, чтобы выяснить, можно ли с их помощью вылечивать определенные заболевания. В Интернете можно найти список из 103 болезней, в лечении которых (якобы) могут помочь только стволовые клетки, например рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера...
- О чем-то малом говорить еще можно: стволовые клетки используются в стоматологии, скажем при имплантации зубов или лечении пародонтоза, но заявлять об излечении болезни Альцгеймера с их помощью - это, по меньшей мере, несерьезно, - отметил Р.Чайлахян.
- Два года назад в одном научном журнале были опубликованы данные по итогам работ, связанных с клиническим испытанием стволовых клеток и применением их при лечении рассеянного склероза, - продолжил тему А.Исаев. - Один из методов лечения заключался в том, что у человека полностью удаляли кроветворную ткань (облучением) и вводили донорские клетки. Целью исследователей было уничтожить всю иммунную память, загрузить ее новой программой, которая не помнит патологического сбоя. Смертность от такого способа оказалась высокой, потому что человек после облучения может вообще не восстановиться. Но количество рецидивов значительно снизилось, ремиссия продлилась. То есть эффект есть, шанс для больных тоже есть, но какой ценой...
Еще один гость - профессор С.Киселев встретил этот рассказ скептически, заявив о том, что лечение кроветворной системы с помощью гемопоэтических стволовых клеток «старо, как мир», а нового, достоверного, в настоящий момент нет, хотя в каждой стране, безусловно, что-то делается. Например, проводятся исследования по лечению сахарного диабета с использованием стволовых клеток, но говорить об этом пока рано. К тому же есть два пути: можно лечить и вылечивать, но можно и облегчать патологическое состояние больного, улучшать качество его жизни. На взгляд профессора, медицина исчерпала свои возможности, вот и повернулась к стволовой клетке, к генной терапии.
С.Киселев обратил внимание и на то, что в научном мире все чаще стали появляться работы о выдающихся результатах в области клеточной технологии, которые на поверку оказываются фальшивкой. Прежде всего, стоит напомнить о скандальной ситуации, связанной с исследованиями южнокорейского профессора Хванг Ву Сука. Это негативно отразилось на общественном мнении по поводу работ, связанных с биологией эмбриональных стволовых клеток, с использованием новых клеточных технологий в терапевтических целях. Ученый из Сеула представил фальсифицированные результаты об эффективности получения линий из полипотентных эмбриональных клеток человека. Хванг Ву Сук якобы получал их при помощи так называемой технологии переноса ядер соматических клеток в неоплодотворенную яйцеклетку. По данным самого профессора, эффективность метода повысилась в 200 раз, хотя международные эксперты утверждают другое: эффективность значительно ниже, а результаты технологии абсолютно непредсказуемы. Речь даже не о том, что южнокорейским ученым были нарушены этические принципы, соблюдение которых при таких исследованиях крайне необходимо. Эксперты утверждают, что для практического использования результатов проводимых работ требуются годы и годы, включающие фундаментальные исследования и эксперименты на животных.
- Из этой истории можно сделать несколько выводов, - прокомментировал профессор С.Киселев. - Первый: результаты любых исследований должны быть более открытыми для научного сообщества. В этом отношении интересна калифорнийская инициатива, которая выступает за то, что работы сначала должны публиковаться, а потом патентоваться. Второй: государству или мировому сообществу не стоит инвестировать большие средства в одного, даже выдающегося лидера в науке. Третий: к сожалению, сейчас мы имеем дело с чрезмерной коммерциализацией биологии, что может привести к неоправданным ожиданиям в области биотехнологии, а потом и генной терапии. Желание применять новые технологии, извлекать из них прибыль возникает, увы, слишком рано, опережая многое другое.
Дискуссию продолжил В.Репин:
- В США существует огромное число людей, больных раком, нейродегенеративными заболеваниями, тяжелыми спинномозговыми травмами. Помочь им никто не может и не хочет. Больные готовы испытать на себе действие стволовых клеток, поскольку нет другого пути излечения, но ни один врач, работающий через страховку, не рискнет своей репутацией, поэтому не будет иметь дело со стволовыми клетками. И люди вынуждены обращаться к частным специалистам, которые нелегальным образом занимаются клиническими испытаниями стволовых клеток и работают без страховки. Многие пациенты погибают, но все равно готовы испытать на себе действие новых препаратов, так как нет другого выхода.
Среди болезней, которые побеждаются мезенхимальными СК, В.Репин назвал прежде всего системный остеопороз. После 60-летнего возраста 90% людей страдают этим заболеванием, но не всегда знают о нем. Когда у человека выпадают зубы, он идет к стоматологу, не предполагая, что это может быть связано с системным остеопорозом.
* * *
Практически все присутствующие сходились на том, что факт выделения стволовых клеток человека по значимости действительно можно сравнить с расшифровкой строения ДНК и генома человека. Ученых главным образом привлекает возможность использования СК в генной и клеточной терапии, и работы проводятся пока в формате экспериментальных исследований и клинических испытаний. Весьма многообещающими выглядят результаты, полученные в области создания тканевых конструкций и биоинженерных материалов. Но, как признавали ученые, несколько настораживают тенденции, связанные с тем, что клинические наблюдения опережают по количеству экспериментальные исследования фундаментального характера. Это может негативно сказаться на перспективе использования СК в клинической практике. И, естественно, не стоит поддаваться эйфории по поводу результатов пилотных исследований.
Пока в нашей стране существует единственная область, где уже давно и успешно применяются стволовые клетки, конкретно - гемопоэтические. Это онкогематология. Тут без них уже не обойтись. Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (костного мозга, периферической крови, пуповинной крови) является эффективным методом лечения различных заболеваний кроветворной системы, некоторых генетических и аутоиммунных болезней. Есть надежда, что в ближайшие годы клеточная терапия найдет свое место в лечении заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, патологии почек и других. Требуется только время для проведения грамотных экспериментальных и клинических исследований.
Одним из источников стволовых гемопоэтических клеток ученые называют клетки пуповинной крови.
- На сегодняшний день в мире выполнено более 5 тыс. трансплантаций клеток пуповинной крови, - сказал А. Исаев. - Но в России пока сделано всего 7 трансплантаций: врачи не решаются. В 1988 г. прошла успешная трансплантация СК пуповинной крови ребенку с анемией Фанкони. После этого клинического случая появились первые банки пуповинной крови - сначала в США и Европе. Сейчас в мире насчитывается более 100 таких банков. Создание банков пуповинной крови увеличивает вероятность подбора подходящего донора и, следовательно, благоприятно сказывается на трансплантационной активности. Преимуществами клеток пуповинной крови являются относительная легкость получения, высокий пролиферативный потенциал и «наивность» иммунной системы. Что же касается проблем, то это, прежде всего, малый объем и низкая «клеточность» получаемого материала. По утверждению ученых, такого рода проблемы увеличивают длительность пребывания больного в стационаре и потребность в трансфузии препаратов крови.
Хотелось бы добавить к сказанному Артуром Александровичем следующее: действительно, количество трансплантаций пуповинной крови, сделанных в нашей стране, невелико, но все-таки они проводятся, и использование подобных технологий вселяет надежду на их развитие, на спасение или продление жизни детей с онкологическими заболеваниями.
* * *
Теперь - о малом, но все-таки уникальном опыте для России. Например, у группы профессора Л.Менткевича из Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина РАМН есть первое клиническое наблюдение за пациентом (мальчиком 5 лет) с IV стадией нейробластомы, который перенес последовательную трансплантацию гемопоэтических клеток пуповинной и мобилизированной периферической крови. Впервые в нашей стране была показана возможность и безопасность проведения сочетанной трансплантации клеток пуповинной крови и гемопоэтических клеток взрослого донора.
Уровень онкогематологических заболеваний в России, особенно среди детей, очень высок, и эта проблема, к сожалению, из года в год становится все более острой. Необходимо создание как можно большего количества банков пуповинной крови, а также собственного российского регистра, служащего источником материала для трансплантации. Все это помогло бы увеличить число трансплантаций и, следовательно, спасенных человеческих жизней.
По словам А.Исаева, образцы пуповинной крови могут храниться либо в частных коммерческих банках персонального хранения, где за хранение крови ребенка платят родители, либо в некоммерческих донорских банках, где родители сдают кровь своего малыша в общественное пользование. Донорские банки пуповинной крови существуют, как правило, на государственные средства. Российские банки также имеют финансирование, на уровне субъектов Федерации. Что же касается персонального хранения, то, например, за весь 2005 г. услугой персонального хранения гемопоэтических стволовых клеток пуповинной крови воспользовалось всего 1000 семей.
На взгляд профессора С.Киселева, банков индивидуального хранения пуповинной крови в Москве достаточно, но их работа в других регионах налажена плохо. Создание мелких банков для долговременного хранения нецелесообразно, а вот филиалов для закладки образцов в банк явно мало. По мнению А.Исаева, хранение гемопоэтических клеток пуповинной крови - технологически отлаженный процесс, не имеющий никакой этической неоднозначности. И сейчас криоконсервированные клетки пуповинной крови рассматриваются как потенциальный источник для терапии широкого спектра заболеваний.
В ходе дискуссии участники научного кафе пришли к выводу, что, безусловно, на сегодняшний день уже можно говорить об успехах в области клеточных технологий и об открывающихся передними перспективах. Но ни в коем случае нельзя принимать желаемое за действительное на фоне всемирного ажиотажа вокруг терапии стволовыми клетками. Необходимо постоянно помнить о чрезвычайно высокой конкуренции в этой области и об огромных потенциальных прибылях, которые сулит успешное использование новых технологий.
Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru