Теодор Бильрот (Christian Albert Theodor Billroth, 1829-1894), ставший главой хирургической школы, по праву считавшейся наиболее авторитетной и значимой в Западной Европе, необычайно талантливый и разносторонний хирург и исследователь, проявивший себя едва ли не во всех областях хирургии, оставшийся в памяти культурной Вены как человек, наделённый ясным живым умом и тонким художественным вкусом, родился в семье священника 26 апреля 1829 г. в городе Бергене, расположенном на острове Рюген в Балтийском море.
Этот патриарх хирургии, снискавший себе мировую славу и всеобщее признание, скончался 6 февраля 1894 г., немного не дожив до 65 лет. Произошло это на берегу Адриатического моря в Аббации.
Он сделал так много, как никто другой
В огромном количестве операций, произведённых Бильротом, велика доля таких, которые берут от него своё начало либо выполнены Бильротом одним из первых. Это и операция по удалению гортани, и обширная резекция языка при раке, а также удаление предстательной железы, операции на женских половых органах и, конечно же, многочисленные операции на органах брюшной полости.
Среди прочих заслуг Т.Бильроту принадлежит честь пионера в желудочной хирургии. В 1881 г. ему удалась первая резекция желудка, после того как все его предшественники потеряли своих больных.
Профессор Карл Гуссенбауер (Cаrl Gussenbauer, 1842-1903), преемник Теодора Бильрота на кафедре хирургии Венского университета, писал: «Не имеющий себе равных в технике, движимый исключительно желанием помочь больным, где другие бессильны, Бильрот пытался расширить область оперативной хирургии. Он сделал так много, как никто другой».
Слава Бильрота, шагнувшая далеко за пределы европейского континента, привлекала к нему бесчисленных больных со всех концов света, изо всех социальных слоёв и сословий – от коронованных особ до престарелого немца-подёнщика.
Феноменальная наблюдательность и такого же уровня аналитические способности дали возможность Бильроту создать выдающееся руководство «Общая хирургическая патология и терапия в 50 лекциях», которое принадлежит к числу книг, имеющих фундаментальное значение для развития мировой медицинской науки.
Несмотря на то что прошло полтора столетия с момента выхода знаменитых хирургических лекций Теодора Бильрота (1863), научные плоды его усердного подвижнического труда продолжают жить.
Усилия новаторской мысли учёного отлиты в типографских шрифтах и запечатлены на страницах замечательной во многих отношениях книги, а сама книга по всему миру стоит в библиотеках в тесном соседстве с другими фолиантами, в которых последовательно накапливался весь драматический и трагический опыт хирургии минувших столетий.
«Общая хирургия» Бильрота – это едва ли не первый столь удачный опыт системного изложения накопленных на тот момент знаний по хирургии и смежным дисциплинам, сравнимый по своему значению с трудами, скажем, Авиценны (Ибн-Сина) или «Хирургией» Альбуказиса.
По авторитетному мнению крупных специалистов, в своей книге Бильрот, как автор, соединяет в себе талантливого повествователя и глубокого знатока описываемой фактуры. Появление чрезвычайно популярного и во многом уникального для того времени учебника хирургических лекций относится к цюрихскому периоду (1860-1867) деятельности молодого профессора Бильрота. Книга выдержала длинный ряд изданий и вскоре была переведена на французский, английский, испанский, венгерский, русский и даже японский языки (A.Нuber, 1924). На сегодняшний день «Общая хирургия» Бильрота переведена на 10 иностранных языков. Первый перевод книги на русский язык был сделан в 1866 г. со 2-го немецкого издания «Общей хирургии». В этой книге, составленной по системе, напоминающей английскую того периода, хирургия явилась в богатом освещении талантливого клинициста и с опорой на данные из области патологической анатомии и гистологии, в каковых автор был крупным специалистом. Живое, увлекательное изложение довершает перечень достоинств прославившейся книги. Она знаменовала собой поворотный пункт в науке хирургии. С её появлением хирургия перестала быть собранием разрозненных эмпирических приёмов, а делалась научной отраслью медицины.
Настольная книга для студента
Профессор Г.Турнер писал: «Учебник хирургической патологии Бильрота в русском переводе был настольной книгой студента наших времён».
Профессор В.Разумовский вспоминал: «В наше время это была самая популярная книга среди студенчества, да и вообще за мою жизнь я не знаю другой книги по хирургии столь популярной».
В начале 80-х годов XIX столетия в России вышло 5-e издание на русском языке «Общей хирургической патологии и терапии в 50 лекциях» Теодора Бильрота, «обработанное А.Винивартером, проф. хирургии в Люттихе», – так значилось на титульном листе учебника. Книга представляла собой перевод с 11-го немецкого издания (1883 г.), выполненный доктором А.Фридбергом.
«Русская медицина» поместила рецензию на очередное издание «Общей хирургии»: «Новое издание знаменитого сочинения проф. Бильрота является в высшей степени отрадным явлением в нашей литературе. Целые поколения медицинской молодёжи воспитывались этой книгой на первых же шагах их клинической деятельности. Она учила их любить хирургию. Пятое издание медицинского сочинения у нас на Руси представляет почти небывалое явление и в общей литературе, объясняющееся лишь громадными достоинствами и незаменимым значением её для всего медицинского мира. «В последних изданиях книги Бильрота, – пишет переводчик, – уже явно замечались признаки какой-то умственной усталости, как бы некоторой боязни перед бурным течением, охватившим современную научную мысль». Но чуткий к требованиям жизни, ставя интересы знания выше внушений личного самолюбия, Бильрот передал дальнейшую судьбу своей книги в руки одного из представителей молодого поколения хирургов, профессора хирургии в Люттихе Виниварте-ра. Книга таким образом вполне обновилась. Следы времени, начавшие было оставлять на ней свою печать, почти смыты. Профессор Винивартер, сохраняя живость и ясность изложения, план, размеры книги и её сущность, широкой рукой привнёс в неё ряд выдающихся приобретений патологии за последние годы.
Принципы трансфузии крови и поваренной соли, данные о новообразовании сосудов, живая борьба в учении о воспалении между защитниками белого шарика и соединительнотканной клетки (работы Штриккера, Ци-глера, Тилльманса и др.) нашли себе здесь должное место. В главы о госпитальной гангрене, раневом дифтерите, роже, о травматической лихорадке и лимфангите также привнесены современные взгляды, основанные на принципах бактериологии, и указаны основные работы в этом направлении. Принципы Листера, способы его повязки, сфера применения и видоизменения её указаны коротко и точно. К новым данным, сравнительно с прежними изданиями, относятся также вопросы о лимфатических экстравазатах, жировой эмболии, вывихах полулунных хрящей и сухожилия двуглавой мышцы и т.д.
Искусство Бильрота, как неподражаемого лектора, отмечал профессор П.Дьяконов, а в отношении изложения Бильротом материала об опухолях Дьяконов придерживался иного мнения, нежели цитируемый выше А.Павловский: «Если профессор умеет излагать свой предмет в интересной и привлекательной форме, то он может рассчитывать на внимание и благодарность слушателей. К наиболее увлекательным лекциям такого рода, которые мне приходилось неоднократно слышать в студенческие годы, принадлежат чтения Вillroth’a oб опухолях».
Начиная с 9-го издания «Общей хирургии» ответственным редактором книги становится А.Винивартер (Аlexander Winiwarter, 1848-1917). А с 12-го издания А.Винивартер становится соавтором.
Последнее, 16-е издание книги вышло в 1906 г. , спустя более десятилетия после смерти Бильрота.
«Такие труды, как целлюлярная патология и трактат Биль-рота, не отживают свой век в какое-нибудь десятилетие и потому становится понятным, почему до сего времени учебник Бильрота стоит вне конкуренции и ещё никто не написал лучшего руководства, хотя прошло уже много лет», – писал о знаменитой книге Т.Бильрота профессор А.Подрез (1894).
В Вену, к Бильроту!
Несмотря на то что в настоящее время лекции эти сильно устарели, они не потеряли своей прелести и заслуживают быть изученными и теперь. В 1991 г. московский журнал «Хирургия» опубликовал одну из лекций Бильрота «Общая хирургическая патология и терапия». В опубликованной лекции, прежде всего, обращает на себя внимание то, с каким глубоким знанием предмета, с каким почтением и благодарностью Бильрот, являвшийся сам величайшим из светил медицинской науки, говорит о своих предшественниках и учителях.
Вообще пиетет по отношению к старым авторам в большой мере свойствен Бильроту. Видимо, и он знал себе цену, однако это нисколько ему не мешало по-настоящему ценить и уважать достоинства коллег. Это качество сквозит во многих его работах. В частности, Бильрота привело в восхищение точное и выразительное описание клиники глубокого переохлаждения, данное хирургом наполеоновской армии Ларреем, которое он наблюдал во время похода французской армии на Москву в войне 1812 г.
Там же, в Цюрихе в 1860 г. Бильрот совместно с Бернгардом Лангенбеком и Эрнстом Гурльтом основал Archiv fиr klinische Chirurgie, ставший со временем самым солидным печатным органом стран немецкого языка, освещавшим вопросы клинической хирургии.
Со дня основания и до конца своей жизни Бильрот неизменно являлся соредактором издания. После смерти Бернгарда Лангенбека, последовавшей в 1887 г., Archiv fиr klinische Chirurgie продолжал выходить, но теперь уже под редакцией Бильрота, Бергмана и Гурльта.
Сколь ни устойчив был Теодор Бильрот, сангвиник по натуре, в психологическом отношении, но и он, оказывается, порой бывал на грани нервного срыва, что, в общем-то, вполне объяснимо, если учесть тот колоссальный объём работы и тяжкий груз моральной ответственности (административной тоже!), что лежал на нём как на главе хирургической кафедры и главном хирурге клиники университета. Когда Бильрот писал свой хирургический отчёт за период с 1860 по 1876 г., то его вдруг охватила навязчивая идея, что он умрёт прежде, чем закончит составление отчёта. Словно путнику, взбирающемуся на гору, которому час от часу идти становится всё тяжелее, Бильроту по мере углубления в работу над итоговым отчётом становилось всё труднее и труднее разгребать лавину обрушившейся на него информации. И когда, наконец, 20 ноября 1878 г. Теодор Бильрот закончил своё произведение «Хирургическая клиника. - Вена 1871-1876 гг.», то объявил, что создал лучший из своих хирургических опусов, и без ложной скромности заключил, что состоялся как серьёзный писатель в области хирургии. Более того, он даже решил, что больше уже писать не станет: «Теперь я подведу черту, и никогда не буду писать ничего серьёзного по хирургии. На этом поприще я навсегда вложил свою шпагу в ножны. Ну, а если возникнет в том необходимость и мне потребуется сказать о чём-либо, я сделаю это через посредство моих многочисленных даровитых учеников, которые подхватывают и благодатно взращивают мои идеи» (G.Fischer, 1896).
Заявленное Бильротом, разумеется, не следует понимать совершенно буквально. Очевидно, в данном случае Бильрот выставляя для себя слишком высокую «планку», подразумевал, что не сумеет уже создать нечто, превосходящее по уровню завершённый им отчёт.
Вместе с тем приведённое заявление имело под собой основание. Это становится очевидным, если принять во внимание то относительно небольшое количество работ - около двух десятков статей, написанных Бильротом после 1880 г., -представляющее разительный контраст со 139 печатными трудами, опубликованными ранее.
В своё время российский профессор В.П.Вознесенский писал: «Колыбель русской хирургии - венская школа - «В Вену, к Бильроту!» - таков был лозунг хирургов, современников Бильрота, и можно с полным правом сказать, что русские хирурги остались верными лучшим заветам своих учителей и в первую голову Бильроту с его заветами гуманности и правдивости в хирургии».
Игорь ТЕЛИЧКИН, кандидат медицинских наук.
Великобритания.