Вы здесь

Реформы - ничто, если не видно человека

Сегодня Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (здравоохранения, образования и культуры) представляет реальную силу в отстаивании прав и интересов людей. Действует она словом, убеждением, занимая твердую позицию в вопросах, касающихся благополучия бюджетников. Это показал и недавний съезд представителей профсоюзов, подытоживший сделанное и наметивший задачи на ближайший период. Прокомментировать его итоги мы попросили президента ассоциации Михаила КУЗЬМЕНКО.

Реалии минувших лет

Для Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы 2002-2003 гг. остались в истории как период борьбы за сохранение единой системы оплаты труда работников. Уже тогда Минтруда России внесло предложения о реформировании оплаты труда, отмене не только ЕТС, но и единых подходов к исчислению всех составных частей заработной платы. В то время к такой кардинальной реформе не были готовы не только учреждения, но и вся правовая база.

Мощная поддержка с мест, выразившаяся в феврале 2003 г. в рамках всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы, способствовала тому, что активная позиция была поддержана Госдумой РФ. В результате удалось отстоять позиции профсоюзов, что стало реальным свидетельством возможностей при условии объединения усилий.

Определяющим в этот период стало изменение правового поля функционирования всей социальной сферы в соответствии с федеральными законами о разграничении полномочий органов управления разных уровней. А принятие в августе 2004 г. Федерального закона № 122 и других связанных с ним федеральных законов внесло существенные изменения не только в регулирование вопросов компетенции разных уровней власти в области социальной политики, но и в части правового положения бюджетных учреждений, социального статуса работников и обучающихся. Именно эти законы фактически разделили социальную сферу на государственную и муниципальную, передав практически всю ответственность за функционирование бюджетных учреждений субъектам РФ и муниципальным образованиям и оставив за федеральным уровнем существенно меньшую часть учреждений.

Эти нововведения в законодательство РФ в области социальной сферы, в трудовое законодательство значительно осложнили в этот период работу отраслевых профсоюзов. Именно тогда мы в полной мере оценили важность и необходимость принципов социального партнерства, отрабатывали их в реальных условиях решения конкретных вопросов.

Активно проводилась работа с руководством, депутатами Госдумы и Совета Федерации РФ, профильных комитетов и комиссий палат парламента и, конечно, с руководством и специалистами Минздравсоцразви-тия России. «Круглые столы», парламентские слушания, участие в рабочих группах, совещаниях на разных уровнях, в том числе совместно с другими общественными организациями, консультации с руководителями политических партий и фракций, многочисленные письма и обращения не только от центральных органов, но и с мест позволили привлечь внимание законодателей к основным проблемам.

Социальное партнерство

Это была школа социального партнерства не только для профсоюзов и правительства страны, но и для объединения работодателей, которые неоднократно поддерживали профсоюзную сторону в отстаивании наших законных требований. Можно проиллюстрировать на примере участия в работе по совершенствованию Трудового кодекса РФ. За прошедший период он претерпел кардинальные изменения. Некоторые были внесены по инициативе членских организаций ассоциации. Были сняты ограничения на работу по совместительству как по ее продолжительности, так и по занимаемой должности. Более четко прописан механизм приостановки работы и выплаты денежной компенсации при нарушении сроков выплаты заработной платы. Сделан определенный шаг в сторону улучшения положения научно-педагогических работников вузов, с которыми теперь трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок. Самые серьезные новации внесены в регулирование оплаты труда работников. Более четко прописаны в Трудовом кодексе статус и функции сторон социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, его договорного регулирования, усилена роль соответствующих структур профсоюзов.

При оправданном общем посыле -как можно скорее привести наше здравоохранение, образование к европейскому или американскому устройству и эффективности - результат оказывается зачастую если не обратным, то уж во многом, по нашему мнению, не отвечающим поставленной цели. Так, негативным итогом реформ, проводимых в последние годы в социальной сфере, стало сокращение сети первичных лечебно-профилактических учреждений, школ, библиотек. Население весьма болезненно переживает это.

Наша позиция в этом вопросе заключается в следующем. Внедрение экономических рычагов управления бюджетной сферой в современных условиях либерализации экономики - мера необходимая. Есть в наших отраслях определенные внутренние резервы, поиск и реализация которых является непременным условием создания предпосылок к повышению эффективности деятельности. Необходимы и более глубинные преобразования, обеспечивающие увязку механизмов поступления финансовых средств в учреждение и механизмов их расходования. Но они должны быть основательно продуманы, прежде всего с точки зрения социальных последствий. Реализация Конституции РФ в части обеспечения доступности медицинской помощи, образования, достижений культуры, по сути, делает их затратной для государства сферой.

В этой связи представляется необходимым обеспечение ответственности и гарантий государства за функционирование систем, а модернизацию их осуществлять не только сверху, спуская решения со сложным запутанным механизмом реализации или совсем без него, но и снизу, ориентируясь на истинные запросы, потребности и, главное, уровень платежеспособности населения. Но пока удельные затраты на здравоохранение, образование, культуру в ВВП существенно не увеличиваются, что не позволяет надеяться на быстрое их развитие.

Конечно, значительный шаг в этом направлении сделан в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования. Приток гарантированных средств федерального бюджета в муниципальное здравоохранение и образование очень существенный. Наши профсоюзы не остались в стороне, они стали активными проводниками этих направлений, формируя свои предложения по развитию этих проектов, в том числе их региональных аспектов.

Сейчас в здравоохранении и образовании реализуются пилотные проекты модернизации. В их основе - кардинальное изменение подходов не только к организации этих систем, но и порядку их финансирования. Важно, что в рамках пилотных проектов предусматривается установление прямой зависимости размеров заработной платы работников от конкретных результатов их труда. Важно уже сейчас проводить мониторинг, подводить отдельные предварительные итоги этих проектов, чтобы была возможность своевременно вносить необходимые коррективы в механизмы их реализации. Нельзя допустить, чтобы они не дали положительных результатов, - слишком большая цена будет заплачена за непродуманность реформ, если не достигнем желаемой результативности.

Необходимо, чтобы государство, общество наконец осознали, что все реформы не дадут ожидаемых результатов, если в этом не будут заинтересованы работники, если не будут приняты экстренные меры по повышению престижности профессии медика, учителя, библиотекаря и т.д. Первым шагом в этом должна стать комплексная программа по совершенствованию условий оплаты труда.

Напомню, что именно профсоюзы критиковали действовавшую почти 15 лет единую тарифную сетку за ее принципиальные недостатки. Но мы также понимали, что они во многом были обусловлены не столько принципом ее построения, сколько крайне низким уровнем тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов, недостаточности разрядов. Поэтому с самого начала разработки правительством комплекса мер по совершенствованию условий оплаты труда в бюджетной сфере мы исходили именно из необходимости создания действенного механизма, обеспечивающего соответствие величины заработка работника его трудозатратам и конечным результатам труда. И конечно, главным был вопрос гарантий.

Вопрос реформирования системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы неоднократно обсуждался на совещаниях в Минздравсоцразвития России, в рамках РТК, с руководством и депутатами Госдумы РФ. По предлагаемым проектам постановления Правительства РФ направлялись замечания и предложения. K сожалению, такой важный документ, как постановление Правительства РФ № 605 от 22.09.07 о введении новых систем труда был принят «в глубокой тайне», без рассмотрения отраслевыми профсоюзами и РТК.

Мы расценили данный факт как беспрецедентное нарушение принципов социального партнерства, а самое главное - действующего законодательства, в связи с чем направили соответствующие обращения руководству правительственных структур.

 
Нужны консультации

Но и в такой сложной ситуации мы пытаемся искать пути совместных решений и снимать возникающие вопросы и проблемы. На это были направлены рабочие совещания у министра здравоохранения и социального развития РФ Т.Голиковой с ведущими специалистами министерства. По нашей инициативе эта ситуация была вынесена на рассмотрение РТК, которая, кстати, также согласилась с необходимостью проведения дополнительных консультаций по данному вопросу.

Реализуя достигнутые договоренности, при нашем активном участии основные вопросы по применению указанных нормативных документов разрешены в методических рекомендациях, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России и прошли экспертизу в Минюсте России. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития создана межведомственная рабочая группа по координации совершенствования оплаты труда бюджетников, в состав которой включены и представители профсоюзов бюджетной сферы в качестве членов рабочей группы и экспертов.

Начальные шаги уже сделаны. При активном участии ассоциации и отраслевых профсоюзов сформированы и утверждены приказом министерства профессиональные квалификационные группы по системам здравоохранения и культуры. Разрабатываются предложения по профессиональным квалификационным группам должностей в сфере образования.

Но впереди предстоит большая работа. Самая большая проблема - согласование размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам, ведь именно их величина фактически закладывает основы дифференциации в уровнях оплаты труда в целом и, что самое главное, может стать основой для ее существенного повышения.

В этом вопросе может сложиться и еще одна правовая проблема. Дело в том, что совсем недавно принят федеральный закон, который внес еще одно изменение в Трудовой кодекс РФ, в частности в статью 144, которым исключается обязательность утверждения размеров базовых окладов Правительством РФ. Мы пытались предотвратить принятие Госдумой указанного законопроекта. Но к нашему общему мнению, к сожалению, не прислушались.

Теперь для федеральных бюджетных учреждений поручение определить базовые ставки (оклады) дано в постановлении Правительства РФ № 605.

Не могу не остановиться на очень больном сегодня вопросе - проблеме минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это очень наглядный пример, когда отсутствие единых подходов и солидарных позиций, в том числе в рамках отраслевых профсоюзов и ФНПР, привело к тому, что одновременно с повышением МРОТ были внесены значительные изменения в состав МРОТ, которые изменили основы прежнего порядка исчисления заработной платы. Включение в состав МРОТ всех выплат компенсационного и стимулирующего характера уже приводит к проблемам закрепления работников на работах с тяжелыми и опасными для здоровья условиями труда, в ночное время, праздничные дни, в районах с особыми климатическими условиями, на селе.

Конечно, заработная плата в образовании, здравоохранении и культуре за 5 прошедших лет увеличилась в номинальном выражении почти в 3 раза, что соответствует росту в целом по экономике страны. Вместе с тем на фоне роста потребительских цен на товары и услуги реальный рост заработной платы за эти годы существенно меньше и составляет всего около 1,8 раза. А разноуровневость условий оплаты труда, реализация нацпроек-тов и пилотных проектов, как я уже говорил, привели к углублению дифференциации в оплате труда в рамках даже одного и того же вида деятельности.

Не устраивает нас и размер повышения заработной платы, предусмотренной федеральным бюджетом на последующие 3 года. Мы активно работали и продолжаем работать в этом направлении. Так, в ноябре прошлого года ассоциацией вновь направлены обращения Президенту страны, председателю Правительства РФ и министру здравоохранения и социального развития РФ. В рамках выработки Единых рекомендаций РТК на 2008 г. этот вопрос обсуждается в числе главных.

Серьезные проблемы есть и в вопросах защиты иных социальных интересов работников. Так, острыми остаются проблемы обеспечения жилищно-коммунальных льгот и гарантий. В здравоохранении и культуре эти льготы в субъектах РФ и муниципальных образованиях заменены на меры социальной поддержки, которые далеко не в полной мере компенсируют натуральные льготы. В образовании эта норма закона осталась, но на практике требуется постоянное вмешательство отраслевого профсоюза.

Есть еще один аспект совместной деятельности, на котором стоит остановиться. На протяжении последних 3 лет мы активно занимались проблемой организационно-правовых форм в бюджетном секторе и изменения правового статуса бюджетных учреждений. Основные опасения были связаны с тем, что стержневой идеей такого преобразования является снятие с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений. Лишь благодаря активной позиции профсоюзов в рамках ассоциации при поддержке ФНПР и других профсоюзов летом 2006 г. удалось предотвратить принятие закона «Об автономных учреждениях» без его широкого обсуждения и учета мнения социальных партнеров, внести в него существенные изменения при подготовке ко второму чтению. Так, исключена возможность реорганизации действующей сети лечебно-профилактических учреждений. Значительно улучшено его качество с точки зрения обеспечения публичности, учета интересов коллектива работников, контроля при принятии решений, а также условий функционирования автономного учреждения в целом.

На своем съезде мы постановили -считать повышение уровня жизни работников здравоохранения, образования, культуры главной задачей ассоциации. А для этого она должна быть мощной и организационно сильной.

Главный рычаг нашего влияния на происходящие процессы - принцип социального партнерства. Сложность проблем диктует объективную необходимость - учиться. Учиться экономике, основам финансирования, управления, менеджмента, умению не только работать, но и показать свою способность влиять на процессы в бюджетной сфере.

Записала Галина ПАПЫРИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru