22 декабря 2024
В последние несколько лет компьютер стал неотъемлемой частью управленческой системы предприятий. Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их примерения. Если раньше чуть ли не единственной областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей, в частности в медицину.
Вопросу информатизации системы здравоохранения стало уделяться много времени и средств, что говорит о назревших проблемах и поиске путей их решения. Была принята Концепция создания единой государственной информационной системы (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 364 от 28.04.2011), в которой говорится о том, что на сегодняшний день в среднем по России на 10,6 работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер. При этом лишь 7,7% лечебно-профилактических учреждений обеспечивают реализацию процессов ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины.
Использование Концепции создания единой государственной информационной системы позволит в первую очередь повысить эффективность управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления. Однако не следует забывать и об имеющихся на сегодняшний день проблемах.
По развитию информационных технологий отстает от всего мира не только наша медицина, но и вся страна в целом. На сайте www.tadviser.ru приведен рейтинг 138 стран по развитию ИТ в 2010–2011 гг., подготовленный Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Россия в этом рейтинге занимает 77-е место. Мы далеко позади за странами, на которые по привычке всё еще смотрим свысока: Китай – 36-е место, Индия – 48-е, Бразилия – 56-е. По ряду других направлений наша страна в числе самых отстающих: 118-е место по неразвитости рынка ИТ, 111-е – по законодательному регулированию в этой сфере.
В целом по всем поликлиникам РФ количество посещений в год составляет около 1 млрд. По каждому посещению делается запись в амбулаторной карте, заполняется бумажный статталон и ряд других документов. В среднем врачи тратят от 5 до 15% своего времени на оформление разного рода документов, что сказывается на работе медицинских учреждений и приводит к образованию очередей и недовольству пациентов.
Если все результаты осмотров, исследований пациента находятся в электронном виде, то можно намного быстрее и точнее поставить диагноз, назначить адекватное лечение, вовремя отреагировать на обращение пациента.
Главной целью Концепции единой государственной информационной системы является повышение качества медицинской помощи, в том числе доступности ее получения и рационального (экономного) использования ресурсов здравоохранения.
Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова говорит: «По экспертным оценкам, внедрение медицинской информационной системы в лечебно-профилактическом учреждении позволяет уменьшить время постановки диагноза на 25%, сократить время поиска информации в 4 раза, увеличить поток больных на 10-20%, а также значительно снизить процент врачебных ошибок. Расширение использования информационных технологий в сфере здравоохранения позволит повысить качество диагностики и реабилитации и, как следствие, обеспечит снижение смертности, инвалидности, увеличение доли активного трудоспособного населения страны и продолжительности жизни».
Однако на сегодняшний день оперативно получить квалифицированную и своевременную медицинскую помощь не всегда возможно. Причиной тому, как правило, служат не только бюрократические проволочки (заполнение множества справок, поиск карт, записи в амбулаторных талонах), но и отсутствие единой базы пациентов, которая позволила бы ускорить процесс постановки диагноза и оказания помощи больному. Еще одним серьезным препятствием на пути внедрения, например, электронной медицинской карты пациента является отсутствие утвержденного единого стандарта ведения медицинской карты в электронном виде. Поэтому каждое медицинское учреждение вынуждено по-своему решать данную проблему, что зачастую приводит к возникновению ошибок, в связи с чем текущую ситуацию по внедрению информационных технологий в медицине можно охарактеризовать как неоднородную. Этот фактор, в том числе, повлиял на реализацию государством пути комплексной информатизации здравоохранения на основании единых требований и в рамках создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Принимая во внимание данные проблемы, в концепции были выделены ключевые моменты информатизации сферы здравоохранения. В частности, должны быть регламентированы вопросы автоматизированной обработки персональных данных пациентов, ведения первичной медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде, перехода к электронному документообороту в здравоохранении с исключением необходимости дублирования документов на бумажных носителях, использование электронной цифровой подписи в здравоохранении. Важным моментом является обеспечение информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов. Весь комплекс данных мероприятий поможет не только оптимизировать работу медицинских учреждений, но и повысить социально-экономический эффект сферы здравоохранения в целом.
Оценка качества результатов и эффективности информатизации здравоохранения должна производиться с помощью интегральных или частных показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить результативность, ресурсоемкость, оперативность и эффективность процесса информатизации.
Показатели результативности должны позволять количественно или качественно оценивать:
уровень информированности врача и пациента, необходимый для обеспечения эффективного лечения;
текущий уровень информированности врача и пациента, обеспечиваемый в ходе информатизации;
объем и качество региональных и федерального информационного фонда здравоохранения, возможность использования российского и мирового информационных фондов здравоохранения;
возможность доступа врача и пациента региона к региональным, российскому и мировому информационным фондам;
степень развития и качество информационной инфраструктуры здравоохранения и ее элементов;
степень подготовки врача и пациента региона к использованию информационных средств и технологий, включая уровень компьютерной грамотности и информационной культуры, а также готовность жителей региона к восприятию предоставляемой информации;
степень удовлетворения и развитости информационных потребностей врача и пациента региона в ходе информатизации.
Выбор показателей результативности, ресурсоемкости и оперативности должен быть хорошо обоснован. На базе выбранных показателей формулируются критерии, позволяющие выработать суждения о качестве и эффективности информатизации по результатам контроля этого процесса.
Показатели эффективности должны позволять оценивать возможность достижения целей информатизации при реализации ее конкретных вариантов, сравнивать оцениваемые варианты и выбирать из них наиболее рациональные.
Традиционно качество медицинской помощи оценивалось по трем общим направлениям: структуре, процессу и исходам.
Структура включает характеристики средств оказания помощи, в том числе материальных ресурсов (например, приспособлений и оборудования), персонала (например, его численности, профессиональной пригодности и квалификации), а также организационные характеристики (например, методы возвращения расходов, система оценки работы врачей другими врачами).
Под процессом же подразумеваются характеристики предоставляемой помощи, в том числе ее обоснованность, адекватность объема, проявление компетенции в проведении методик лечения, согласованность действий и преемственность.
Исход описывает результат оказанной помощи в отношении состояния здоровья пациента, включая изменения в его сознании и поведении, удовлетворенность больного врачебным и медсестринским обслуживанием, биологические изменения заболевания, осложнения лечения, заболеваемость и смертность.
Таким образом, показатели качества следует применять при оценке состояния и результатов информатизации, а показатели эффективности – при контроле хода информатизации.
Однако есть и негативные моменты. Так, в настоящее время активно формируется представление об общей принципиальной убыточности информационных технологий. Но выгоды от внедрения информационных технологий реальны. В общем случае к первичным выгодам относятся: информированность руководства; снижение затрат труда на учет; уменьшение потерь от погрешностей учета; повышение точности и оперативности текущих управленческих процедур. Вторичные выгоды – повышение управляемости, сохранение позиций на рынке, конкурентоспособность; снижение издержек от ошибок управления; улучшение взаимодействия с партнерами. Так, например внедрение и повсеместное использование системы электронных медицинских карт повысит экономический эффект других факторов, например обмена клинической информацией о пациентах между медицинскими учреждениями. Частный случай такого обмена – взаимодействие поликлиники и стационара, что еще раз говорит о необходимости выработки единых требований в рамках государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
На сегодняшний день информация как средство уменьшения неопределенности традиционно должна удовлетворять системе требований. Она должна быть достоверной, полной, существенной (релевантной), полезной (т.е. эффект от ее использования должен превышать затраты на ее получение), понятной, своевременной и регулярной. Оценка качества процессов информатизации позволит повысить социально-экономическую эффективность медицинского предприятия, выработать стратегию поведения и оптимизировать рабочий процесс.
Естественный процесс оснащения российских врачей современными средствами информационных технологий, направленный на повышение эффективности и качества лечебной работы, а также на снижение вероятности врачебных ошибок, может и должен приобрести форму и статус государственной политики. И если в качестве приоритетной будет поставлена задача информационной поддержки процесса взаимодействия врача и пациента, то эта работа с неизбежностью приведет к реализации единого подхода к информатизации системы охраны здоровья граждан России.
В заключение хотелось бы отметить, что важнейшей задачей информационного обеспечения управления здравоохранением является сбор и обработка информации, а также постепенный охват информатизацией основных управленческих функций. До решения этих проблем в настоящее время еще далеко, однако положительная динамика преобразований позволяет надеяться на эффективное применение информатизации в сфере здравоохранения.
Александр БОКАНОВ, доцент.
Елена ЧЕРНИКОВА, аспирант.
Кафедра финансов и инвестиций кономического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru