Вы здесь

Не клянитесь всуе

Вопросы морали, нравственности, ответственности медицинского сообщества стоят сегодня чрезвычайно остро. Вот и в «Медицинской газете» в последнее время всё чаще появляются материалы на эту животрепещущую тему. См. статьи К.Зорина «Осмысливая суть врачевания» (№ 50 от 13.07.2012), В.Беляевой «Поклянись, вступая…» (№ 23 от 27.03.2013), интервью академика РАМН А.Чучалина «Береги честь смолоду» (№ 9 от 06.02.2013). Во всех них содержатся рассуждения о духовно-нравственном состоянии сегодняшнего медицинского сообщества.

Недавно мы получили письмо от Игоря ГРИГОВИЧА, заведующего кафедрой педиатрии и детской хирургии Петрозаводского государственного университета, профессора, заслуженного врача РФ. Вот что думает Игорь Николаевич по столь злободневной теме.

 

– Полностью согласен с тем, что проблема, затронутая «МГ», не просто актуальна, она сверхактуальна. Сегодня впору проявлять беспокойство не только о плохом знании врачами медицинской этики, но и о падении общего нравственного уровня многих наших коллег. Слава богу, не всех, но соотношение честных и нечестных, порядочных и непорядочных, воспитанных и невоспитанных растёт достаточно быстро и в неблагоприятном направлении. Имею право утверждать это, так как 56 лет тружусь врачом-хирургом и полвека преподаю свою специальность в вузе. Лично общаюсь со многими тысячами больных, их родственниками, студентами, коллегами и не только в упомянутых выше качествах. К сожалению, теперь мне приходится общаться с врачами уже и в роли пациента.

Печальные реалии

Многое изменилось отнюдь не в лучшую сторону за последние 20-25 лет: внешний вид доктора, речь, манера разговаривать и, что самое неприятное, отношение к нашей прекрасной профессии. Увы, для многих она не Служение, а просто плохо оплачиваемая работа, а в последнее время, с подачи министров-бухгалтеров – даже «услуги», по типу ЖКХ, банно-прачечных комбинатов, косметических, интимных салонов... Смотрю по ТВ какой-нибудь сюжет о наших житейских проблемах, и вдруг выясняется, что один из «героев» в футболке, с цепью на шее, орущий на пожилую женщину и чуть ли не бросающийся на неё с кулаками – наш с вами коллега. Да к тому же остепенённый и возглавляющий лечебное учреждение. И не где-нибудь, а в столице.

Не обходит стороной врачей и «российская болезнь». Сам в роли пациента одной из центральных клиник заглянул в ординаторскую поздно вечером. Дежурная бригада хирургов ужинала, а в центре стола стояла бутылка водки. Думаете, смутились? Даже и глазом не моргнули. По этой причине за последние 10 лет в регионе, в котором я тружусь, мы потеряли не меньше десяти вполне профессиональных, состоявшихся коллег разных специальностей.
Всё вышеперечисленное привело современную отечественную медицину к роли одной из самых широко обсуждаемых и скандальных профессий. Конечно, во все времена среди врачебного сословия встречались плохие люди, стяжатели, пьяницы, совершались профессиональные преступления. Но таких было очень мало...

Бедная, но милосердная

Среди моих учителей не было плохо воспитанных и недостойных. Мы учились у них не только профессии, но и общей культуре и даже внешне старались быть похожими. Но не только наши учителя в столичных клиниках являли собой пример воспитанности, высокого профессионализма и широкой эрудиции за пределами медицины. Во многих периферийных больницах маленьких городов и посёлков врача и фельдшера можно было узнать по внешнему виду и образованности. В сельской местности врач, учитель и священник являлись наиболее просвещёнными и образованными людьми, оказывали благотворное влияние на проживающих рядом с ними.

Даже в прошлом веке высокий статус врача и учителя сохранялся. Чрезмерная идеологизация не изменила их положительного влияния на общество. Что же так быстро низвело нашу великую гуманную профессию до сегодняшнего нравственного уровня? Думаю (и почти уверен) – деньги, точнее денежные отношения. Это ведь давно известно, но стоит напомнить одну строфу из куплетов Мефистофеля: «Этот идол золотой / Волю неба презирает, / Насмехаясь, изменяет / Он небес закон святой».

До этой «финансовой контрреволюции» российская медицина была бедной, но доброй. Подавляющее количество врачей и медицинских сестёр тяжко трудились, но не за рубль, а за совесть. На фоне массового исхода населения в частное предпринимательство представители медицины и образования дольше всех крепились, оставаясь наиболее бедной, но безгрешной дипломированной частью общества. Новому поколению врачей также захотелось красивого быта, современных машин и других благ. Государство помогло и ввело платную медицину для одних, оставляя бюджет для других. На фоне легитимной
 
Учителю, исцелися сам!

К сожалению, в плохом воспитании нового врачебного поколения виноваты не только семья и школа, виноваты и мы, преподаватели вузов. Мы их учим многому: как устроен человек и как функционирует его организм, какие бывают болезни, как их узнавать и лечить. Но мы не учим любить больного, сострадать ему или хотя бы просто жалеть. Мы думаем, что они усваивают правила поведения параллельно, наблюдая во время занятий, как ведут себя преподаватели и доктора. Но, во-первых, теперь учителя и врачи бывают разные, а, во-вторых, студентов не очень-то и пускают в больничные палаты, а большую часть времени они проводят в учебных комнатах. Наконец, в-третьих, вузовские клиники – это в какой-то степени агитпункт, очень отличающийся от реальной жизни в периферийных районных больницах как по поведению, так и по быту.

Наши сегодняшние выпускники не хотят уезжать из университетских городов на работу в провинцию и всяческими правдами и неправдами стараются остаться в большом городе. В них не воспитано чувство человеческого, гражданского и профессионального долга (порыва), стремления помогать страдающим людям, по тем или иным причинам лишённым врачебной помощи в отдалённой провинции. У меня даже возникают сомнения в том, поедут ли наши молодые коллеги добровольно в глубинку, случись, не дай бог, какая-нибудь эпидемия или другое глобальное несчастье, как это делали российские врачи в дореволюционное время и во время больших войн. Правда, недавно молодые волонтёры появились и активно бросались на помощь населению в очагах стихийных бедствий или в поисках пропавших детей, но врачи среди них как-то не просматривались.

Спасёт ли нас Кодекс чести?

А вот теперь я хочу спросить, неужели разработанный несколькими очень уважаемыми деятелями отечественной медицины и А.Чучалиным Кодекс чести российского врача может помочь излечить так далеко зашедшую болезнь нашей медицины? За долгую историю отрасли  было создано много документов, требующих от врача высокой нравственной ответственности при выполнении профессиональной деятельности, начиная с Клятвы Гиппократа (имя автора того замечательного текста до сих пор точно не установлено,но ему как первенцу присвоено имя Гиппократа).

С моей точки зрения, наиболее удачным вариантом из тих документов является Этический кодекс Всемирной ассоциации врачей. Он краток, всего 18 строк, содержит наиболее значимые моральные критерии врачебной профессии и написан современным в меру торжественным стилем. А в многословии такие документы не нуждаются – это ведь не юридический акт, не закон. Клятва – это многовековая традиция, торжественный ритуал.

Я считаю, что хорошие традиции нарушать нельзя, и принесение клятвы должно быть, но в качестве завершающего акта длительного воспитательного процесса. Её принесение должно пасть на возделанную почву, систему хорошо продуманного, организованного гуманитарного воспитания будущего врача.

В первую очередь, при поступлении в медицинский вуз необходимо отбирать тех, чьи нравственные качества соответствуют выбранной профессии. Сегодня существуют хорошие компьютерные тестовые программы для таких целей. Но ещё до тестирования абитуриентам медвузов следует показать фильмы, в которых врачебная работа представлена реально, а не «развесисто и красиво». Мне известен такой опыт. Когда-то в Рижском мединституте поступающим показывали подобные фильмы, и… треть забирала заявления, понимая свою неготовность к такой работе.

Для уже поступивших необходима специальная, рассчитанная на все годы учёбы программа по духовно-нравственному воспитанию. Конечно, нужны лекции, семинары, деловые игры по медицинской этике. Об этом очень подробно и квалифицированно написал Константин Зорин в статье «Осмысливая суть врачевания». Всё предлагаемое автором интересно и необходимо, но, мне кажется, что студенты медвуза должны осваивать и проникаться состраданием к больному человеку не столько в учебных классах, сколько на практике. Такой опыт есть у наших коллег в других странах. Студенты посещают дома престарелых, приюты для детей и инвалидов, ухаживают за этими несчастными людьми: кормят, моют, причёсывают, читают им книги, просто общаются. Такую же работу студенты делают и в лечебных учреждениях, приходя в свободное время, а не по расписанию. В летнее время многие устраиваются работать помощниками к врачам общей практики или семейным врачам (бесплатно или платно) в маленьких провинциальных городках и сельской местности.

И наконец, студентов старших курсов следует приглашать на заседания этических комитетов больниц, чтобы они видели, как разрешаются этические проблемы старшими и опытными врачами, какие возникают конфликтные ситуации между докторами, медицинскими сёстрами, больными, как они разрешаются. Кстати, присутствие старших студентов будет дисциплинировать и опытных врачей.
 
Широкое гуманитарное развитие

Шесть лет обучения в вузе необходимо использовать и для повышения или расширения общего гуманитарного кругозора, проводить факультативные лекции по классической музыке, живописи, истории государства, религии.

Мне могут возразить, дескать, на всё предлагаемое нет достаточн/го времени, студенты-медики и так перегружены многочисленными специальностями. Можно пожертвовать частью дисциплин, которые повторяют школьную программу: химия, физика. Иностранные языки осваивать вне программы. Увеличить года на два (а лучше на пять) обучение, как во всём мире: первые 5 лет – основные предметы и получение диплома, вторые 3-5 лет – специализация и получение сертификата специалиста. Дорого? Да, но не дороже хорошей медицины и здоровья человека. Однако самая главная трудность в том, что медицина – лишь одна из отраслей государственного устройства, и чрезвычайно сложно добиться повышения уровня нравственности в одной отрасли на фоне беспредела в других.

Лишь при выполнении всего обрисованного «правильного» образования и воспитания принятие Клятвы врача явится достойным завершением процесса. Сценарий этого ритуала должен быть хорошо продуман и организован. Каждому выпускнику вместе с дипломом должен быть выдан текст клятвы, отпечатанный вязью на красивом листе плотной бумаги, с символикой государства. Выпускник подписывает документ, который остаётся у него на всю жизнь. Во многих странах получение диплома и принесение клятвы завершается проведением выпускного бала в лучших традициях своей страны. Такое событие остаётся в памяти, как большой и важный праздник. Это тоже часть духовно-нравственного воспитания Гражданина.

…В заключение хочу поблагодарить «МГ» за публикацию материалов о духовно-нравственном воспитании медицинских работников и возможность их обсуждения. А также хочу попросить своих коллег поактивнее и посмелее участвовать в обсуждении врачебных проблем на страницах нашей профессиональной газеты. Петрозаводск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru