Вы здесь

Смелый шаг… вбок

Итак, Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» принят, но заздравных речей событие вызвало негусто. Напротив, оправившись от лёгкого замешательства после его чтения, медицинское сообщество стало высказывать своё недовольство. Зря, выходит, на полном серьёзе полемизировали, когда закон был ещё проектом. При том, что дух-то он, в общем, сохранил, но вот с буквой, точнее – с буквами, произошли обескураживающие метаморфозы. Об этом говорилось в статье президента Российской ассоциации общественного здоровья, кандидата медицинских наук, доктора политических наук ндрея Дёмина «Кому табачный дым застлал глаза?» (см.«МГ» № 22 от 22.03.2013). Разделяя, в целом, точку зрения важаемого коллеги, не могу не дополнить его несколькими своими суждениями.


Ловкость творческих мук и никакого мошенничества


Мне уже доводилось высказываться по данной теме на страницах газеты в материале «Дым в Отечестве нам горек и печален» (см. № 69 от 19.09.2012). Многие годы, будучи врачом-психотерапевтом и гипнологом, профессионально занимаюсь амбулаторным лечением зависимостей, в том числе и табакокурения. Напомню, в формировании интереса к сигарете, который затем толкает к пробным затяжкам и развитию зависимости, одну из ведущих ролей играет аудио- и визуализация. Именно они подкрепляют мотив человека решить какие-то психологические проблемы с помощью этого «костыля». Стоит лишь увязать «крутизну» курения с любым вариантом жизненного успеха, подать блюдо к обозрению на блюдечке СМИ, готовых зарабатывать на чём угодно, - полдела сделано. А если зритель - «юноша, обдумывающий житьё», не сомневайтесь - попробует обязательно.

Разработчики проекта закона, по всему, прекрасно ориентировались в «психологизмах» и абсолютно логично намеревались выбить козырную карту видео- и аудиорекламы (чаще косвенной - в телепередачах, кино, театральных постановках) из рук табачников. А теперь сравните две строчки. Одна из проекта, другая из закона, с сохранением общей преамбулы: в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются…
В проекте: «…демонстрация табачных изделий и процесса их потребления … во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая…»


В законе: «…демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака … во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая…»

Как говорится, почувствуйте разницу.

Мои пожелания удачи думцам и воли принять этот пункт без потерь в синтаксисе и содержании (в предыдущей публикации), видимо, не сработали. Редактирование сих строк таки произошло. Не надо быть «остепенённым» филологом, чтобы увидеть, какой простор в трактовке фразы, случись судебные слушания по фактам скрытой пропаганды курения, адвокатам табачников открывает её узаконенный вариант. Полностью согласен с А.Дёминым: «Юридическая и лингвистическая эквилибристика … вероятно, не случайны, могут разрушить дух и букву обязательств государства как перед населением страны, так и по Рамочной конвенции».
 
Даже после беглого ознакомления с документом не оставляет впечатление мёртворождённости, поскольку о механизмах правоприменения многих его статей, кроме запрета на курение в общественных местах, остаётся только фантазировать.

Но не будем о грустном. Есть и позитивные посылы.

«Законом предусмотрено, -пишет А.Дёмин, - что «оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями… осуществляется в соответствии с государственной программой гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Медицинска  помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основестандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

…При этом ни стандарты, ни порядок соответствующей помощи Минздравом пока не согласованы и не утверждены, даже для взрослых, не говоря уже о зависимых несовершеннолетних.

 
В настоящее время вопросы вспомоществования аддиктам регламентируются приказом МЗ РФ № 140 от 28.04.1998 «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных» и целым пакетом приказов МЗ РФ от 04.09.2012, которыми, в числе прочего, утверждены порядки и стандарты первичной медико-санитарной помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Во всех этих документах напрочь отсутствует упоминание табачной зависимости. Код F 17.0 «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления табака» по МКБ-10 как сквозь землю провалился. Тому имеются причины. Среди них не последняя – цена вопроса. Поскольку, как ни крути, число курильщиков – легальных ад-диктов – на порядки превышает число зависимых от прочих ПАВ вместе взятых.

Если заглянуть в уже имеющиеся наркологические стандарты диагностики и лечения, то практически ни один из них не обходится без психотерапии. Поскольку, с точки зрения терминологии, купирование интоксикации ПАВ или снятие «ломки» при синдроме отмены тоже лечение, но не есть лечение в законченном смысле слова. В идеале, если говорить о биологическом выздоровлении, лечение подразумевает полное преодоление патологического влечения к ПАВ и избавление от зависимости в любых жизненных ситуациях на годы вперёд. Ни один психотропный фармпрепарат или витамин, которыми «напичканы» действующие стандарты, привести к этому не в состоянии. И это должны чётко себе представлять и пациенты, и наркологи. Под силу это на сегодняшний день только некоторым психотерапевтическим методам из более чем полутысячи занесённых в энциклопедию по специальности.

Процесс лечения табакокурения, зависимостей вообще кропотливый и трудоёмкий. С диагностикой, слава богу, всё элементарно и ни копейки не стоит. Один вопрос из одного слова. Один ответ из одного слова. Диагноз готов и верифицирован. При искреннем желании человека избавиться от зависимости, при наличии финансовых возможностей, его личных, или, будем всё же надеяться, в перспективе из средств ОМС, можно приступать  лечению.  Один ответ из одного слова. Диагноз готов и верифицирован. При искреннем желании человека избавиться от зависимости, при наличии финансовых возможностей, его личных, или, будем всё же надеяться, в перспективе из средств ОМС, можно приступать к лечению.

Ещё раз про гипноз
Лет 10 назад надежду куриль щикам посулила обложка книги Аллена Карра «Лёгкий способ бросить курить». Богатый опыт заядлого курильщика (до 100 сигарет в день) позволял ему предметно вести разговор с читателем, за исключением специальных вопросов. Дадим ему слово.

«В конце концов, жена отправила меня к гипнотерапевту. Должен признаться, что всегда скептически относился к гипнозу, ничего о нём в то время не зная… Я считал, что гипноз включает в себя насилие над волей, и хотя и не препятствовал происходящему (как и большинство курильщиков, я действительно хотел бросить), но полагал, что никому не удастся одурачить меня и доказать, что потребности в курении у меня нет. …Сеанс оказался пустой тратой времени.

Гипнотерапевт пытался заставить меня поднять руки и проделать другие разнообразные вещи. Оказалось, что толком ничего не получается: я не утратил сознания, не погрузился в транс (по крайней мере, не думал, что это произошло). И всё же я не только бросил курить после такого сеанса гипноза, но и сделал вывод, что этот процесс (включая период отвыкания) приятен».

Не правда ли, любопытный контрапункт: «Сеанс оказался пустой тратой времени… И всё же я бросил курить…»? Простим небрежность стиля и незнание того, что даже лёгкий транс (когда клиент не засыпает вовсе), обладает выраженным терапевтическим эффектом. Простим потому, что ключевые акценты Карр совестливо расставляет верные:

«Никогда не обращайтесь к гипнотерапевту, если он не был рекомендован вам кем-то, кого вы уважаете и кому верите"

 
(Рак лёгких достал-таки Аллена Карра спустя годы после отказа от курения. Земля ему пухом!)

Фантазии на заданную тему

«Потребление табака в любой форме – неизлечимая, рецидивирующая болезнь. Сегодня наркологическая теория и практика могут привести к устойчивой ремиссии, длящейся год, у менее 20% потребителей», – утверждает в своей статье А.Дёмин. Возможно, в наркологической практике так оно и есть. Наркология и психотерапия, занимающиеся зависимостями на двух дополняющих друг друга этапах, – всё же две разные медицинские специальности. В борьбе с табакокурением, если оставить за скобками заместительную терапию никотинсодержащими формами, наркология «может отдыхать». Мне удаётся прослеживать катамнез некоторых своих пациентов. Менеджер соседнего с поликлиникой автопредприятия С., 45 лет, не курит 6 лет; дочь сотрудницы – С., 35 лет, не курит 5 лет; сын ещё одной коллеги – А., 22 года, не курит 4-й год. Конечно, иногда бывают, по разным причинам, и так называемые «срывы». О них я узнаю от самих пациентов, кто в течение года, оговорённого психотерапевтическим контрактом, является на «гарантийное обслуживание». Но повод ли это для скепсиса? При обоюдном стремлении пациента и врача к результату статистика если не радужная, то более чем обнадёживающая.

Но дорогого стоит. И в прямом, и переносном смысле. Частные центры крупных городов, если пробежаться по интернетовским сайтам, предлагают такого рода услуги, в зависимости от метода и квалификации специалиста, за суммы в пределах 10 тыс. руб. Трудозатраты вообще не предсказуемы для каждого конкретного пациента. Кому достаточно 2-3 сеансов гипносуггестии, а кому и 5-7, не считая 3-4 часов рациональной психотерапии. Справедливости ради скажем, что на гипнозе свет клином не сошёлся. Отмечается эффект и от иглорефлексотерапии. На одной из научно-практических конференций довелось услышать сообщение об успешной программе отказа от курения с использованием техник гештальт-терапии. Какую из психотерапевтических методик и в каком объёме фонды ОМС согласятся проплачивать – один вопрос. Заинтересуют ли психотерапевтов предлагаемые региональными фондами тарифы за их услуги – другой. В конце концов, можно утвердить и такой стандарт: диагностика (см. выше) – 0 руб., амбулаторное лечение – выписка рецепта на никотиновый пластырь (жевательную резинку) – 1 руб. Таким образом, и закон будет соблюдён, и казна в накладе не останется.

В свете вышеизложенного пока что нечего возразить на сентенцию А.Дёмина: «Одно из очевидных затруднений на этом пути – относительная дороговизна качественной помощи по отказу от потребления табака в сочетании с наличием десятков миллионов потребителей. В этой ситуации наше государство вряд ли готово раскошелиться».

Дежавю о будущем

В заключение отдадим ещё раз дань памяти Алену Карру, которого в чём – в чём, а в неискренности не упрекнёшь.
«Табачные компании хитроумно составляют невыразительные предупреждения о вреде курения для здоровья, помещая его на сигаретных пачках, а на телевизионные кампании, в которых рассказывается об угрозе рака, зловонном дыхании и ампутации ног, правительство тратит лишь жалкие крохи. После этого правительство находит моральные оправдания, заявляя: «Мы предупреждали вас об опасности. Это ваш выбор». Курильщик отнюдь не имел возможностей выбирать больше, чем наркоман, пристрастившийся к героину… Почему существуют двойные стандарты? Почему наркоманы-героинщики, считающиеся преступниками, могут зарегистрироваться как наркоманы и получить соответствующее медицинское лечение, чтобы избавиться от своей зависимости? Попробуйте-ка зарегистрироваться как наркоман, пристрастившийся к никотину!.. Если вы обратитесь за помощью к врачу, он скажет: «Перестаньте курить, или курение убьёт вас». Но это вы и сами знаете. Или выпишет вам рецепт на препарат от никотиновой зависимости, который будет содержать тот самый наркотик, от которого вы пытаетесь отказаться!»

Комментировать нечего.

Остаётся лишь напомнить читателям, что материал А.Дёмина газета опубликовала под анонсом: «Борьба с курением: сделан ли шаг вперёд?»

А чего гадать!

Все мы, включая тех курильщиков, кому посчастливится ещё пожить, – увидим.

Юрий СУПРУНОВ, заведующий лечебно-диагностическим центром Новосибирского областного госпиталя № 2 ветеранов войн, психотерапевт высшей категории.
Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru