23 декабря 2024
В рамках реализации Национального проекта «Образование» в 2006 г. был проведен конкурс учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова - один из вузов-победителей конкурса.
Совершенствование и разработка инноваций были начаты в ММА в июле 2006 г. и осуществлялись по всем направлениям образовательной деятельности академии. В частности, на фармацевтическом факультете велась работа над проектами по подготовке нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация» и учебного плана, а также созданию на базе Института фармации учебно-производственной аптеки.
Перемены, перемены...
Процессы, происходящие в фармацевтической отрасли, заставили искать новые подходы в подготовке кадров. Значительно увеличилось число лекарств, возросли расходы на фармацевтические нужды - в странах Европы они составляют 10-20% от бюджета здравоохранения. Преобразились и сами аптеки - неброское оформление, непременная стеклянная витрина с маленьким окошечком навсегда остались в прошлом.
Если обратиться к истории развития фармацевтического образования, то на первом этапе (в 5080-е годы ХХ века) в образовательных программах доминировали химико-физические дисциплины, основное внимание уделялось совершенствованию аптечной службы. Второй этап (1980-2000 гг.) характеризуется уменьшением числа производственных аптек, специализацией аптечной службы, увеличением числа готовых лекарственных форм. В этот период в учебном плане начали доминировать медико-биологические дисциплины (патология, фармакотерапия, биология, клиническая фармакология).
- Фармацевтический факультет активно включился в разработку инновационных программ, - рассказывает Иван Краснюк, декан фармацевтического факультета ММА им. И.М.Сеченова. - Государственный образовательный стандарт по специальности «Фармация» был разработан в 2000 г. Однако за прошедший период на фармацевтическом рынке произошли значительные перемены, требующие поиска новых подходов в образовнаии специалистов.
К современным тенденциям следует отнести фактическую ликвидацию централизованной системы обеспечения ЛС (аптечной службы), возникновение свободного рынка лекарств, изменение статуса химико-фармацевтической промышленности и центров исследований по разработке новых ЛС. Также наблюдаются явные тенденции к смещению акцента в профессиональной деятельности с исследований и разработки ЛС на пациента.
- Расширение сферы фармацевтической деятельности обусловливает необходимость совершен
ствования высшего фармацевтического образования, - отмечаетИ.Краснюк. - Прежде всего, это касается интеграции системы отечественного фармобразования в европейскую, создания системы непрерывного образования, развития послевузовской специализации.
В мае 1998 г. в Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана «Совместная декларация о гармонизации систем европейского высшего образования», которая впоследствии была названа Болонской. На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечено более 45 стран Европы, включая и Россию.
Фармацевт или провизор?
Основная цель преобразований - создать единую общеевропейскую, конкурентоспособную систему образования, обеспечивающую свободное перемещение дипломированных специалистов на рынке труда в объединенной Европе. Подписав Болонскую декларацию в 2003 г., наша страна взяла на себя обязательства по реформированию высшей школы.
- При разработке государственного образовательного стандарта нами были проанализированы учебные планы ряда фармацевтических учебных заведений стран Европы, - говорит И.Краснюк.
Исторически сложилось три группы национальных систем фармацевтического образования. Во-первых, группа Центральной и Восточной Европы и Скандинавии, где в основу положены химические науки. Во-вторых, франко-итало-испанская школа, где преимущество отдается медико-биологическим дисциплинам. В третью группу входит еще несколько стран, в том числе Великобритания.
Основными направлениями профессиональной деятельности в высшей школе стран Европейского экономического сообщества являются: технология лекарственных форм; производство и контроль лекарственных средств; хранение и распределение лекарств через оптовое звено; изготовление и распределение лекарств в аптечной сети; аптеки лечебно-профилактических учреждений; научная информация.
Между тем остаются большие отличия в преподавании дисциплин. Например, преподавание аналитической химии составляет в Германии 46%, в Великобритании - 26%; биологических дисциплин в Нидерландах - 12%, во Франции - 25%; клиническая фармакология занимает 30% во Франции и лишь 10% в Германии. При этом в странах Европы в учебных планах отсутствуют такие предметы, как физическое воспитание, иностранный язык, философия, военная подготовка. Нет отдельной дисциплины «Организация экономики фармации», хотя изучаются экономика и управление. В Дании все студенты защищают дипломные работы, причем одну дипломную работу могут защищать два студента. Тематика дипломных работ дается аптеками и промышленностью, и они же курируют их и финансируют. (В России к выполнению дипломных работ допускаются студенты, имеющие только отличные и хорошие оценки.)
По квалификации додипломного образования в странах ЕС соблюдается традиционная для стран номенклатура: от «аптекарь» (Германия, Швеция) до «зарегистрированный фармацевтический химик» (Великобритания, Ирландия). В Финляндии, как и в России, специалист с высшим фармацевтическим образованием - «провизор». Однако чаще всего в странах Европы в номенклатуре специалистов с высшим образованием преобладает термин «фармацевт».
Что немцу хорошо, то и русскому тоже...
Каково соотношение существующей в России системы додиплом-ного высшего фармацевтического образования со странами Европейского экономического сообщества?
Сегодня в России подготовка специалистов-провизоров осуществляется по 5-летней программе при очной форме обучения и в рамках годичной послевузовской подготовки (интернатуры). Сходные требования существуют и в странах Европы. По срокам обучения большинство европейских стран следует рекомендациям, принятым директивой EC 85/432. В частности, рекомендуется не менее чем 5-летняя программа университетского обучения и практическая подготовка в течение 6 месяцев в аптечном учреждении. Сегодня в европейских странах существует следующий порядок: 5 лет обучения - Германия, Бельгия, Швеция; 4 года (на базе 2-летнего базового университетского образования) -Англия; 6 лет обучения - Франция, Нидерланды.
- Анализ показал, что по содержанию курсов обучения нам наиболее соответствуют учебные планы университетов Марбурга и Бонна, -отмечает И.Краснюк. - Это связано с тем, что российская школа традиционно близка к германской, в которой превалируют химические дисциплины.
При разработке проекта Государственного образовательного стандарта по специальности «Фармация» была поставлена задача максимально приблизить учебный план к европейским образовательным программам. Вместе с тем общее количество часов осталось без изменений, согласно ГОС - 8802 часа.
Прежде всего был сокращен блок гуманитарных дисциплин. В частности, переведены в элективы такие дисциплины, как физическое воспитание, иностранный язык, сокращено обучение по философии. Дисциплина «Педагогика» перенесена на последипломное обучение, «Психология» - на 8-й семестр. За счет этого удалось значительно увеличить другие образовательные блоки: естествено-научных и математических дисциплин - до 2079 часов (было 1962 часа), медико-биологических дисциплин - до 1188 часов (был 881 час), профессиональных дисциплин - до 4347 часов (было 3909 часов). Сокращено и количество экзаменов (с 28 до 24) и зачетов (с 27 до 19).
Болонским процессом предусматривается также и введение системы зачетных единиц - кредитов. «Емкость» всех видов учебной работы в учебных планах будет установлена в зачетных единицах: 1 зачетная единица составляет 36 академических часов. В новом учебном плане содержится 300 кредитов.
В учебный план введены новые формы и методы обучения, а также новые дисциплины, курсы и циклы: патобиохимия, иммунология, фармацевтическая информация, фармацевтическая экология (фармацевтическая химия с курсом токсикологической химии), фармацевтическая биоэтика (на кафедре ОЭФ). Разработаны деловые игры, тесты и ситуационные задачи на этапах обучения и контроля и не только на профильных кафедрах. Вводятся элективные курсы (материалы для преподавания на иностранных языках); гомеопатия, косметология (кафедра технологии лекарственных форм).
В курс биотехнологии введены разделы: «геномика», «протеомика», «таргетный скрининг лекарств». На кафедре фармхимии студенты работают с унифицированной системой для определения наркотических и одурманивающих веществ -Токси-лаб. На кафедрах проводится обучение инструментальным методам - газожидкостной хроматографии, высокоэффективной жидкостной хроматографии, ИК-спектроскопии, ЯМР, а также изучается твердофазная экстракция.
Аптека для студентов
В рамках образовательного проекта созданы электронные учебники и электронная библиотека. Пока единственная в вузе. По словам И.Краснюка, в 2007 г. должны быть выпущены последние 6 электронных дисков из общей библиотечной серии, и, таким образом, она будет полностью укомплектована необходимыми обучающими материалами.
- По окончании обучения выпускники проходят итоговую государственную аттестацию в форме междисциплинарного экзамена, целью которой является оценка их теоретической и практической подготовленности, - продолжает И.Краснюк. - Такая оценка предусмотрена и проектом нового государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация состоит из трех этапов: оценки практической подготовленности; междисциплинарного тестирования; междисциплинарного собеседования или защиты дипломной работы.
Проект нового государственного образовательного стандарта и учебный план были одобрены на последнем координационном совете по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию (в нем приняли участие представители 44 вузов страны). В настоящее время проект находится на согласовании в Минобразования России. Планируется, что с нового учебного года он будет введен в действие.
Не менее интересен другой проект фармфакультета, разработанный в рамках инновационной образовательной программы, - создание учебно-производственной аптеки. На ее базе студенты смогут в режиме реального времени изучить деятельность аналитического и производственного отделов, работу с населением. По словам И.Краснюка, в работе аптеки будут задействованы ведущие кафедры факультета: фармакологии, технологии лекарственных форм, фармакогнозии, фармацевтической химии, организации и экономики фармации.
Как планируется работа аптеки? Она будет состоять из трех помещений: учебного торгового зала, производственного блока, аналитического центра. В настоящее время закуплено оборудование и ведется его установка. Планируется, что в учебной аптеке будут представлены как открытая форма торговли, так и закрытая. Система видеонаблюдения позволит преподавателям в режиме реального времени следить за тем, что происходит в торговом зале. В другом помещении разместится производственный отдел, где организуют производство ЛС - экстемпоральное и малосерийное. В третьей комнате будет проходить анализ лекарственных препаратов.
При обучении студентов планируется использовать тренинги и деловые игры (вся необходимая методическая база была разработана на факультете в IV квартале 2006 г.). В перспективе на базе аптеки будет проводиться один из этапов госаттестации - прием практических умений, а также по окончании каждого модуля - оценка практических навыков.
- Создание аптеки преследует чисто учебные цели, - поясняет И.Краснюк. - Она не будет торговать теми препаратами, которые изготовят студенты. Основная задача в данном случае - обучить студентов практическим навыкам и умениям, с тем чтобы они приходили на практику в настоящие аптеки уже подготовленными. Это первая учебная аптека в стране. Возможно, наш опыт возьмут на вооружение и другие вузы. Количество муниципальных аптек резко сокращается, и в некоторых регионах их уже практически нет. В этой связи студенты могут вовсе остаться без практики.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru