09 ноября 2024
Американский художник Пол Джексон Поллок (1912-1956) учился в Высшей школе прикладного искусства в Лос-Анджелесе, затем - в Нью-Йорке в Художественной студенческой лиге. После 1940 г. обратился к абстрактному искусству, став лидером его тихоокеанской школы, родоначальником абстрактного экспрессионизма. Опирался на принцип спонтанного формотворчества. Пользовался техникой дриппинга, заключающейся в нанесении красок на холст без помощи кисти.
Недружелюбные неживые поверхности неизвестных планет, агрессивные геологические разломы и брутальные тектонические сдвиги, неживой хаос броуновского движения неорганических частиц и смертельные солнечные протуберанцы… Деструктивная энергия картин Поллока завораживает и подчиняет зрителя, несмотря на то, что его абстракции художника не имеют конкретного содержания.
Многие дилетанты почему-то считают, что абстрактную картину может написать любой человек (и даже обезьяна - так они привычно и плоско шутят). Но они не понимают того, что передать духовную энергию через полотно может только очень большой мастер, целенаправленно усложнивший свою задачу именно тем, что предпочел нонфигуративную живопись сюжетной, в которой легко можно впечатлить невзыскательного зрителя исключительно самой темой произведения.
Недоброжелатели иронизировали над картинами Поллока, говоря, что он просто-напросто не умеет рисовать, оттого-то и выбрал абстрактное искусство. Это было заведомой неправдой или ошибкой. Абстракционизм стал для художника попыткой манеры говорить с окружающим миром по иной причине.
Пол Джексон Поллок стал алкоголиком настолько рано -двадцати с небольшим лет от роду, - что гипотеза о существовании у него выраженных личностных проблем не нуждается в комментариях. Уже в раннем возрасте он предпочел вечернее обучение для того, чтобы реже встречаться со сверстниками. «Люди меня всегда одновременно пугали и утомляли», -как-то сказал Поллок. Приступы депрессии возникли у него в детстве и продолжались всю жизнь. Скорее всего, именно психологический профиль художника сформировал его столь раннюю и тяжелую алкогольную зависимость.
Алкогольная проблема мастера - это то, что лежало на поверхности; но тонкий наносной аллювиальный слой скрывал глубину и сложность подлинной драмы мастера, прячущейся в карстовых пещерах его психики. Поллок, видимо, лучше других понимая это обстоятельство, обращался за помощью к специалистам-психиатрам и неоднократно лечился в Блу-мингдейлской психиатрической клинике Нью-Йорка. Его общение с врачами-последователями аналитической психологии К.Г.Юнга – увы! – не дало выдающихся клинических результатов: алкогольная проблема художника так и не разрешилась. Но Поллок стал горячим сторонником юнгианской философии и психологической концепции швейцарского гения, которые сумели многое объяснить ему самому в его же собственном артистическом методе.
Поллок неоднократно сравнивал свои работы с индейскими песочными скульптурами, говоря, что он, так же, как и североамериканские индейцы, рисует картину, подходя в процессе ее написания к изображению со всех сторон, бродя вокруг нее по периметру, словно кошка вокруг миски с горячей кашей или планета Солнечной системы вокруг Солнца.
Индейцы использовали этот метод как сакральный ритуал сотворения мира, применяя для этого разноцветный песок и различные мелкие подручные аксессуары – фрагменты шкур животных, растения, бисер, перья и пр. Миф о сотворении мира в изложении индейцев Северной Америки рассказывает о том, что правитель Верхнего мира сбросил с небес женщину по имени Атаентсик за ее гордость и непослушание. Она упала в море и должна была погибнуть, но ей помогли звери – выдра, бобр, ондатра и черепаха. Трое первых начали нырять к морскому дну, принося по горстке песка и укладывая его на черепаший панцирь. Скоро песка стало так много, что на черепахе смогли уместиться и сама Атаентсик, и ее животные, и весь остальной мир. Борозды панциря стали руслами рек, а его выпуклости – горами. Морской песок был использован в качестве строительного материала для сотворения мира индейцев Северной Америки. (Земля и песок как основа мироздания – один из частых мифологических сюжетов самых разных цивилизаций.)
Обрядовые традиции индейцев стали важным источником одной из современных разновидностей психотерапии – песочной терапии. (Песочные рисунки были известны не только в Северной Америке: к примеру, буддистские мандалы тоже создаются при помощи цветного песка, что свидетельствует об универсальности – архетипич-ности и сакральности такого способа творчества). Этот психотерапевтический метод возник и сформировался именно в рамках юнгианской аналитической психологии. Песочная терапия – это способ общения пациента с миром и самим собой; метод снятия внутреннего напряжения и его воплощения на бессознательно-символическом уровне. Он повышает уверенность человека в себе, открывая ему новые пути развития. Песочная терапия позволяет субъекту прикоснуться к глубинному Я, восстановив его психическую целостность, собрать-сконструировать уникальную картину его мира и его персонального мифа.
Терапевтический процесс сотворения новой Вселенной состоит в том, что во время занятий песочной терапией человек создает для себя свободное и защищенное пространство, в котором он может выражать свой мир и исследовать его, превращая былой опыт и непонятные тревожащие переживания в зримые и осязаемые образы: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым», – писала об этом автор метода Д.Калф в своей работе «Sandplay», (1980).
Картины Поллока становились такими картинами на песке. Он и писал их чем угодно – не только кистью: палкой, метлой, пульверизатором и даже просто капал на холст краской из продырявленного ведра… Важным для него было и то, что его работы обретали рельеф и объем – Пол-лок порой накладывал краски так густо, что их слой заметно приподнимался над уровнем холста, еще более напоминая о песочной терапии.
Но отчего этот психотерапевтический метод остался не слишком эффективным в случае Поллока? Ключевым здесь, как кажется, должно быть словосочетание «сотворение мира». Абстрактные полотна художника не предполагали появления в них одушевленных, точнее говоря,живых объектов: практически каждая его работа представляла собой красочный хаос, в котором просто не было места ни для какой органики. Творимые им миры еще не были готовы к порождению биологической жизни, оставаясь галактическими полуфабрикатами, застигнутыми мастером в процессе приготовления-созревания. Даже одноклеточные организмы не выжили бы в этих мирах. Поллок рисовал доархетипический мир, в котором еще не возникло базы-субстрата для формирования архаических психологических структур, так много значащих в жизни человека, столь многое решающих в его быте и бытии. Его сотворение мира лишь начиналось: песок, принесенный выдрой, бобром и ондатрой со дна моря, еще рисовал-вылепливал только горы и долины, только утрамбовывался в геологические слои палеозоя… Но ведь индейский миф имел и долгое продолжение, рассказывая и о дочери Атаентсик, и о ее внуках – Иоскехе и Тавискароне, которые по-индейски, но так похоже пересказали историю Каина и Авеля... История и миф не остановились на обретении почвы под ногами – создании Земли, тогда как Поллок намертво застрял в первом из дней Творения, споткнувшись на задаче создания света и отделения его от тьмы. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» Тут он и остановился. Решение не получалось. Свет никак не мог воссиять, несмотря на многократные попытки художника. Ну как тут не запить?!
Поллок погиб в автомобильной катастрофе, когда в очередной раз сел за руль в состоянии алкогольного опьянения. Это был последний день съемок документального фильма «Джексон Поллок пишет картину». Джексон Поллок закончил свою картину. Ему не было и 44 лет.
Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Института
ментальной медицины.
Северный государственный медицинский университет.
Архангельск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru