Вы здесь

Звуковая терапия: надежды и возможности

Наличие любого из заболеваний, имеющих психосоматическую природу (к их числу относят артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму и многие другие) свидетельствует только об одном: что данный человек не способен жить в той микросреде обитания, в которой он существует.

Страсти бушуют...

Полезно вспомнить первоначальный смысл греческого слова «патология». Основной корень слова восходит к греческому «патос», что означает «страсть». Именно страсть считали причиной большинства человеческих болезней мудрые греки, над наивностью которых снисходительно посмеиваются сегодня ученые мужи. И они были совершенно правы. Под страстью следует понимать устойчивую последовательность возбуждений, которая бесконтрольно бродит по организму человека и склонна длительное время воспроизводить себя сама. Именно эта череда блуждающих возбуждений лишает организм возможности расслабиться и хоть на какой-то период возвратиться в нормальное состояние.

Интересное открытие дарит людям антрополог Э.Уилсон в своей книге «Социобиология: новый синтез». По мнению автора, анализ движения цивилизации показывает, что природа уступает первенство ведущей силы развития человека новому надбиологическому инструменту - культуре во всем ее положительном и отрицательном многообразии.

Согласно современным представлениям, аппарат, управляющий нашими реакциями, возникающими в ответ на любой стрессорный раздражитель, будь то неустранимый гнев начальства или внутренний психологический конфликт, основанный на ревности или зависти, находится в головном мозгу.

Как же можно ограничить послестрессовые изменения в организме, с тем, чтобы вернуть его в исходное состояние, вернуть способность стойко переносить новые и новые стрессорные воздействия? Одним из путей может стать лечение звуком или, говоря иначе, акустическая терапия.

Мир звуков - мир человека

Психологические эффекты звука широко известны. Плач грудного ребенка является самым действенным стимулом по переключению внимания. Специфика колыбельных песен в последние годы стала предметом пристального научного анализа, так как механизмы их воздействия на психику представляются весьма интересными с лечебной точки зрения. Ни один из видов искусства не обладает такой силой влияния на молодежь, как музыка. Именно поэтому музыка специального психологического свойства является неотъемлемым элементом деятельности тоталитарных сект и деструктивных молодежных движений. S.Martino и соавт. в 2006 г., проанализировав многолетние исследования, проведенные сотрудниками Лос-Анджелесского университета, пришли к выводу, что музыкальные предпочтения подростков являются самым весомым фактором, определяющим их половое поведение.

Сложными акустико-психологическими взаимодействиями определяется и то, что в атаку полк идет с криком «ура», а матерый каратист орет нечеловеческим голосом, разбивая ребром ладони груду кирпичей. Звук и крик обладают вполне определенным обезболивающим эффектом. А при изображении рая в большинстве религиозных учений обязательно присутствует ангельское пение как вариант звуковой стимуляции. Интересный эксперимент провели в свое время английские ученые. В ясельной группе во время дневного сна воспроизводили звуки биения сердца женщины. Дети при этом продолжали спать. Но если включались сердечные тоны, записанные у женщины, чем-то взволнованной и обеспокоенной, они быстро просыпались и начинали дружно плакать.

Все эти известные факты я напомнил только для того, чтобы еще раз подчеркнуть: возможности звукового воздействия на человека гораздо больше того, как они сегодня используются в медицине. В первую очередь потому, что звук, каким бы он ни был, это волновой процесс. Как справедливо писал профессор В.Улащик в 2004 г., каждая биологическая система или орган является сложной ритмической структурой, а характеристики ритмов определяют их состояние как здоровое или больное, их адаптационные возможности и, конечно же, устойчивость к стрессам.

Американский химик Джим Гимзевский установил, что каждая живая клетка пульсирует. Например, живые клетки дрожжей испускают звук частотой в 1000 Гц. Так возникла новая область биологической науки - соноцитология. Оказалось, что спектральная картина испускаемого клеткой звука меняется в зависимости от ее состояния, а с другой стороны, появился инструмент для направленного изменения клеточных функций при помощи внешних звуковых воздействий, способных входить в резонанс с собственными колебаниями клетки и ее отдельных структур. Еще в середине прошлого столетия было установлено, что человек тоже излучает специфические звуковые колебания своими барабанными перепонками. Природа этих загадочных звуков не установлена до сих пор, хотя они относительно легко регистрируются специальной аппаратурой и даже используются в диагностике болезней слухового анализатора. Установлено, что на параметры звука, излучаемого клетками, очень большое влияние оказывают генные мутации. И это, предполагают, даст в будущем эффективный инструмент для типирования злокачественных клеток. Уже сегодня записаны «голоса» лейкемических клеток, а также их изменения в ходе терапии лейкоза.

Альфред Томатис, известный французский оториноларинголог, автор методики слуховой терапии, установил, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, а низкочастотные, наоборот, обусловливают потерю энергии, что часто приводит к депрессивным состояниям. Специалисты утверждают, технологическое развитие цивилизации приводит как раз к преобладанию в окружающей среде опасных для здоровья низкочастотных звуковых эффектов.

Ряд исследователей говорят, что сейчас человечество впало в период эмоционального кризиса, который и состоит как раз в том, что эмоциональная сфера людей повсеместно обедняется, упрощается, примитивизируется. С одной стороны, массированное и планомерное разрушение эмоциональной сферы ведет массовая культура, штампующая стандарты жизни путем сведения эмоционального разнообразия до уровня словарного запаса Эллочки-людоедки. С другой - наиболее существенной причиной является бурно развивающийся технический прогресс, причем не сам по себе, а сопутствующее ему технократическое мышление, девальвирующее такие категории, как жизнь, любовь, красота, творчество.

Известно, что левое полушарие мозга обеспечивает речь, логическое мышление и двигательную активность, а правое - чувственность и эмоции. Начиная со школы, образовательный процесс с садистской методичностью уничтожает правое полушарие, не давая стимулов к его развитию, гипертрофируя при этом левое. Мозг теряет естественную функциональную асимметрию, а организм - стрессоустойчивость.

Заманчивые лечебные возможности

Под музыкальной терапией понимают контролируемое использование средств музыки для достижения желаемых клинических эффектов. Как самостоятельная медицинская специализация музыкальная терапия возникла вскоре после Второй мировой войны в США и стремительно распространилась по всему миру.

Последнее обострение интереса к лечебным возможностям музыки возникло в 1993 г. в связи с публикацией исследований F.Rauscher и соавт. во влиятельном научном журнале Nature. Было установлено, что прослушивание одного из сочинений Моцарта - сонаты для двух фортепиано К448 - приводит к значительному усилению способности человека отвечать на тесты, характеризующие пространственное воображение. Эффект длится до 15 минут после завершения прослушивания, затем обследуемые возвращаются на обычный для них уровень решения подобных задач. Обнаруженное явление стали называть эффектом Моцарта, а приведенные в статье данные явились предметом острых дискуссий среди специалистов. Надо сказать, что часть исследователей не смогли подтвердить существование подобного эффекта, но нашлись и те, которые доказали его подлинность объективными методами, использующимися в клинической неврологии. Чтобы убедить скептически настроенных оппонентов, F.Rauscher не постеснялась предложить музыку лабораторным крысам. Одной группе хвостатых пришлось слушать К448, второй  - поп-музыку, третьей - белый шум.
 
Четвертой повезло пожить в тишине. Результаты удивили и самих исследователей: крысы, наслушавшись Моцарта, достоверно быстрее и с меньшим количеством ошибок выполняли предложенные тестовые задания, связанные с ориентацией в пространстве. Клинические исследования, проведенные у добровольцев, показали, что в течение 10 минут после прослушивания сохраняется повышенная активность бета-ритма мозга в различных его участках, а также отмечается выраженная синхронизация электрической активности.

Впечатляющие данные получены при изучении влияния звуковой стимуляции на больных эпилепсией. В одном из исследований у 23 больных из 29 электроэнцефалография показала значительное падение эпилептической активности в различных участках мозга после прослушивания К448. Отмечено сокращение в 3 раза длительности судорожного периода у больных, находившихся в эпилептическом статусе.

Специальные исследования с применением наиболее точного из существующих методов визуализации структур головного мозга - позитронно-эмиссионной томографии - установили, что при прослушивании музыки активизируются самые разные участки головного мозга, причем даже те, которые никогда не относились к слуховому анализатору. Оказалось, что в различных отделах мозга анализируются и отдельные параметры музыкального стимула: частота, тембр, мелодика, ритмика, размер, лад. Особый интерес представляет то, что под действием акустической стимуляции и музыки в первую очередь меняют свою активность участки мозга, отвечающие за эмоции и иннервацию внутренних органов: сердца и сосудов, бронхиального дерева, желудка с кишечником и т.д. Как раз те регуляторные системы, повлиять на которые мечтают доктора, занимающиеся лечением всех психосоматических заболеваний.

Чтобы выявить, присутствует ли какая-либо мистическая компонента в сочинениях Моцарта, было подвергнуто компьютерному анализу несколько сотен произведений различных композиторов - от классиков до современников. Анализ показал, что произведения Моцарта и Баха отличаются высокой степенью долговременной периодичности, причем наиболее часто величина этой периодичности лежит в диапазоне 10-60 секунд. Нетрудно заметить, что физиологически обусловленная ритмическая активность мозга расположена преимущественно в указанном диапазоне частот. Это обстоятельство обусловливает возможность резонансного взаимодействия комплекса акустических стимулов музыки с естественными биологическими ритмами мозга.

Было установлено также, что современная эстрадная музыка, а именно та ее часть, которую в народе именуют попсой, не имеет долговременной периодичности, соответственно, не резонирует с естественными мозговыми ритмами и не обладает терапевтическими свойствами. По сути, это принципиально иной, нежели музыкальный, тип акустического воздействия на человека, механизм которого полностью не изучен, однако то, что известно, не может не вызывать опасений. Музыка, использующая чрезмерную громкость (на грани допустимых физиологических норм), гипнотизирующее структурирование (примитивный мелодизм, монотонный, «забойный» ритм и т.п.), ведет к подавлению эстетического слоя эмоций и индуцирует бурю биологических инстинктов. Она, без сомнения, также обладает выраженным нейропсихологическим воздействием, но не развивает и не усложняет структуру эмоций.

Используя чувство ритма

М.Boso и соавт. (2006) показали, что музыка оказывает прямое воздействие на центры мозга, ответственные за руководство вегетативной нервной системой, которая управляет сердцем и другими внутренними органами. Музыка является одним из наиболее простых и эффективных средств, способных активизировать синтез эндорфинов и внутренние стресс-лимитирующие системы.

Наблюдения показывают, что использование музыки в записи значительно уступает ее живому исполнению, особенно при непосредственном участии пациента в музыкальном процессе. Точно так же установлена более низкая клиническая эффективность музыкального воздействия, не учитывающего индивидуальных культурных эстетических и музыкальных предпочтений пациента. В идеале оптимальным, с точки зрения клинического эффекта, было бы музыкально-акустическое воздействие, созданное индивидуально для пациента, на основе его персонального психологического и психопатологического портрета. Для тех, кто не владеет музыкальным инструментом или голосом, активное участие в музыкально-терапевтической сессии ограничено использованием чувства ритма. Отбивание сильных долей такта обладает выраженным воздействием на нервную и другие регулирующие системы организма.

Драмминг (drumming) - широко использующаяся на Западе процедура для лечения алкогольной и наркотической зависимости -происходит от слова «барабан» и дословно означает «барабанивание». Как ни богат русский язык, но аналога слову драмминг мне найти не удалось. Занятия групповые. Руководитель группы задает ритм, который каждый из участников должен «отстучать» какое-то время. Каждый должен уметь встроиться в новый или меняющийся ритм. Резонансные явления, возникающие при совпадении внешних воздействий с внутренними ритмическими процессами, производят массу физиологических эффектов, среди которых можно получать и терапевтически полезные: понижение артериального давления, изменение желудочной секреции, расслабление бронхиальных мышц и другие. Знания о лечебных свойствах ритма широко используются уже тысячи лет среди народов Африки, Азии и Латинской Америки.

Примечательно значение музыкального образования для профилактики психосоматических заболеваний. Детям, посещающим сегодня музыкальную школу, сложно понять, что, осваивая тот или иной музыкальный инструмент, они получают дополнительный и весьма эффективный канал для коррекции стрессорных повреждений организма в будущем. Представляет интерес использование музыки для коррекции проблем, связанных с неумением безболезненно пережить стрессорные воздействия. Именно на этом этапе надо лечить еще не развившуюся гипертонию, стенокардию или язву желудка.

Александр БИЗУНКОВ, кандидат медицинских наук.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru