Вы здесь

Жизненно важное регулирование

Минэкономразвития России к сентябрю 2012 г. планирует представить новую методику определения цен для производителей жизненно важных лекарств, попадающих под ценовое регулирование. Об этом заявил Дмитрий Тер-Степанов, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России на конференции «Госрегулирование и российская фрампромышленность-2012». По его словам, это будет одним из этапов реализации «дорожной карты», разработанной ведомством, на пути внедрения в стране системы лекарственного страхования.



Непростое решение



Несколько лет назад правительство приняло решение о регулировании цен на лекарства. Это решение было непростым, вызванным необходимостью реагировать на последствия мирового финансового кризиса, поскольку имелась серьезная опасность неконтролируемого роста цен на фармацевтическом рынке.



Первая методика определения предельных отпускных цен на лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), была разработана в 2009 г. По словам Д.Тер-Степанова, на тот момент это была вынужденная мера, однако именно введение выбранного тогда механизма госрегулирования позволило «зафиксировать ситуацию на фармрынке». Теперь, когда кризисные явления в основном успешно преодолены, назрела необходимость совершенствования имеющихся подходов к ценообразованию на ЖНВЛП.



В соответствии с поручением Правительства РФ в рамках Мин-экономразвития России была сформирована межведомственная рабочая группа, которая займется разработкой новых механизмов ценового регулирования, в том числе подготовкой предложений по внедрению референтного ценообразования с дальнейшей перспективой перехода на лекарственное страхование. В нее, помимо сотрудников Минэкономразвития, вошли представители Минздравсоцразвития России, Минфина, Минпромторга, Антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам. В своей деятельности межведомственная группа будет учитывать лучший международный опыт, тесно взаимодействовать с участниками рынка, экспертным и научным сообществами.



Дорожная карта



К настоящему времени уже разработана «дорожная карта» по совершенствованию ценообразования на ЛС, ее рабочий вариант представлен на рассмотрение в Правительство РФ. Переход к новой системе предусматривает несколько этапов. Первый – внесение изменений в методику, которые позволили бы отрегулировать первоочередные аспекты, вызывающие особое беспокойство. Например, снижение ассортиментной доступности дешевых лекарственных препаратов.

 

– По мониторингу, который регулярно осуществляет Росздравнадзор, мы видим, что недорогие лекарства постепенно вымываются из аптечного ассортимента, и это тревожный симптом, – отметил Д.Тер-Степанов.



Вторым этапом реализации «дорожной карты» предполагается внесение изменений в действующее законодательство, в первую очередь в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Конечно, это потребует существенно большего времени с учетом регламентных процедур прохождения поправок через органы законодательной власти. Однако без соответствующей корректировки законодательной базы невозможно перейти к заключительному этапу – внедрению страховой системы лекарственного обеспечения.



Первоначально планируется запустить пилотные проекты в рамках определенных госпрограмм, затрагивающие отдельные категории граждан или распространяющиеся на отдельные регионы. Следующим шагом станет распространение системы страхового лекарственного обеспечения на основе рефернтных цен сначала на льготные категории граждан (федеральные и региональные), а затем и на всё население страны.

 

Цена таблетки



Сегодня в рамках рабочей группы идет активное обсуждение возможных путей модификации методики, в частности, выработки подходов к формированию референтных цен, по которым будет осуществляться возмещение.



– Система референтного ценообразования действует в большинстве стран Европы и США и за прошедшие годы показала свою высокую эффективность, – отметил Д.Тер-Степанов. – Мы планируем использовать этот опыт и в России.



Одним из основных направлений государственной политики в области здравоохранения является поддержка отечественного фармпрома и создание условий для его инновационного развития. Однако те механизмы, которые заложены в основу методики определения цен, недостаточно стимулируют производство инновационных лекарств. Выводя их на рынок, производитель не может предсказать заранее, каким будет решение регулирующего органа относительно их цены. И это вызывает определенные опасения, а иногда и нежелание фармкомпаний заниматься разработкой новых продуктов.



В Минэкономразвития России отмечают, что одной из мер в этом плане мог бы стать заявительный принцип регистрации цен в отношении инновационных препаратов, не имеющих аналогов на рынке, и такой подход возможен уже в рамках реализации первого этапа «дорожной карты». То есть параллельно с разработкой и апробацией препарата необходимо просчитать его стоимость с тем, чтобы в случае включения данного лекарства в Перечень ЖНВЛП было заранее ясно, по какой цене будут осуществляться закупки.



Попасть в «списки»



Другая проблема связана с перерегистрацией цен на ЛС. Согласно методике, российские фармпроизводители могут ежегодно перерегистрировать цены с поправкой на инфляцию или в случае изменения цен на сырье, материалы и накладных расходов. Иностранные производители такой возможности не имеют, они регистрируют цены на основе данных о минимальных ценах в странах-производителях и государствах, где зарегистрированы препараты. Как считают в Минэкономразвития России, устранить это несоответствие также можно на первом этапе реализации «дорожной карты» путем внесения соответствующих изменений в методику.



Стоит также отметить, что формирование оптимальной модели референтного ценообразования на лекарственные препараты должно осуществляться одновременно с совершенствованием порядка формирования Перечня ЖНВЛП.



– Сегодня мы не до конца понимаем, на основании каких принципов препараты включаются в данный перечень, – пояснил Д.Тер-Степанов. – А поскольку они включаются по международным непатентованным наименованиям (МНН), невозможно и прогнозировать, какие расходы в дальнейшем государство будет нести по лекарственным закупкам.



Как известно, такой перечень должен быть основой для включения лекарств и в стандарты лечения. Поэтому Минэкономразвития России предлагает использовать принципы фармакоэкономики при включении в перечень того или иного лекарства. Тем не менее в министерстве признают, что решение этого вопроса потребует определенного времени и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru