23 декабря 2024
Льготное лекарственное обеспечение - тема, которая в последние месяцы в центре внимания российского общества. Поэтому новый приказ Минздравсоцразвития России № 110 от 12.02.07 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» был встречен в медицинской среде с определенной долей сомнений. В этом нормативном акте некоторые поспешили увидеть привнесение дополнительных сложностей в работу участковых врачей. Комментарий к этому приказу корреспондент «МГ» вместе с группой телевизионных журналистов получил прямо из первых уст, от министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила ЗУРАБОВА.
- Новый приказ регламентирует разные стороны выписки льготных рецептов. Он четко определяет действия врача в разных случаях. Например, при выписке психотропных или наркотических средств, если речь идет о льготном рецепте по программе дополнительного лекарственного обеспечения, если назначение производится в стационаре.
Ранее участковый врач указывал в рецепте препарат строго по международному непатентованному названию (МНН). При этом провизор сам определял торговую марку, которая могла быть отпущена по этому рецепту. В зависимости от ассортимента препаратов, которые имелись в наличии, и при соответствии их МНН больной получал необходимое лекарство. Как правило, одному МНН соответствует 5-6 торговых.
Минздравсоцразвития России разрешил врачам дополнительно к существующему порядку выписывать препарат и по торговому наименованию. Когда врач знает, что в аптечном киоске поликлиники есть конкретное лекарство или оно имеется в муниципальной аптеке, с которой у данного лечебного учреждения сложились устойчивые договорные отношения, то можно выписать препарат по торговому наименованию. Такой шаг упростит взаимодействие между аптечным учреждением, больным и лечащим врачом. Ведь номенклатура на поставку данного лекарственного препарата в аптеку формируется в том числе по заявке лечебного учреждения. В конечном счете, это избавляет больного от необходимости искать препарат по МНН и разрешает ситуацию выбора, когда фармацевтический работник подбирает препарат, который, по его мнению, отвечает назначению врача.
Другие изменения связаны с тем, что в соответствии с новым приказом срок действия рецептов увеличивается с 14 дней до 1 месяца. Кроме того, на бланке рецепта лечащий врач укажет телефон, по которому аптечное учреждение может связаться с ним или с врачебной комиссией этого ЛПУ, чтобы произвести так называемую синонимическую замену. Проще говоря, при отсутствии указанного врачом лекарства подсказать, чем заменить назначенный препарат. Как видите, изменения, которые внесло Минздравсоцразвития России в действующий порядок, нацелены на упрощение отпуска лекарственных препаратов в аптеках. И прежде всего, это сделано с позиций улучшения обслуживания пациентов. Это избавит больного от необходимости посещать несколько аптек или доверять провизорам подбор имеющегося лекарства.
Еще раз подчеркну, что врач вправе выписывать тот препарат, который он считает необходимым. Если врач считает, что он должен написать в рецепте МНН, пожалуйста, ему никто это не запрещает. Кстати, дискуссия о том, кто должен определить конкретную торговую марку (провизор или врач), в нашей стране идет целый десяток лет. Потому что каждый из участников процесса считает, что он лучше представляет себе, какой препарат поможет больному. Таким образом, Минздравсоцразвития России расширило возможности врача и сделало это, проведя консультации с работниками практического здравоохранения. Названное предложение не вызвало критики со стороны подавляющего числа субъектов РФ.
Что касается перехода в лекарственном обеспечении от страховых принципов к распределительным, то по факту это уже давно произошло в нашей стране. Точнее, с того момента, когда значительная часть граждан, имеющая право на бесплатные лекарства, предпочла деньги натуральным льготам. Берусь предположить, что через несколько лет в программе ДЛО останутся только страдающие особо тяжелыми хроническими заболеваниями люди. Так вот - в отношении этой категории больных никакой страховой принцип действовать в принципе не может. Потому что государство просто обязано обеспечить их лекарственными препаратами независимо от их стоимости. И другой трактовки здесь быть не может: выписываемые лекарства напрямую влияют на качество жизни хронических больных, позволяют им сохранить здоровье, пройти вовремя лечение и реабилитацию. ДЛО вернется к страховым принципам, если законодательная власть примет решения, превращающие эту программу в составную часть государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Есть и другой вариант - право на льготное лекарственное обеспечение распространить, например, при определенных условиях на работающее население. Чтобы заработал простой принцип: относительно здоровые платят за больных. Если же в программе остаются исключительно больные, особенно тяжелые, никакой страховой принцип не сработает. Это уже переход к другой модели, построенной на полном обеспечении потребностей граждан.
Павел АЛЕКСЕЕВ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru